К 60-летию Победы советского народа в
Великой Отечественной войне. Как это было.

Приближается 60-летие великой Победы. Уже развернута подготовка к празднованию знаменательной даты. Ныне патриотизм в моде. Радио, ТВ заполнены передачами военной тематики. Даже при поверхностном ознакомлении с их содержанием возникает невольно мысль о том, что древнейшей профессией была отнюдь не журналистика, а профессия историка. Настолько явно тенденциозно подается материал, настолько идеологически верно (в духе нашего времени) выдержаны диалоги героев. Например, популярная радиостанция "Эхо Москвы", ведет ежедневные передачи, содержащие сводки Совинформбюро военного времени 60-летней давности и воспоминания наших современников. Слушая эти "воспоминания" возникает искаженное представление о социальном и национальном составе СССР и РФ, о причинах агрессии Германии, о причинах Победы наших отцов. А уж насколько небрежно подается текст! Можно узнать, что бойцов вооружали ружьями?Или, например, Е. Шифрин, живший после войны в Орше, любил якобы в детстве играть в партизан, в частности в Николая Заслонова!!! Да был Герой Советского Союза Заслонов. Правда, его вступившего в партию в 1942 г. на оккупированной территории, одного из руководителей партизанского движения в Белоруссии всю его недолгую жизнь звали Константин Сергеевич, даже псевдоним у него был - дядя Костя.

Начинаем публикацию материалов о
Великой Отечественной войне,
посвященных 60-летию Победы.
Гл. редактор.

"В сентябре 1941 года 94 процента нефтяного импорта Германии приходилось на американские корпорации Тексако и Стандард Ойл. Поставки велись через формально нейтральную Испанию. Фашистские танки, которые осенью 1941 года шли на Москву, заправлялись Рокфеллером. Со вступлением в войну Америки заказы резко увеличились. 75 процентов всех военных заказов США разделили между собой всего 60 крупных корпораций. Многие корпорации работали на два фронта, получая золото с обеих воюющих сторон. Форд и Дженерал Моторз поставляли грузовики как американским войскам, так и немецким. Они делали танки Шерманн для союзников, они выпускали до половины всех танков для вермахта. При этом Шерманн вспыхивали как зажигалки - с первого раза, броня немецких танков была гораздо крепче.

Технические новинки, например, полноприводные автомобили, первыми нередко осваивали немецкие отделения этих фирм. Именно Дженерал Моторз собирал знаменитые бомбардировщики Юнкерс-88 и выпускал скоростные моторы для Мессершмидт-262. Форд помогал делать турбины для ракет V-2, которыми обстреливали Лондон. Отделение IBM в Германии под названием Дехомаг (Dehomag) автоматизировало немецкие штабы и поставляло сигнальное оборудование для немецкого флота. Кроме того, IBM автоматизировала учёт узников в концлагерях и оптимизировала использование газовых камер. IBM также помогла организовать работу остарбайтеров, которых миллионами угоняли с оккупированных фашистами восточных земель. За усердие в помощи Третьему рейху в 1937 году Гитлер лично наградил высшим фашистским орденом главу корпорации IBM Томаса Ватсона (Thomas Watson). Глава Форда Генри Форд получил такой же высший орден в 1938 году, глава Дженерал Моторз Джеймс Муни (James D. Mooney) - в 1940 году. От промышленных гигантов не отставала и Кока-Кола. Поскольку перевозки сиропа коки из США в Германию через океан стали проблематичными, в 1943 году Кока-Кола выпустила на немецкий рынок новый напиток - Фанту. За год было поставлено более 3 миллионов ящиков.

Следует отметить, что в отношении американской частной собственности в Германии на протяжении всей войны строго соблюдались следующие принципы:

  1. Собственность продолжала принадлежать американским владельцам.
  2. Американские штаб-квартиры регулярно получали из немецких отделений прибыль, дивиденды и прочие выплаты. Хотя формально существовали ограничения, они легко обходились через посредничество третьих сторон, например, через швейцарские банки или отделения американских банков в оккупированной Франции и в самой Германии (в том числе через банки Chase Manhattan и J.P. Morgan).
  3. Штаб-квартиры обычно непосредственно руководили немецкими отделениями, обычно через Швейцарию и через управляющих, назначенных ещё до войны (которых фашисты и не думали увольнять).
  4. Американские корпорации использовали почти бесплатный труд пленных, узников концлагерей и остарбайтеров, которых им поставляли войска СС.
  5. Во время наступления в 1944-45 годах союзники сознательно избегали бомбардировок фабрик и заводов, принадлежащих американским корпорациям. За те военные заводы, которые были повреждены, корпорации впоследствии получили компенсации от своего правительства.

Американские корпорации сумели нажиться даже на налогах. В 1941 году Дженерал Моторз формально списала свои активы в Германии, якобы как потерянные в результате войны, и сэкономила на налогах 22,7 миллиона долларов (в ценах 1941 года). В 1948 году она вернула эти активы на баланс, уплатив всего 1,8 миллиона долларов налога. Форд в 1943 году формально списал свои активы в Германии на 8 миллионов долларов, в 1954 году он официально вернул их назад за 557 тысяч долларов.

Свою долю от военных прибылей получили и американские рабочие. За время войны их средняя реальная зарплата, с учётом инфляции, увеличилась в полтора раза, а безработица стала далёким воспоминанием. Для рядовых американцев "тяготы" военного времени свелись к введению карточек на ананасовые компоты и к призывам не ездить в одиночку на личных автомобилях ради экономии бензина".

 

Назад