Виктор САДОВНИЧИЙ:

ПОКА ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО

 

Уже несколько раз ректор МГУ Виктор Садовничий, выступая перед большими собраниями представителей высшей школы, говорил о Докладе Национальной комиссии Конгрессу США о состоянии американской системы о6разования «Пока еще не слишком поздно». Ссылаясь на этот документ, академик РАН утверждает, что в отличие от развитых стран, мы в своих попытках реформировать образование выбираем ориентиры, далекие от потребностей третьего тысячелетия. Сегодня по просьбе редакции Виктор Антонович излагает свою точку зрения для наших читателей.

            - Что такое образование, общество сегодня понимает неоднозначно. Считается, что человек имеет образование, даже если он, например, проучился три года в филиале вуза, где преподавали "десантным способом". В отдельных случаях такое образование даже называют высшим.

Я изначально в слово образование вкладываю другой смысл. Получить образование означает для меня, что речь идет о глубоком фундаментальном образовании. Это значит, человек способен дальше самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Он знает законы природы, законы развития общества, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения.

Именно таким образованием всегда отличалась Россия – и в царское время, и в советское, и в наши дни. В этом «тяжелом» образовании лидирующую роль всегда занимали несколько университетов. Они создавали славу и задавали планку всей системы образования. И сегодня у нас в стране есть десятки таких университетов.

К сожалению, в последнее время понятие «образование» обесценено. Высших учебных заведений по стране, вместе с филиалами, - где-то 3200. И все вузы выдают дипломы одинакового образца. Для общества потерян ориентир: не ясно, что такое по-настоящему образованный человек и что такое человек, получивший какое-то образование. Хотя само по себе получение знаний похвально.

Я хотел бы вернуть понятию «образование» изначальный смысл. Почему это важно? Потому что в последнее время произошли такие открытия, такие прорывы в науке, которые может осмыслить далеко не каждый человек, имеющий диплом. Назову лишь некоторые. Расшифрован геном. Образованный человек должен хорошо понимать, что это значит, и к чему могут привести работы в области биоинженерии, к каким благам и каким опасностям. Дальше. Сегодня доказано, что живая клетка имеет свою программу на смерть. Есть гипотеза, что и более сложные биологические системы, включая человека, может, имеют аналогичную программу. Над этой гипотезой сейчас активно работает группа биологов МГУ. Доказательство ее имело бы колоссальное значение для понимания процессов, происходящих в живой природе.

Современная физика открывает совершенно удивительные свойства микромира. Мы знаем о составе атома и атомного ядра. Дошли до понимания кварков – из них состоят частицы, которые раньше считались элементарными. Знаем характеристики кварков: электрический заряд и так называемый цвет. Знаем, что кварки обмениваются глюонами и за счет этого удерживаются друг с другом. Кварки нельзя развести, потому что чем больше расстояние между ними, тем сильнее глюонная связь. И поэтому одиночный кварк в природе не наблюдается. Это противоречит нашему обыденному восприятию мира. В то же время кварк - это реальность. В нескольких крупных лабораториях удалось получить новое состояние материи - так называемую кварк-глюонную плазму. Это доказывает объективность существования кварков и глюонов и приводит к совершенно иному пониманию тонкой структуры материи.

Я думаю, мы на пороге сенсационных открытий, касающихся и макромира, - понимания природы черных дыр.

Настоящая революция происходит в области информатики. Создаются супервычислители – машины, которые могут существенно расширить границы нашего знания. Чтобы получить и обработать исчерпывающую информацию о том, что происходит в воздухе, на земле, под землей, нужны абсолютно  новые типы вычислителей. Кстати, в ведущих лабораториях, в том числе и в Ливерморской, где я недавно был, работы над созданием таких супервычислителей активно проводятся. И стоимость каждого такого проекта исчисляется миллиардами долларов в год. Сейчас мы начинаем понимать, что современные компьютеры, базирующиеся на принципах классической физики, подходят к пределу своих возможностей. И, может, лет через 10-15 мы забудет компьютер, который сегодня у нас на слоте, а будем использовать совершенно другой – квантовый. Он даже по принципу действия не напоминает нынешний. В основе его действия – квантовые закономерности. При этом не просто резко возрастет скорость многих сложных вычислений, а станет возможным проводить вычисления, которые в принципе невозможны на современных компьютерах. Сообщение, посланное по линии кантовой связи, невозможно будет ни перехватить, ни скопировать. Прототипы этих квантовых компьютеров будущего уже существуют.

Молодые люди, имеющие диплом о высшем образовании, должны разбираться в том, что происходит на переднем крае науки.

Не меньшие задачи стоят и перед гуманитарным образованием. Оно должно давать человеку не только фундаментальные гуманитарные знания, но и вооружать его правильным мировоззрением, способностью воспринимать общество как сложную систему, развивающуюся по соответствующим законам. Скажем, экономист должен не просто предлагать копировать те или иные известные экономические модели - японскую, американскую или аргентинскую, но глубоко разбираться в сущности процессов, происходящих в обществе, и делать научно обоснованные выводы.

Я думаю, на самом деле гуманитарные, общественные науки находятся накануне очень крупных открытий, связанных с осознанием новой эпохи, в которую вступил мир. Не так давно американцы создали Национальную комиссию, которая проанализировала состояние современной науки и состояние образования в своей стране. Комиссия сделала вывод: Америка снова находится перед вызовом, как и почти сорок лет назад, после запуска первого в мире искусственного спутника Земли. Жители США, самой могущественной страны мира, через 20-25 лет могут оказаться беспомощными перед требованиями времени. В чем причина? Комиссия отвечает: в слабой математической и естественно-научной подготовке школьников и, соответственно, специалистов.

Причем, в докладе Национальной комиссии Конгрессу США стоят именно эти слова – математическое и естественно-научное. То есть американцы говорят о значимости фундаментального естественно-научного образования и дают безжалостную оценку его качеству в США. Утверждают: нация в опасности. И говорят, что будущее Соединенных Штатов зависит именно от того, сумеет ли страна перестроить свою систему образования в соответствии с этими фактами.

Американцы не просто сделали громкие заявления. Они объявили специальную программу и уже начали ее финансировать. Уже в первый год – 5 миллиардов долларов. На следующие годы просят десятки миллиардов.

А теперь, давайте, сравним. В стране, которая многого достигла, говорят о реформе образования. В каком направлении собираются реформировать? В сторону усиления фундаментальности образования. Что обсуждается в России? Как учить менеджменту… Как учить юристов и управленцев… Как выдавать эти бесчисленные тысячи дипломов. Я считаю, что это заблуждение.

Мы собираемся опубликовать это доклад вместе с комментариями выдающихся ученых, чтобы привлечь внимание общественности к серьезному вопросу: по какому пути должна развиваться система образования страны?

Сегодня важнее серьезно задуматься над тем, какие задачи должна решать система образования, чем обсуждать те или иные ее конкретные стороны.

Записала Наталия Булгакова

Поиск № 3, 2002г.

Назад