Наша практика

Когда практика закончилась, никому не хотелось уезжать обратно домой. А как все начиналось…

Никто ничего не знал про практику, все сомневались во всем: где будут жить, как питаться, а больше всего - чем на этой практике придется заниматься. Все думали, что практика - занятие исключительно нудное и совершенно неинтересное.

Но с самого приезда в Петрозаводск все стало складываться как нельзя лучше. Прямо на платформе нас встретили сотрудники Института водных проблем Севера (далее ИВПС), сразу решили самый насущный на тот момент вопрос, как же нам в незнакомом городе добраться до места старта нашей экспедиции. Нас разместили по машинам и с ветерком домчали до верфи, возле причала которой красовался замечательный корабль - НИС "Эколог" - на нем нам и предстояло проходить практику. Нас всех приятно удивил очень опрятный вид корабля и приветливость команды. Не тратя лишнего времени на разговоры, нас разместили в каютах, на борт были погружены все необходимые приборы, был окончательно утвержден маршрут и, дождавшись назначенного часа, корабль отчалил. Экспедиция началась.

Первая наша остановка была связана не с научными целями: нам предоставили возможность полюбоваться единственным в своем роде музеем деревянного зодчества под открытым небом на о. Кижи.

Набравшись впечатлений от посещения музея, мы вернулись на корабль, где был дан старт запланированным измерениям интересующих нас параметров. Но прежде чем начать привлекать студентов к этому процессу, сотрудники ИВПС подробно объяснили нам, что мы будем измерять, как это делается, каково строение и назначение каждого из используемых приборов. Честно говоря, до этого момента мы даже не знали, какими будут приборы, с помощью которых нам предстоит делать измерения. Мы все были готовы к тому, что приборы будут не очень современными, изготовленными собственноручно сотрудниками ИВПС. Но и здесь нас ожидал приятный сюрприз. Оборудование, предоставленное нам для проведения измерений, оказалось современным и удобным. Один прибор комбинировал в себе датчики для измерения глубины, электропроводности, температуры и уровня кислотности воды, при этом он был очень компактен и не требовал сложной подготовки для начала работы с ним. Также мы использовали измеритель скорости и направления течений, измеритель уровня, и прибор, измеряющий температуру воды на одиннадцати горизонтах. Сотрудники ИВПС сообщили нам, что все эти приборы институт покупал за рубежом и или получил в ходе выполнения международных проектов (Онежское и Ладожское озера являются крупнейшими в Европе) попросили нас обращаться с ними поаккуратнее. Мы задали множество вопросов, ни один из которых не остался без ответа. И так продолжалось до конца практики: о чем бы ни спросил студент, что бы его ни заинтересовало, сотрудники ИВПС и приехавшие с нами преподаватели всегда охотно отвечали на все поставленные вопросы. Ни один из нас не мог пожаловаться, что от его вопроса отмахнулись, посчитав неважным. Немало добрых слов стоит адресовать и команде корабля, все члены которой приложили максимум усилий для того, чтобы каждый вновь прибывший чувствовал себя как дома, никто не мог пожаловаться на недоброжелательное отношение с их стороны. Во время практики обрели реальный физический смысл такие понятия как верхний квазиоднородный слой, термоклин, стратификация, термический фронт и многие другие. Одно дело читать про то или иное явление, писать формулы, его описывающие, - совсем другое увидеть это явление в природе, измерить его характеристики. Разрезы, выполненные поперек озера, и суточные станции позволили проследить изменение гидрологических характеристик, увидеть развитие такого интересного явления как прибрежный экмановский апвеллинг.

Практика для всех участников явилась школой взаимопомощи и дисциплины, ведь вахты были и дневные и ночные, а снятие измерений должно было производиться точно по графику. Тем, кто не мог нести вахту ночью, по возможности шли навстречу, стараясь составить график дежурств так, чтобы всем было удобно. Но и сами измерения дело не простое - нужно один раз в полчаса записывать показания датчиков температуры, электропроводности и кислотности с интервалом в один метр по всей глубине места, где корабль стоял на якоре. У тех ребят, что стояли на вахте, за те четыре часа что она длилась, практически не было времени хоть немного отдохнуть.

Зато культурная программа нашей практики не была ограничена только посещением музея. Нам представилась возможность увидеть то, о существовании чего мы раньше даже и не подозревали - перед нами во всей красе предстали Онежские петроглифы - рисунки древнего человека, выбитые на камнях мыса Бесов Нос около 7 тыс. лет назад. Специально для нас корабль сделал остановку возле этого мыса, и на катере нас отвезли к этим замечательным памятникам древней культуры.

Трудно представить себе занятие более полезное для студента-геофизика, чем прохождение практики, потому что только увидев воочию весь процесс получения геофизических данных, лично поучаствовав в нем, можно оценить сложность и важность изучаемого предмета, а также оценить реальные масштабы и следствия изучаемых явлений, понять всю глубину и важность геофизических и экологических проблем, стоящих перед современными учеными. Те знания, что мы получили от всех преподавателей и сотрудников во время нашей экспедиции по Онежскому озеру, наверняка не останутся бесполезными и каждый найдет им применение и в науке, и в жизни.

Помимо научного, есть еще одно великолепное следствие этой практики: все студенты за время экспедиции лучше узнали друг друга, стали сплоченнее и теперь все мы полностью доверяем друг другу. Единственная "неприятность" - из-за насыщенности событиями никто не заметил, как пробежала неделя и как закончилась практика.

Степанова Е.


Назад