К 250-летию МГУ: Якушкин Иван Дмитриевич (9.01.1794 --23.8.1857)

Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал…

А.С. Пушкин

Якушкин - студент Московского университета в 1808 - 1811 гг., учился на словесном факультете и жил на квартире у профессора А.Ф. Мерзлякова, историка литературы, поэта, друга В.А. Жуковского. В университете он дружил с А.С. Грибоедовым, с П.Я. Чаадаевым. В то время университет еще не стал центром общественной мысли, как в 30-е годы, но там учились многие будущие декабристы и их друзья: братья Муравьевы, братья Чаадаевы, С.М. Семенов, И. Д. Щербатов. Горячий патриотизм был отличительной чертой мыслящей молодежи. "Имея от роду 16 лет, когда поход 1812 года прекратил мое учение, я не имел образа мыслей, кроме пламенной любви к отечеству", - вспоминал студент Московского университета Никита Муравьев.

Лекции выдающихся профессоров: П.А. Сохацкого по эстетике, Л.А. Цветаева по теории "законов и прав", по физике П.И. Страхова по физике тоже формировали эти патриотические настроения у молодежи, о чем свидетельствуют конспекты лекций из личного фонда Якушкиных. Так, в лекциях по праву на примере античной истории проф. Л.А. Цветаев доказывал преимущества республиканской формы правления. Проф. Мерзляков готовил издание собрания сочинений А.Н. Радищева, хотя знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву", естественно, не было включено в состав издания. Университетское образование, изучение естественного, гражданского, римского права, основ государственного устройства, политической жизни, нравственности способствовало вниманию к политическим событиям в России и в Западной Европе, вдохновляло на служение своему отечеству. В письме из Сибири Якушкин называет университет подготовительным поприщем к жизни.

В университете Иван Дмитриевич увлекся философией. Популярными тогда были французские просветители, произведения которых были разрешены Александром 1. Под влиянием их свободомыслия Иван Дмитриевич с 1810 г. престал ходить в церковь. Позже у него было время пофилософствовать, и в читинский острог ему выслали его любимую шеститомную "Историю новой философии" И.Ф. Буле. В Сибири он не только читал философские произведения, но и написал трактат "Что такое жизнь?".

Любовь к отечеству и опасность войны с Наполеоном влекла всех порядочных и образованных молодых людей в армию. В 1811 году Якушкин зачислен подпрапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк. Туда же вступили Муравьев-Апостол, Щербатов, Чаадаев.

Якушкин участвовал в военных действиях 1812 года и в заграничных походах 1813-1814 гг. В Бородинском сражении Семеновский полк, бывший сначала в резерве, затем был переброшен на батарею Раевского. Якушкин был награжден Георгиевским крестом и произведен в прапорщики. Затем было Тарутинское сражение и битвы под Малоярославцем, сражение при Люцене и Бауцене, боя при Пирне и знаменитое Кульмское сражение, в котором Якушкин снова отличился и получил прусский орден "За отвагу" и Кульмский крест. В 1814 Семеновский полк вступил в Париж.

Всем известны слова М.И. Муравьева-Апостола: "Мы были детьми двенадцатого года". После войны передовая молодежь ожидала решительных перемен, но правительство осуществляло политику жестокой реакции. "В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события и некоторым образом участвовали в них, теперь невыносимо было видеть пустую петербургскую жизнь, и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое… Мы ушли от них на сто лет вперед".

В 1816 возник "Союз спасения", замененный затем "Союзом благоденствия", основателями которого были Муравьевы, С.Трубецкой, Муравьевы-Апостолы и Иван Якушкин. Целью общества была борьба с крепостным правом, позже и установление конституционной формы правления. Сначала методом борьбы избрали медленное действие на умы, затем решили действовать посредством войск. В 1817 г. на совещании в Хамовнических казармах обсуждался вопрос о цареубийстве. Решили бросить жребий, но Якушкин решил без всякого жребия принести себя в жертву, выстрелив из одного пистолета в царя, а из другого в себя. После длительных споров от идеи цареубийства отказались.

В 1818 году Якушкин вышел в отставку, поселился в деревне, женился. Про его жизнь в 1822-25 гг. известно мало. У Якушкиных было 2 сына. В своем имении Иван Дмитриевич занимался хозяйством, читал, а в Москве бывал лишь изредка, не посещал совещаний, но общался с друзьями и знал о готовящемся восстании и в декабре 1825 г. приехал в Москву. На совещаниях в Москве было решено поддержать восстание в Петербурге, попытавшись поднять войска. Но уже 18 декабря стало известно о поражении. Сразу же начались аресты - 17 декабря начал действовать "Высочайше учрежденный тайный комитет для изыскания соучастников возникшего злоумышленного общества". Якушкин еще месяц находился на свободе, но знал, что его ожидает. Первым дал показания о нем С.П. Трубецкой, после чего о Якушкине тайно собирались сведения, но в них не было ничего подозрительного, пока на допросе Никита Муравьев не рассказал об участии Якушкина в совещании "Союза Спасения" в 1817 г. и его намерении убить царя.

На допросе в Петербурге он признал, что был членом тайного общества, что, собирался покуситься на жизнь царя, но назвать имена других членов общества и дать показания об их деятельность отказался даже под угрозой пыток, ссылаясь на честное слово, данное при вступлении в общество. Предлагалось также полное помилование за информацию. За упорство И.Д.Якушкин был заточен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, закован в ручные и ножные кандалы. Он был отнесен к числу государственных преступников первого разряда, осужденных к смертной казни отсечением головы. Затем казнь была заменена 20-летней каторгой и высылкой на поселение.

Якушкина отправили в "Форт Слава" в Финляндии, затем в Читинский острог, после на Петровский завод. По пути он встретился с женой и сыновьями. Младший родился уже после его ареста. Жена Ивана Дмитриевича собиралась ехать с мужем в Сибирь, но ей не позволили взять с собой детей, и Якушкин настоял на том, чтобы она осталась с сыновьями. Больше они никогда не виделись. С самого приезда в Читинский острог И.Д.Якушкин принялся заниматься высшей математикой, изучил немецкий и английский языки. Работали декабристы всего по несколько часов в день, остальное время посвящали самообразованию. На каторге А.О. Корнилович, Н.М. Муравьев и П.А. Муханов читали лекции по истории, Е.П. Оболенский - по философии, А. И. Одоевский - по русской литературе. Е.П. Бобрищев-Пушкин вел занятия по высшей математике, Ф.Ф. Вадковский - по астрономии, Ф. Б. Вольф - по физике, химии и анатомии, К.П. Торсон по механике. Устраивались литературные вечера, музыкальные концерты. Н.А. Бестужев написал целую галерею портретов декабристов и их жен.

В 1836 г. И.Д.Якушкин был освобожден от каторги и направлен на вечное поселение в Сибири в г. Ялуторовск. Там же поселили М.И. Маравьева-Апостола, И.И. Пущина, Е.П. Оболенского.

В начале 40х по инициативе Якушкина были открыта мужская и женская школы, он составил учебные пособия по основным предметам, в течение 12 лет ежедневно вел занятия.

В 1853 г. И.Д.Якушкин, уже тяжело больной увидел своих сыновей, с этого времени он начинает писать свои мемуары - "Записки", которые долгое время были почти единственным подробным описанием событий, предшествовавших восстанию. В 1857 г. переехал в Москву к младшему сыну. Там он и умер.

Литература:

  1. И.А. Миронова. Декабрист Иван Дмитриевич Якушкин. Москва. "Просвещение".1987.
  2. М.С. Лунин. Сочинения, письма, документы. Иркутск. В-С. книжное изд-во, 1988.
  3. Декабристы. Библиографический справочник. М. "Наука". 1988.

Ел. Показеева

Назад