Оказывается, Анка училась в МГУ!

"Когда решили снимать фильм о чапаевской дивизии, то сначала задействовали в ленте всех оставшихся в живых чапаевцев. Результат Сталину крайне не понравился, и он дал распоряжение вывести на первый план четырех главных героев. Фурманов олицетворял роль партии, Чапаев - армии, а Петька -- народа. Не хватало героической советской женщины, на которую могли бы равняться представительницы прекрасного пола.

Один из номеров военного журнала "Прапор" был полностью посвящен 25-й стрелковой -- в нем-то и были опубликованы воспоминания санитарки Марии Поповой. Она рассказывала, что в одном из боев она подползла к раненному в руку бойцу, и он буквально силой заставил ее стрелять из пулемета, потому что сам не мог нажимать на две гашетки одновременно. Так и появился в фильме образ Анки-пулеметчицы, названной действительно в честь жены Фурманова Анны Никитичны - по-другому и быть не могло.

--Моя мама служила в дивизии помощником лекаря, - рассказывает дочь Марии Поповой Зинаида Михайловна. - А потом ее перевели в разведроту, потому что очень хорошо умела скакать на лошади. В том бою она подносила патроны и ей действительно пришлось стрелять. Чапаев потом наградил ее часами. А когда вышел фильм, по одной из легенд, Сталин Васильевых спросил: "Кто это?" (Анка ему очень понравилась). Те и ответили, что есть такая Мария Попова, воевала вместе с Чапаем, награждена орденом Красного Знамени. "Вот пусть она и считается Анкой!" -- решил Иосиф Виссарионович. И пока Сталин был жив, мама даже заикнуться боялась, что образ -- вымышленный.

Советские газеты тогда подхватили новое известие о реальном прототипе и сделали из Марии Поповой настоящую героиню.

…Родилась "Анка-пулеметчица" в Самарской губернии. Ее очень рано выдали замуж, но с мужем она прожила совсем недолго: он заболел и умер. Сама она по этому поводу мало переживала. Когда мужа хоронили, соседки ей шептали: "Машурка, ты пойди глаза луком натри, чтоб слезы были…"

После смерти мужа Попова работала нянечкой в Плешанской больнице. Потом перешла на трубочный завод и вступила в партию. Участвовала в боях за Самару на стороне Красной гвардии. Когда белочехи взяли город, Мария попала в тюрьму. Ее посадили в "поезд смерти" и отправили в Сибирь. По дороге ей и еще нескольким заключенным удалось бежать в степи. Там они наткнулись на передовые части 25-й стрелковой. Так она и попала в Чапаевскую дивизию. Случайно. С Чапаем Попова прослужила около года. Потом он погиб, а она так и осталась в дивизии до конца войны. Именно ее считают автором слов лихой песни "Гулял по Уралу Чапаев-герой…", написанной по просьбе нового начальника дивизии -- Кутякова. Ее авторство много раз подвергалось сомнению. Прямых доказательств не существует, но Мария Попова действительно писала стихи.

После войны Попова училась в Московском государственном университете на факультете советского права. А в 1931-м ее командировали в Берлин -- референтом юридического отдела торгового представительства. О разведдеятельности Марии Поповой в Берлине известно мало: говорить об этом она опасалась до последних дней жизни. Но по тем временам работа за границей могла означать только одно - шпионаж. В берлинский период "Анка-пулеметчица" преобразилась -- стала настоящей фрау: элегантная шляпа, кружевные перчатки…

Рассказывает дочь Марии Поповой Зинаида Михайловна -- Мама работала заместителем представителя "Интуриста" по Скандинавским странам, выступала посредником между Александрой Колонтай и сотрудниками газет и журналов. Фактически же в ее обязанности входило встречать советских добровольцев, направлявшихся воевать в Испанию, и помогать им двигаться дальше -- уже с поддельными документами.

В Москву она вернулась в 38-м году. Маме тогда вручили медаль "20 лет РККА"... Потом ее назначили начальником отдела кадров в "Интуристе".

...А в 1942 году Марию попову снова призвали на фронт в агитбригаду -- будить патриотические чувства личным примером. Кроме того, в годы войны был снят еще один фильм о Василии Ивановиче -- "Чапаев с нами!": по сюжету Чапаев оставался в живых и воевал уже с немецкими захватчиками…"

 

Н. Арабкина
"МК", 11.05.2001г.
Редколлегия приносит извинения за стиль изложения,
свойственный авторам "МК"
Назад