НОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ –

 

 

НОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ –

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МГУ им. М.В. Ломоносова – признанный лидер в системе образования, фундаментальной науки и культуры России в тяжелейших условиях последних лет не только сохранил свои научные школы и научно-педагогический потенциал, но и взял решительный курс на развитие.

 Структурная мобильность Московского университета, продуманные, масштабные и глубокие структурные преобразования затронули практически все уровни – от факультетов и институтов до кафедр, учебных и научных центров. Структурные преобразования являются не только элементом, одним из механизмов адаптации «экосистемы» университета к трудным, динамически меняющимся условиям  «внешней среды» с целью  «выживания» и решения возникающих многочисленных сложных проблем сегодняшнего дня. Преобразования эти, что не менее важно, создают основу для решения стратегических задач развития Московского университета, развития направленного и устойчивого.

Стратегией развития МГУ является органичное соединение высокого уровня фундаментального научного образования с непрерывным расширением различного рода образовательных, научных, экспертных и других услуг. А само развитие образования немыслимо в том числе и без совершенствования технологий образования, внедрения достижений педагогической науки в учебный процесс. Именно с целью решения этой задачи и был создан новый факультет – факультет педагогического образования МГУ, занятия на котором начались с октября 1998 года.

Одной из главных задач нового факультета является создание возможности студентам  всех факультетов МГУ вместе с освоением избранной ими базовой специальности ( базового направления – для бакалавров и магистров) освоить и необходимые для высококвалифицированной и эффективной преподавательской работы психолого-педагогические и методические знания. Ведь, как показывает опыт, выпускники МГУ в той или иной форме в будущем вовлекаются в преподавательскую работу. Поэтому, проводимая на факультете педагогического образования работа по реализации образовательной программы подготовки выпускников для получения дополнительной квалификации «Преподаватель», создает возможности более полного удовлетворения потребности личности в получении образования и повышения социальной адаптации выпускников МГУ.

Получение соответствующего комплекса знаний полезно и для молодых преподавателей и научных сотрудников, занятых в учебном процессе. Такая подготовка существенно повышает эффективность преподавательской деятельности и качество обучения. В связи с этим деканат факультета педагогического образования в настоящее время  решает  задачу разработки ряда   принципиально  новых   образовательных   программ,   направленных    на создание  возможности  для   уже   дипломированных   специалистов     овладеть комплексом необходимых для преподавательской работы психолого-педагогических и методических знаний.

 В рамках этого направления прорабатывается, в частности, возможность реализация образовательных программ для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Причем эта программа будет нацелена не только на подготовку молодых научных работников и преподавателей, но и на выпускников магистратуры и аспирантов.

 Кроме того актуальной является задача подготовки «Учителя учителей» - педагогических кадров на основе выпускников МГУ, обладающих (факт - общепризнанный) высокой  профессиональной подготовкой по базовой специальности. Подготовка таких кадров крайне необходима не только для самого Московского университета, но и для развития и повышения качества всей системы общего и профессионального образования.

С целью реализации этой задачи на факультете педагогического образования прорабатываются возможности введения образовательных программ по подготовке магистров образования на базе выпускников бакалавриата различных факультетов МГУ, а также, возможно, на базе выпускников-специалистов по основным естественно-научным, гуманитарно- социальным, экономическим и другим специальностям.

Другим направлением решения задачи подготовки «Учителя учителей» ( с акцентом на разработку научных и научно-методических проблем образования) на факультете педагогического образования станет традиционная для МГУ форма – подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру. Обучение будет вестись по специальности «Теория и методика обучения (по отраслям знаний)», что позволит, в частности, выпускникам различных факультетов МГУ выполнять научные и научно-методические диссертационные работы, направленные на развитие и совершенствование всей системы общего и профессионального образования России.

В настоящее время на факультете педагогического образования МГУ в рамках упомянутой выше образовательной программы по подготовке выпускников с дополнительной квалификацией «Преподаватель» ведутся занятия по целому  комплексу общих и психолого-педагогических дисциплин. Учебный план включает в себя, в частности, курсы «Общая психология», «Педагогика», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Методология и технология обучения» и ряд других курсов.

Помимо общих и дополнительных психолого-педагогических дисциплин на факультете педагогического образования студенты должны прослушать какие-либо две дисциплины по выбору из блока общеобразовательных дисциплин. Как показывает опыт первых двух семестров работы особым «спросом» пользуются следующие курсы: «Концепции современного естествознания», «История мировой науки», «Религиеведение», «Культурология», «Гендерное образование», «Основы экологии и охраны природы», «Экологическая педагогика и психология». Причем уже есть студенты, которые по собственному желанию превышают необходимый по учебному плану минимум – 2 курса. Факультетом педагогического образования проводится работа по расширению перечня учебных дисциплин по выбору и со следующего   учебного   семестра  ( с сентября 1999 года )    студентам       будет предложен целый ряд новых интересных и полезных для будущих преподавателей курсов.

Кроме того, на своих  «родных» базовых факультетах студенты  изучают  крайне важные для будущей преподавательской работы следующие дисциплины – «История и методология (предмета)», «Методика преподавания (предмета)», «Научные основы школьного курса (предмета)». Работа по специальным «предметным» дисциплинам уже развернута на механико-математическом и химическом факультетах, подготовлены соответствующие программы и на физическом факультете МГУ.

Учебная работа со студентами, обучающимися по программе для получения дополнительной квалификации «Преподаватель», организована таким образом, чтобы при средней нагрузке 2-3 раза в неделю ( занятия проводятся по вечерам по 4 академических часа) полный объем программы мог бы быть освоен за 3-4 семестра. К занятиям по указанной образовательной программе допускаются желающие студенты различных факультетов при согласии деканатов этих факультетов, причем допускаются студенты, как правило, 2-4 курсов. Освоение учебного плана образовательной программы для студентов проходит в «свободном» режиме – студенты сами решают сколько обязательных курсов и курсов по выбору они могут прослушать и сдать в каждом семестре. Важно только, чтобы к моменту получения ими диплома по основной базовой специальности, был полностью выполнен объем учебного плана программы по дополнительной квалификации «Преподаватель».

Необходимо отметить, что в соответствии с государственными требованиями ( это отражено в учебном плане программы) дополнительная квалификация «Преподаватель» присваивается тем выпускникам, которые не только освоили все учебные курсы, но и прошли обязательную 10-недельную педагогическую практику по избранной специальности в среднем общеобразовательном заведении. Такая работа хорошо организована, в частности, на механико-математическом и химическом факультетах МГУ.

Первый год работы факультета педагогического образования по реализации образовательной программы по дополнительной квалификации «Преподаватель» показывает, что у студентов различных факультетов МГУ (обучаются уже свыше 150 студентов 8-ми факультетов) есть большой интерес к получению комплекса психолого-педагогических и методических знаний. Студентов не останавливает даже значительная дополнительная учебная нагрузка и необходимость такой «любимой» всеми ими процедуры как сдача зачетов и экзаменов. Причинами этого, на наш взгляд, являются и осознанная студентами потребность в получении необходимых для преподавательской работы знаний, и желание преобрести соответствующую квалификацию, и высокий профессиональный и педагогический уровень преподавания учебных дисциплин профессорами и преподавателями МГУ – настоящими энтузиастами своего дела.

 

 

                                   Зам. декана факультета педагогического образования        доцент  Л.В. Попов 

Назад