А ПО СТАНДАРТУ ЛИ МЫ УЧИМ?
В последнее время на физическом факультете довольно регулярно принимаются решения об изменении учебных и рабочих планов для студентов всех курсов. Обычно это мотивируется необходимостью приведения этих планов к требованиям образовательного Стандарта по той или иной специальности. Я решил сопоставить рабочие планы и Стандарт и обнаружил любопытные парадоксы. Оказывается зачастую принимаемые решения, наоборот, противоречат Стандарту. В данной заметке приводятся свидетельства этих противоречий.
Прежде всего, напомню, что на настоящий момент действующим по специальности 010400-Физика (основной для наших студентов) является Стандарт, принятый еще в 2000 году. В настоящее время, насколько мне известно, ведется разработка нового стандарта, уже с учетом появления бакалавров и магистров, но пока действует Стандарт, указанный выше.
1. На Ученом Совете факультета часто звучат слова о том, что наши студенты перегружены аудиторной нагрузкой, и в то же время объем самостоятельной работы (это также регламентируется Стандартом) у них недостаточен. В свое время по многим учебным дисциплинам даже уменьшали объемы аудиторной нагрузки (правда, при этом не подумали об изменении программ курсов, и теперь зачастую обучение приходится вести «галопом по Европам»). А вот как это выглядит на самом деле.
Прежде всего, выдержка из Стандарта.
«5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам, а также относимые к категории самостоятельной работы студента общий физический практикум, компьютерный практикум, лаборатории специализации и спецпрактикум.»
В рабочих планах факультета, действительно, присутствуют графы: нагрузка на семестр, самостоятельная работа и аудиторная нагрузка, разделенная на лекции, семинары и лабораторию (в последней графе как раз и указана нагрузка по приведенным в п.5.4 Стандарта занятиям, отнесенным к самостоятельной работе).
И вот как выглядит сводная таблица по пяти первым семестрам.
Прежде всего, напомню, что на настоящий момент действующим по специальности 010400-Физика (основной для наших студентов) является Стандарт, принятый еще в 2000 году. В настоящее время, насколько мне известно, ведется разработка нового стандарта, уже с учетом появления бакалавров и магистров, но пока действует Стандарт, указанный выше.
1. На Ученом Совете факультета часто звучат слова о том, что наши студенты перегружены аудиторной нагрузкой, и в то же время объем самостоятельной работы (это также регламентируется Стандартом) у них недостаточен. В свое время по многим учебным дисциплинам даже уменьшали объемы аудиторной нагрузки (правда, при этом не подумали об изменении программ курсов, и теперь зачастую обучение приходится вести «галопом по Европам»). А вот как это выглядит на самом деле.
Прежде всего, выдержка из Стандарта.
«5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам, а также относимые к категории самостоятельной работы студента общий физический практикум, компьютерный практикум, лаборатории специализации и спецпрактикум.»
В рабочих планах факультета, действительно, присутствуют графы: нагрузка на семестр, самостоятельная работа и аудиторная нагрузка, разделенная на лекции, семинары и лабораторию (в последней графе как раз и указана нагрузка по приведенным в п.5.4 Стандарта занятиям, отнесенным к самостоятельной работе).
И вот как выглядит сводная таблица по пяти первым семестрам.
|
|
Семестр |
Нагрузка полная, за семестр |
Нагрузка полная, за неделю |
Нагрузка аудиторная, за неделю | |
|
|
1 семестр |
1044 |
58 |
23 | |
|
|
2 семестр |
896 |
56 |
22 | |
|
|
3 семестр |
1098 |
61 |
26 | |
|
|
4 семестр |
1088 |
68 |
30 | |
|
|
5 семестр |
1032 |
57,3 |
26 | |
|
|
Стандарт
|
|
54 |
32 |
Как видно, ситуация прямо противоположная. У наших студентов существует значительный резерв по аудиторной нагрузке, и в то же время объем самостоятельной работы просто зашкаливает (особенно в 4-м семестре, в который в последние годы каких только дисциплин не было введено). Налицо явное нарушение Стандарта по части объема самостоятельной работы.
2. В Стандарте приводятся не только общие объемы нагрузки, но и часы, отводимые на каждую из дисциплин. Посмотрим на две из них: экологию и химию. По непонятным мне причинам именно они попали в список основополагающих дисциплин наряду с общей физикой, математикой и программированием (в Стандарте это раздел ЕН.Ф). И на их изучение Стандарт отводит по 70 часов общей нагрузки. В 3-м семестре на экологию (у нас эта дисциплина называется «Основы геофизики и экологии») отводится 36 часов лекций и 18 часов самостоятельной работы – всего 54 часа. А на химию (в 3-4-м семестрах) 178 часов, из них аудиторных 120! А на одном из последних Ученом Совете еще добавили один час лекций в неделю в 4-м семестре! А ведь в Стандарте написано:
«6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 10%, и для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% при сохранении минимального содержания, указанного в программе».
А у нас норматив превышен более чем в два раза!
3. Есть такой основополагающий предмет: общий физический практикум. По Стандарту, как уже отмечалось выше, его относят к самостоятельной работе, несмотря на то, что занятия проводятся в аудиториях. Но самое непонятное: выделив в первых семестрах по 5 часов в неделю на ОФП (напомню, что практикум работает в 2 смены: с 9.00 до 12.30 и с 13.30 до 17.00), на самостоятельную работу в рабочих планах отвели 0 (ноль!) часов. А ведь абсолютное большинство сотрудников учились на физфаке, и прекрасно помнят: к практикуму надо готовиться, писать конспект, а затем обрабатывать результаты и сдавать задачу. А о чем говорит рабочий план? Получается, что студент не должен готовиться к практикуму, не должен обрабатывать дома результаты. Он должен к 9.00 прийти на занятие, узнать, какую задачу ему предстоит сделать, выполнить ее и к 12.30 получить оценку и спокойно уйти! Абсурд!
Сейчас в соответствии с рабочими планами факультета на 5 семестров практикума выделено в сумме 484 часа. Если добавить хотя бы 2 часа в неделю на самостоятельную работу, то за 5 семестров в сумме получим 172 часа. В итоге получится число 484+172=656 часов. Смотрим в Стандарт: там стоит почти такое же число: 650 часов. Как просто!
4. Непонятна логика выделения часов на самостоятельную работу. С аудиторной нагрузкой все ясно: она указана в расписании. А самостоятельная? Вот пример из плана 1-го семестра. На изучение механики выделяется 90 аудиторных часов и 72 часа на самостоятельную работу. Т.е., после 2-хчасового занятия по физике студент должен на подготовку к следующему затратить 1,5 часа. По-моему, нормальная пропорция. В то же время на предмет «Безопасность жизнедеятельности» выделяется 18 аудиторных часов и 36 часов на самостоятельную работу. Т.е., после занятия студент должен на подготовку к следующему затратить 4 часа! Так кого мы готовим?
5. С недавних пор в расписании студентов 1-го курса появились два вида двухчасовых «занятий»: работа в библиотеке и самостоятельная работа. Наверное, это хорошо придумано: вот, мы заботимся, чтобы у студентов было время для самостоятельной работы. И в библиотеку можно сходить!
А на деле? В прошлом году я обратил внимание, что в один из дней недели на 3-й паре такие «занятия» были предусмотрены сразу у 14 групп. А это более трехсот студентов! И что будет, если они в соответствии с расписанием (утвержденным, кстати, свыше; когда преподаватель хочет перенести свое занятие на другое время, сразу говорят: это невозможно, надо идти к декану) все дружно отправятся в библиотеку? Тем более, что она в тот момент была закрыта на ремонт?
На мой взгляд, появление подобных «предметов» в расписании просто следствие недостатка аудиторий, после того как гигантский резерв аудиторий в надстройке был изъят из учебного процесса.
6. Есть в расписании наших студентов такие предметы: радиофизика, геофизика, астрофизика, физика конденсированного состояния и биофизика. А есть ли они в Стандарте? Да, есть. В разделе «Дисциплины специализации». А где они у нас в рабочих планах? А непонятно где. Там, где по Стандарту их быть не должно. И в итоге учебная часть заставляет кафедры изобретать какие-то свои новые дисциплины специализации. Причем то предписывают конкретные дисциплины, то дают свободу выбора. Зачем открывать Америку? Прослушали студенты эти курсы, сдали зачет или экзамен – все! Дисциплины специализации по специальности «Физика» у них уже есть. Причем именно те, которые и предлагает Стандарт. Зачем что-то еще придумывать?
7. И в заключении: о самом страшном. Есть такой 4-й семестр. Отучились студенты три семестра, изучали обычный набор предметов: физика, две математики, программирование, английский, физкультура, история. А в 4-м семестре, дополнительно к тем же предметам наваливаются: теоретическая механика, радиофизика, практикум по радиофизике, химия, дисциплина по выбору, курсовая работа. Всего 11 зачетов (в зачетке строчек не хватает!) и 5 экзаменов. И 68 часов общей нагрузки вместо разрешенных 54-х! Практически каждый день по 4-5 пар! Это смерть! В итоге: студенты не знают ничего, потому что это невозможно изучать все одновременно! По крайней мере, на оптику у них времени точно нет, я это знаю.
Теперь понятно, «как учить и как учиться на физфаке»? Скорее, понятно, как НЕ НАДО учиться. Вот студенты к старшим курсам и не учатся. Имею одну привычку: проходя по 2-му этажу, регулярно заглядываю в большие аудитории, посмотреть и подсчитать: сколько студентов на лекциях. И если на первом курсе аудитории, особенно у лучших лекторов, заполнены, то на 3-4-м курсах на теоретических дисциплинах сидят от силы 10-15 студентов (специально считал!). Сидят в самом низу, и лектор потихоньку им что-то нашептывает, по крайней мере, сверху ничего не слышно. А «рекорд», который я наблюдал: 4 (четыре!) студента на лекции. Из потока в 150-200 студентов!
А что делать? Считаю, что следует немедленно добавить, по крайней мере, по одному часу в неделю на семинары по общей физике. Студенты, поступающие на факультет, уже давно не обладают необходимым минимумом знаний по основному предмету – по физике. И 2 часа в неделю на семинары по физике – это недопустимо мало! За это время можно только кое-что рассказать, а на проверку степени усвоения пройденного материала времени уже не остается. Так начнем с малого: добавим по одному часу на семинары в первые три семестра. Тем более, что и Стандарт, как понятно из приведенных выше цифр, это позволяет.
2. В Стандарте приводятся не только общие объемы нагрузки, но и часы, отводимые на каждую из дисциплин. Посмотрим на две из них: экологию и химию. По непонятным мне причинам именно они попали в список основополагающих дисциплин наряду с общей физикой, математикой и программированием (в Стандарте это раздел ЕН.Ф). И на их изучение Стандарт отводит по 70 часов общей нагрузки. В 3-м семестре на экологию (у нас эта дисциплина называется «Основы геофизики и экологии») отводится 36 часов лекций и 18 часов самостоятельной работы – всего 54 часа. А на химию (в 3-4-м семестрах) 178 часов, из них аудиторных 120! А на одном из последних Ученом Совете еще добавили один час лекций в неделю в 4-м семестре! А ведь в Стандарте написано:
«6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 10%, и для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% при сохранении минимального содержания, указанного в программе».
А у нас норматив превышен более чем в два раза!
3. Есть такой основополагающий предмет: общий физический практикум. По Стандарту, как уже отмечалось выше, его относят к самостоятельной работе, несмотря на то, что занятия проводятся в аудиториях. Но самое непонятное: выделив в первых семестрах по 5 часов в неделю на ОФП (напомню, что практикум работает в 2 смены: с 9.00 до 12.30 и с 13.30 до 17.00), на самостоятельную работу в рабочих планах отвели 0 (ноль!) часов. А ведь абсолютное большинство сотрудников учились на физфаке, и прекрасно помнят: к практикуму надо готовиться, писать конспект, а затем обрабатывать результаты и сдавать задачу. А о чем говорит рабочий план? Получается, что студент не должен готовиться к практикуму, не должен обрабатывать дома результаты. Он должен к 9.00 прийти на занятие, узнать, какую задачу ему предстоит сделать, выполнить ее и к 12.30 получить оценку и спокойно уйти! Абсурд!
Сейчас в соответствии с рабочими планами факультета на 5 семестров практикума выделено в сумме 484 часа. Если добавить хотя бы 2 часа в неделю на самостоятельную работу, то за 5 семестров в сумме получим 172 часа. В итоге получится число 484+172=656 часов. Смотрим в Стандарт: там стоит почти такое же число: 650 часов. Как просто!
4. Непонятна логика выделения часов на самостоятельную работу. С аудиторной нагрузкой все ясно: она указана в расписании. А самостоятельная? Вот пример из плана 1-го семестра. На изучение механики выделяется 90 аудиторных часов и 72 часа на самостоятельную работу. Т.е., после 2-хчасового занятия по физике студент должен на подготовку к следующему затратить 1,5 часа. По-моему, нормальная пропорция. В то же время на предмет «Безопасность жизнедеятельности» выделяется 18 аудиторных часов и 36 часов на самостоятельную работу. Т.е., после занятия студент должен на подготовку к следующему затратить 4 часа! Так кого мы готовим?
5. С недавних пор в расписании студентов 1-го курса появились два вида двухчасовых «занятий»: работа в библиотеке и самостоятельная работа. Наверное, это хорошо придумано: вот, мы заботимся, чтобы у студентов было время для самостоятельной работы. И в библиотеку можно сходить!
А на деле? В прошлом году я обратил внимание, что в один из дней недели на 3-й паре такие «занятия» были предусмотрены сразу у 14 групп. А это более трехсот студентов! И что будет, если они в соответствии с расписанием (утвержденным, кстати, свыше; когда преподаватель хочет перенести свое занятие на другое время, сразу говорят: это невозможно, надо идти к декану) все дружно отправятся в библиотеку? Тем более, что она в тот момент была закрыта на ремонт?
На мой взгляд, появление подобных «предметов» в расписании просто следствие недостатка аудиторий, после того как гигантский резерв аудиторий в надстройке был изъят из учебного процесса.
6. Есть в расписании наших студентов такие предметы: радиофизика, геофизика, астрофизика, физика конденсированного состояния и биофизика. А есть ли они в Стандарте? Да, есть. В разделе «Дисциплины специализации». А где они у нас в рабочих планах? А непонятно где. Там, где по Стандарту их быть не должно. И в итоге учебная часть заставляет кафедры изобретать какие-то свои новые дисциплины специализации. Причем то предписывают конкретные дисциплины, то дают свободу выбора. Зачем открывать Америку? Прослушали студенты эти курсы, сдали зачет или экзамен – все! Дисциплины специализации по специальности «Физика» у них уже есть. Причем именно те, которые и предлагает Стандарт. Зачем что-то еще придумывать?
7. И в заключении: о самом страшном. Есть такой 4-й семестр. Отучились студенты три семестра, изучали обычный набор предметов: физика, две математики, программирование, английский, физкультура, история. А в 4-м семестре, дополнительно к тем же предметам наваливаются: теоретическая механика, радиофизика, практикум по радиофизике, химия, дисциплина по выбору, курсовая работа. Всего 11 зачетов (в зачетке строчек не хватает!) и 5 экзаменов. И 68 часов общей нагрузки вместо разрешенных 54-х! Практически каждый день по 4-5 пар! Это смерть! В итоге: студенты не знают ничего, потому что это невозможно изучать все одновременно! По крайней мере, на оптику у них времени точно нет, я это знаю.
Теперь понятно, «как учить и как учиться на физфаке»? Скорее, понятно, как НЕ НАДО учиться. Вот студенты к старшим курсам и не учатся. Имею одну привычку: проходя по 2-му этажу, регулярно заглядываю в большие аудитории, посмотреть и подсчитать: сколько студентов на лекциях. И если на первом курсе аудитории, особенно у лучших лекторов, заполнены, то на 3-4-м курсах на теоретических дисциплинах сидят от силы 10-15 студентов (специально считал!). Сидят в самом низу, и лектор потихоньку им что-то нашептывает, по крайней мере, сверху ничего не слышно. А «рекорд», который я наблюдал: 4 (четыре!) студента на лекции. Из потока в 150-200 студентов!
А что делать? Считаю, что следует немедленно добавить, по крайней мере, по одному часу в неделю на семинары по общей физике. Студенты, поступающие на факультет, уже давно не обладают необходимым минимумом знаний по основному предмету – по физике. И 2 часа в неделю на семинары по физике – это недопустимо мало! За это время можно только кое-что рассказать, а на проверку степени усвоения пройденного материала времени уже не остается. Так начнем с малого: добавим по одному часу на семинары в первые три семестра. Тем более, что и Стандарт, как понятно из приведенных выше цифр, это позволяет.
Митин И.В.,
доцент кафедры общей физики
доцент кафедры общей физики