ВЫСШАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ШКОЛА Г

Высшая центральная школа г. Лиона (Франция): инновационный подход к образованию и научным исследованиям

 

В июне 2008г. состоялся визит авторов статьи, представлявших  физический факультета МГУ, в Высшую Центральную  Школу г. Лиона (Ecole Centrale de Lyon - ECL, Франция), в рамках которого было подписано новое соглашение о продлении и расширении научного сотрудничества между   физическим факультетом МГУ и ECL.

Система обучения в ECL и вообще система Школ во Франции существенно отличается от привычного традиционного обучения в университетах России и других стран. В ней много интересных особенностей, которые могут быть полезны для совершенствования обучения и на физическом факультете. Во Франции, наряду с университетами, в которые могут поступить школьники после получения диплома о среднем образовании, существует система Школ. Школы во Франции являются элитными высшими учебными заведениями, которые воспитывают элиту французского общества во всех областях науки и приложений, необходимых обществу. Надо отметить, что система высшего образования во Франции в том виде, в котором она до сих пор существует, была предложена и введена в действие еще Наполеоном.

Для поступления в университет во Франции не нужно сдавать вступительных экзаменов, даже практически нет ограничений по оценкам школьного диплома. Отсев идет уже потом, после первых сессий, поэтому поступить в университет достаточно просто. Поступить в Школы гораздо сложней и престижней. Вначале абитуриенты поступают на специальные двухгодичные подготовительные оделения (Classes Preparatories aux Grandes Ecoles - CPGE), где дается общее фундаментальное образование в области математики, физики, химии, иностранных языков. В каком-то смысле эти два года аналогичны обучению на первых двух курсах физфака, но образование более общее. Выбор между физикой, математикой, химией или инженерными науками студенты делают для себя после этих двух лет, когда они вновь поступают теперь уже в одну из Школ. Есть Школы,  ориентированные на естественные и гуманитарные науки (Ecole Normale Superior), прикладные и инженерные науки (Ecole Centrale), военные науки (Ecole Politechnique).

Количество мест в 5-ти Центральных Школах Франции каждый год - всего 1500 и конкурс при поступлении по окончании CPGE - около 10 человек на место. Цель обучения в Центральных Школах - подготовить специалистов в области передовых технологий, которые включают самые разнообразные направления: крупномасштабные космические и авиа технологии, биотехнологии, компьютерные и информационные технологии, нанотехнологии и т.д. Обучение идет в тесном контакте с различными индустриальными концернами, компаниями, заводами, которые финансирует интересующие их научные проекты, предоставляют места студентам и аспирантам для прохождения летних практик и выполнения проектов. Сотрудники компаний проводят в Школах семинары и читают лекции, что позволяет более гибко подстраивать ведущиеся научные разработки под реальные нужды высокотехнологичных производств.

ECL в Лионе была образована в 1857 г. Эта Школа относительно небольшая, в ней обучается всего 1100 студентов, однако школа занимает 4-е место в списке лучших образовательных институтов Франции, опубликованном Министерством Науки Франции (на первом месте стоит Ecole Normale Superior г. Лиона). Обучение ведется 140 профессорами и еще 200 преподавателей привлекается из промышленности. Т.е на одного преподавателя приходится всего около трех студентов - обучение почти индивидуальное. На базе ECL работают 6 лабораторий CNRS (аналог Академии Наук во Франции): механики жидкостей и акустики, науки о материалах и трибологии, инженерной электроники, оптоэлектроники и нанотехнологии, прикладной математики и компьютерных методов. Это позволяет проводить и фундаментальные исследования, в результате сотрудниками и студентами Школы ежегодно публикуется около 250 статей в ведущих научных журналах. Кампус Школы занимает огромную площадь в 17 тыс.

гектар, что позволяет легко разместить корпуса крупномасштабных экспериментальных   установок, напоминающий с высоты птичьего полета корпуса голливудских студий. Там же расположены учебные корпуса, общежития, спортивные и культурные сооружения, административные здания, клубы для студентов и профессоров.

Несколько интересных крупномасштабных проектов, отвечающих экологическим проблемам, недавно выполнялись в Школе для Лиона, Лондона и др. больших городов. Так, например, в Лионе на юге города расположено много промышленных предприятий. И направление ветра также часто с юга. Вопрос состоял в том, насколько присутствие и работа этих предприятий ухудшает экологию города, как влияет геометрия улиц, высота и расположение зданий на концентрацию вредных веществ в воздухе. В ECL были создана экспериментальная модель города в масштабе примерно 1:1000 и помещена в камеру,

позволяющую проводить ее обдув с заданными параметрами потоков. Также проводилось численное моделирование задачи. Интересно, что в результате проведения модельных и численных экспериментов для конкретных жилых районов, стало ясно, что основным источником загрязнения воздуха является автомобильный транспорт, а не промышленность.

Учебный план ECL включает точные науки (60%), иностранные языки (16%), гуманитарные науки (12%) и исследовательскую работу (12%). Первые два года обучения - это математика, компьютерные методы, механика, электричество, материаловедение, экономика, менеджмент, гуманитарные науки, иностранные языки, спорт. Уже в течение этих двух лет студенты выполняют какой-либо научный проект в одной из лабораторий Школы и промышленный проект по какому-либо из контрактов Школы с предприятиями. ECL сотрудничает с большим количеством фирм, например, AirBus, Dassault Aviation, Dassault Systems, Michelin, Renault, SNCF, SNECMA, ST Microelectronics и др., и выполняет около 200 контрактов в год на общую сумму 4М?, что составляет одну треть бюджета исследовательских работ Школы.

В течение первого года, летом, студенты месяц работают в одной из фирм, чтобы получить представление, как функционируют компании. В течение второго года, тоже летом, работают два месяца на фирме, уже в качестве инженеров. Специализация начинается на третьем году обучения, когда студенты слушают 7 из предлагаемых 50 курсов в зависимости от выбранной специализации и работают в течение пяти месяцев на фирме, выполняя диплом. Пятая часть студентов берет год перерыва перед выпускным третьим курсом и работает в компаниях во Франции или за рубежом, чтобы определиться с выбором специализации. Из окончивших ECL студентов 15 %поступает в аспирантуру. Большое внимание в ECL уделяется привлечению иностранных студентов, высокий процент обучающихся иностранцев (21%) является одним из критериев успешности Школы. Около 60% студентов получают опыт обучения или работы за границей. Это либо обучение от одного до двух лет в институте-партнере ECL в Европе, США, России (МГТУ), Китае; либо работа в течение года перерыва между 2-м и 3-им курсами. Выпускники Школы исключительно востребованы. Около половины студентов определяются с местом для будущей работы еще до окончания Школы. Выпускники работают в индустрии (36%), энергетике (13%), занимаются консалтингом (10%), информационными технологиями (10%), строительными технологиями (11%), банковской и финансовой деятельностью (7%).

Сотрудничество с ECL было инициировано кафедрой акустики физфака и успешно ведется, начиная с 2003 года. Научными группами кафедры акустики и департамента механики жидкостей, акустики и энергетики ECL (Laboratory of Fluid Mechanics and Acoustics - LMFA) проводятся совместные исследования в области физики нелинейных акустических волн в турбулентных средах. Для поддержки сотрудничества были получены гранты программы ИНТАС, РФФИ и CNRS. В совместных исследованиях участвуют с российской стороны доценты В.А. Хохлова и О.А. Сапожников, аспиранты М.В. Аверьянов и П.В. Юлдашев, с французской - профессора Д. Жуве, Ф. Блан-Бенон, Ж. Кон-Бело. Профессор Жувэ является известным ученым в области физики атмосферы, гидродинамики, численных методов; профессор Кон-Бело - Почетный член Французской Академии Наук, классик в области исследований турбулентности и атмосферной акустики; директор научной группы CNRS; д-р Блан-Бенон - известный специалист в области турбулентности и термоакустики, Президент Французского Акустического Общества в 2004-2006 гг. Лаборатория акустики ECL располагает уникальными экспериментальными установками по исследованию генерации и распространению мощных акустических сигналов в воздушных средах, на которых проводятся совместные эксперименты сотрудниками и аспирантами кафедры акустики.

Аспиранты кафедры М.В. Аверьянов и П.В. Юлдашев также участвуют в специальной российско-французской программе совместного руководства подготовкой диссертационной работы (cotutelle), поддерживаемой стипендиями посольства Франции. Для аспирантов участие в программе cotutelle предоставляет уникальную возможность одновременного обучения в аспирантуре физфака и ECL, по окончании которого и защиты диссертации они получают как степень кандидата физ.-мат. наук, так и PhD от Высшей Центральной Школы. Аспиранты учатся и проводят исследования во Франции интегрально в течение половины времени обучения в аспирантуре, что позволяет эффективно использовать экспериментальные возможности французской лаборатории, выучить французский язык, приобрести социальный опыт работы и общения с учеными разных стран, что, безусловно, является важным для их будущей научной жизни. Интересно, что такая программа совместной аспирантуры, официально утвержденная на государственном уровне, существует только у РФ и только с Францией. М.В. Аверьянов успешно закончил аспирантуру физического факультета МГУ в 2008 году и заканчивает программу cotutelle в Лионе, защита его диссертации планируется в октябре 2008 г. Петр Юлдашев поступил в аспирантуру физического факультета и получил стипендию программы cotutelle в 2008 г.

Мы надеемся, что подписание нового соглашения между физическим факультетом МГУ и ECL позволит расширить возможности научного сотрудничества, совместного обучения студентов и аспирантов, предоставит возможность участвовать в совместных исследованиях сотрудникам других департаментов ECL различных кафедр физического факультета.

 

Декан физического факультета МГУ профессор В.И. Трухин, замдекана физического факультета В.Н. Задков,

 доцент В.А. Хохлова

 

Назад