Проект М.В.Ломоносова об изыскании высокоширотного варианта северного морского пути

Возможностью использования Северного морского пути - морской трассы, огибающей с севера Европу и Азию и соединяющей Атлантический океан с Тихим, в целях торгового мореплавания человечество заинтересовалось более 400-т лет тому назад. Существование здесь пролива, вследствие получившего название Берингова, было доказано торговым человеком Федотом Алексеевым, проплывшим совместно с казаком Семеном Дежневым в 1648 году из устья Колымы в Анадырский залив. Первыми проявили интерес к Северному морскому пути наши соотечественники, что объясняется выходом северных границ государства российского в Северный Ледовитый океан. В открытии и освоении Северного морского пути ведущая роль принадлежит народам России, которые внесли решающий вклад в изучение полярных и приполярных стран, в развитие ледового мореплавания и судостроения. Среди мировых океанских путей Северный морской путь занимает особое место. Он намного короче морского пути из Европы в Индию и Китай вокруг Африки или пути из Атлантического океана в Тихий вокруг мыса Горн или по Панамскому каналу, но освоение его всегда представляло значительные трудности, так как Северный морской путь проходит по деловитым морям.

Организуя арктическое мореплавание, передовые деятели России ставили целью обеспечение подъема политической, экономической и культурной жизни на Северных окраинах, которые прилегают к путям, проходящим через моря Северного Ледовитого океана.

В 1720 году Петр первый выдвинул проблему Северного морского пути в ранг государственных проблем и приступил к ее разрешению. По замыслу Петра Первого уже в царствование Анны Иоановны была организована Великая северная экспедиция 1733-1734гг., одной из задач которой, по словам академика Г.Миллера, было "устройство сообщений по Ледовитому морю, чтобы выяснить, нельзя ли таким образом открыть в интересах торговли более удобный путь на Камчатку, чем длительная сухопутная дорога через всю Сибирь" (2). Отряды Великой Северной экспедиции закартировали все побережье Ледовитого океана от Белого моря до устья Колымы, что дало возможность россиянам уже в XVII-XVIII веках представлять великий северный водный путь во всем его огромной протяжении от берегов Европы до Камчатки и Китая, хотя на картах западноевропейского происхождения его по прежнему изображали значительно менее протяженным, чем это было в действительности.

В результате русских географических открытий совершенно изменились представления о северной части Сибири, примыкающей к Северному Ледовитому океану. Вместо фантастических полуостровов, изображавшихся на картах XVI-XVII веков, стали известны подлинные очертания береговой линии Сибири с мысами, островами, полуостровами, заливами и губами. Постепенно рассеивалось средневековое представление о Севере, как стране вечного мрака, населенной полулюдьми-полузверями. Участники Великой Северной экспедиции установили также неосуществимость морских сообщений между Архангельском и Камчаткой вдоль берегов Сибири.

Проблема Северного морского пути вновь встала перед русскими исследователями в XVIII столетии. "Нужно было обладать необычайно смелым полетом научной фантазии, громадной эрудицией, превосходными знаниями условий Арктики и, наконец, незаурядной смелостью, чтобы подняться над этими, казалось бы неопровержимыми результатами и снова выдвинуть убедительный проект Северо-Восточного похода, причем выдвинуть так, чтобы он увлек своим смелым замыслом консервативное чиновничество, бюрократов и осторожных сенаторов. Все эти качества счастливо сочетал в себе один человек. Это был М.В.Ломоносов (3).

Ломоносов выдвинул и обосновал идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке. От отметил ряд важных особенностей арктической природы и вскрыл некоторые закономерности ледообразования, дрейфа льдов, перемещения вод в Северном ледовитом океане. Где бы и над чем бы не трудился Ломоносов, его не покидала мысль о преобразовании суровой жизни на Севере, стремление найти средства и способы подчинить человеку ледовые пространства. Пристальное внимание привлекали его вопросы освоение Северо-восточного морского прохода. В противоположность царским чиновникам и купцам, большинство которых преследовало узко корыстные цели, Ломоносов видел в открытии морского пути через Арктику на Восток возможность приумножить славу России, содействовать дальнейшему расцвету мореплавания и науки, усилить оборонную мощь своей Отчизны.

В 1755 году Ломоносов все чаще ставил вопрос об отыскании Северо-восточного морского перехода. Было составлено "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показания возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию". Во введении к "Краткому описанию" Ломоносов утверждал, что открытие морского пути на Восток через деловитые моря усилит Россию, увеличит торговлю и приведет к подъему благосостояния народа. Рассматривая материалы Великой Северной экспедиции, он подчеркну, что хотя морское пространство вдоль берегов Сибири забито торосистым льдом, но "оный в летнюю пору ходил", и следовательно, существует возможность для прохода судов. М.В.Ломоносов доказал наличие свободного моря к северу от Шпицбергена к Новой Земле, где течение и льды "по силе общего закона" идут от востока и на запад" (2).

Исходя из своих научно обоснованных представлений об Арктике, Ломоносов разработал маршрут первой русской высокоширотной экспедиции. Корабли ее предполагалось направить мимо Новой Земли, на северо-восток от мыса Желания, по направлению у Чукотскому мысу. Большую часть пути суда должны были находиться в высоких широтах. Несколько позднее он изменил свой план под давлением Адмиралтейств-колегии и отказался от первоначального маршрута плавания. Прежде чем решить вопрос об экспедиции столь большой государственной важности, Российских флотов комиссия вызвала в Петербург группу моряков-поморов, служивших во флоте и ранее бывавших на Груманте и Новой Земле, а также поморских крестьян, бывавших на далеких морских островах. В присутствии Ломоносова поморы рассказали о широко развитом русском промысле на Шпицбергене, поделились своим богатым морским опытом, дали много ценных сведений, послуживших Ломоносову для уточнения и развития "Краткого описания".

14 мая1764 года Екатериной II был подписан, составленный Ломоносовым, секретный императорский указ о снаряжении экспедиции по отысканию Северо-восточного морского прохода. Экспедиции предписывалось, выйдя из Архангельска, идти к западному берегу Большой Шпицберген, затем к гренландским берегам, а далее к востоку через Арктический бассейн, в общем направлении к Берингову проливу. Указ разрешал присутствовать на всех заседаниях Коллегии статскому советнику Ломоносову.

Во исполнение именного указа Адмиралтейств-коллегий должна была назначить главным командиром экспедиции "искусного и надежного офицера" и с ним двух бывалых и знающих людей, выдав им три "не великие морские судна". При укомплектовании штата "бывалых на оном Шпицбергене и на Новой Земле искусных тамошних кормщиков и мореходцев, на каждое судно сколько за благо найдется". На суда было приказано погрузить "довольный правиант" на три года, а сверх того "всякие орудия" без "скудости", и промысловые избы "для зимовья, ежели оное случится". Офицеры вне очереди повышались в следующий ранг "для ободрения", и по достижении цели им присваивались новые звания. Предусматривалась также выдача все офицерам и рядовым за время плавания двойного жалования. Казна ассигновала на экспедицию двадцать тысяч рублей.

Екатерина II так желала сохранить экспедицию в строжайшей тайне, что даже приказала "сего нашего указу, до времени, не объявлять и нашему Сенату". Строгая секретность экспедиции вызывалась тем обстоятельством, что по своему характеру она являлась крупным политическим событием; предполагалось, что экспедиция может создать новые географические открытия, и тогда, в случае ее огласки, это могло повредить русским интересам на Севере.

Главным командиром экспедиции Адмиралтейств-коллегия назначила капитана первого ранга Чичагова. Помощниками ему были определены капитан второго ранта Панов и капитан-лейтенант Бабаев. Сначала предполагалось, что Чичагов выйдет в море в 1764 году, но организация экспедиции затянулась, и выход был отложен на год.

Глубокой разведкой перед большим морским походом было прибытие шести судов под командованием лейтенанта Немтинова летом 1764 года из Архангельска к берегам Шпицбергена. Немтинов не только основал на Шпицбергене базу, составил отличную карту Клокбайского залива, но и подтвердил мнение Ломоносова о том, что у западных берегов Шпицбергена летом держится чистая вода. В июне 1764 года Адмиралтейств-коллегия приняла решение о постройке в Архангельске к 1 сентября трех кораблей от 72 до 90 футов. Суда выстроили на месяц раньше срока - к 1 августу и назвали именами их командиров - "Чичагов", "Панов", "Бабаев". В отличие от обычных судов они имели двойную обшивку.

Желая придать экспедиции научно-исследовательский характер, Ломоносов составил "Примерную инструкцию", где ставил задачу широкого географического исследования морей, накопления разнообразных знаний, которые "не только для истолкования натуры ученому свету надобны, но и в самом сем мореплавании служить впредь могут". Моряки должны были производить метеорологические и астрономические наблюдения, измерять глубины, брать пробы воды для последующего анализа в Петербурге, записывать склонения Компаса, изучать животный мир, собирать образцы минералов и вести этнографические наблюдения. Ломоносов рекомендовал офицерам вести корабельные журналы и астрономические наблюдения, даже когда все три судна пойдут вместе, с тем чтобы затем можно было, сверив их, установить правильность счисления. То же самое правило следовало соблюдать и в отношении измерения глубин моря. Давались подробные указания, как определить мели, расстояние до берега и т.п.

Относительно маршрута экспедиции инструкция повторяла требования указа от 14 мая 1764 года - идти от Шпицбергена к Гренландии и оттуда "следовать в правую руку в виду одного берега, с мыса на мыс пережимаясь". Временем пользоваться, ожидая случая, когда льды разойдутся.

Ломоносовым была составлена циркут-полярная карта Северного Ледовитого океана. Он не ограничивал инициативу Чичагова в поисках Северо-восточного прохода, но, со своей стороны намекал, что этот проход надлежало искать "от Гренландских берегов к западно-северному концу шпицбергенскому" (1).

Результатов экспедиции Чичагова Ломоносов уже не узнал: 15 апреля 1765 года, незадолго до выхода кораблей в море, он скончался.

9 мая 1765 года Чичагов отдал приказ сняться с якоря и на своем корабле с командой в 76 человек вышел в море. За ним следовали "Панов" и "Бабаев". 16 мая корабли достигли острова Медвежьего, где задержались до 25-го из-за северных ветров, препятствовавших плаванию. 5 июня к западу от Клокбая под 77о51 с.ш. корабли были остановлены во льдах, среди которых, как пишет Чичагов, они почти "сутки находились с немалой опасности".

6 июня, погрузив продовольствие, экспедиция отправилась дальше. 13 июня Чичагов в тумане потерял из вида два других корабля, которые были обнаружены только после усиленной пушечной стрельбы.

23 июля, находясь к северу от северной оконечности Шпицбергена, корабли достигли предельной широты 80о26. Через день, из-за тяжелых льдов, они вынуждены были отойти к югу, все время следуя вдоль кромки сплоченного льда. 29 июля было решено возвращаться в Врхангельств, так как "во время плавания как Гренландского берега, так и проходу сквозь льды не усмотрели и потому заключили, что прохода нет" (2).

6 августа корабли прошли мимо острова Кильдин, а 20-го августа, окончив свой первый дальний арктический поход, бросили якоря на Архангельском рейде. 23 декабря 1765 года Чичагов переслал в Петербург итоговый рапорт, судовые журналы и меркаторские карты с маршрутами похода от Нордкапа до конца плавания. Чичагов объяснял свою неудачу тем, что, встретив сплоченные льды и не обнаружив прохода к Гренландии, он решил идти обратно, "не ожидая позднего времени, ибо в рассуждении тамошних мест, туманов, снегов, стужи надлежит и подвергнуть себя крайнему бедствию без всякой пользы".

Такой поступок Чичагова для Адмиралтейств-коллегии был несколько неожиданным и дал пищу для всевозможным подозрений. Коллегия посчитала, что Чичагов напрасно следовал из Кломбая прямо к северу до 80о с.г., тогда как ему предписывалось идти лишь на 2о к северу, а затем держать курс к западу, чтобы своевременно достигнуть Гренландии. Чичагов не справедливо был обвинен в том, что он не проявил терпения. По мнению коллегии, ему следовало дольше оставаться в море. Для личных объяснений Чичагова вызвали в Петербург, но еще до его приезда Адмиралтейств-коллегия вынесла решение о продолжении под его командованием поисков Северо-восточного морского прохода.

Плавание Чичагова в 1766 году началось 19 мая и продолжалось до сентября. Уже 24 июня "Чичагов", "Панов" и "Бабаев" подошли к Клокбаю, где запаслись свежей водой и 1 июля экспедиция продолжила дальнейшее медленное продвижение сквозь льды. Пройдя еще немного к северу, экспедиция встретила во льдах 14 иностранных судов, которые, как отмечено в журнале, почти все "скрылись из виду, завидев нас". У команды появилась надежда на близость Гренландского берега. Очутившись в столь сложных ледовых условиях Чичаков, несмотря на туман, решил вести суда на юго-запад. Но и там было не лучше, всюду стоял сплошной лед. Сложные ледовые условия, сплошной туман вынудили Чичагова принять решение о возвращении в Клокбай, "за непреодолимым к намеренному пути от льдов препятствием". Отсюда суда повернули в обратный путь.

30 июля Чичагов пришел в Клокбай и до 7 августа экспедиция оставалась там, занимаясь сортировкой провианта и пополнением запасов пресной воды. 10 августа эскадра за "крепкими и противными ветрами" пришла в Архангельск.

27 сентября 1766 года Адмиралтейств-коллегия рассматривала рапорт Чичагова о втором его плавании и приняла решение о ликвидации экспедиции. Вместе с тем Адмиралтейств-коллегия положительно оценила труды экспедиции и признала необходимым наградить ее участников (2).

Было бы совершенно не правильно оценить результаты экспедиций Чичагова с точки зрения того, выполнена ли она основную задачу - нашла ли проход из Ледового океана. В этом отношении его походы бесспорно неудачны. Так как при тогдашнем уровне кораблестроительной техники правильная идея высокоширотной экспедиции не могла быть реализована. Корабли Чичагова, хотя и обладали двойной обшивкой, но, будучи парусными, не могли успешно бороться со льдами. Правильную оценку экспедиции Чичагова надо искать в материалах последовательного изучения Арктики, в данном случае центральной части Северного Ледовитого океана. После Великой Северной экспедиции снаряжение экспедиций Чичагова является одним из самых выдающихся политических и географических событий России, оказавших серьезное влияние на дальнейший ход исследований Арктики. В организации этой экспедиции во всем блеске проявилось дарование великого сына русского народа, гениального ученого М.В.Ломоносова.

М.В.Ломоносов первым в мировой науке выдвинул, а Чичагов первым осуществил основанную на научном расчете и предвидении попытку проникнуть в центральную область Ледовитого океана. Труды Ломоносова опередили время почти на два столетия.

Экспедиция Чичагова собрала большой материал о природе Гренландского моря и подтвердила открытый Ломоносовым закон большого дрейфа, т.е. закон движения льдов Ледовитого океана с востока на запад, впоследствии доказанного многочисленными дрейфами судов и буев. Во время снаряжения экспедиции был собран большой исторический материал о Шпицбергене и русских груманланах. Опросы поморов в связи с проектом Ломоносова раскрыли яркую картину русского народного мореплавания.

Заслуги участников первой русской высокоширотной экспедиции тем более значительны, что они способствовали проникновению человека в высокие широты Арктики и облегчили изучение этих районов для последующих поколений исследователей.

Что касается влияния экспедиции Чичагова на дальнейшее решение проблемы Северного морского пути, то оно оказалось скорее отрицательным; неудача в этом смысле двух крупнейших русских экспедиций XVIII столетий - Великой Северной и экспедиции Чичагова убедило морские круги России с бесцельности поисков сквозного Северо-Восточного морского прохода.

Более поздние арктические экспедиции, завершившиеся успешным поиском сквозного Северо-Восточного морского прохода между Азией и Америкой, принесли подтверждение, что "заслуга Ломоносова в истории освоения Северного морского пути заключается не только в том, что он указал на возможность плавания по нему, что одно само по себе было немаловажным вкладом в науку, но и в том, что он впервые это научно обосновал и доказал (3).

В.А.Балеева
Поморский государственный университет
им.М.В.Ломоносова, г.Архангельск


Назад