ДЕЛО ОБРАЗОВАНИЯ – ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ

    В апреле 2009 г. в Издательстве МГУ вышла книга профессора В.И. Тропина, проректора МГУ по международным связям в 70-е и 80-е годы – „ДАЙСАКУ ИКЕДА и РОССИЯ. Встреча длиною в тридцать лет”.
    Основатель университета Сока, Президент многомиллионной буддийской организации „Сока Гаккай Интернэшнл”, японский гуманист и просветитель Дайсаку Икеда посещал Россию шесть раз. Первый его визит по прибытии ещё в Советский Союз в 1974 г. начался с посещения Московского государственного университета, в который его пригласил ректор Р.В. Хохлов. Более сорока встреч провёл Икеда со многими государственными и общественными деятелями мира. Среди них были А.Н. Косыгин, Н.И. Рыжков, Михаил Шолохов, Чингиз Айтматов, М.С. Горбачёв, А. Дж. Тойнби, Л. Полинг, Г. Киссинджер. О многих из встреч в увлекательной форме, отличным языком, с научных позиций рассказывает в своей книге В.И. Тропин. При анализе книги для нашей стенгазеты представляется логичным разделить материал на четыре важных блока, связанных с наиболее значимыми для нас встречами Д. Икеды с выдающимися деятелями Московского университета ректорами академиками Р.В. Хохловым, А.А. Логуновым, В.А. Садовничим, а также встречами с М.С. Горбачёвым. Коротко представим вехи этих встреч, широко изложенных автором книги.
    Беседы ректора МГУ академика Рема Викторовича ХОХЛОВА с Д. Икедой касались вопросов образования и воспитания молодёжи. Одна из важных позиций Р.В. Хохлова заключалась в том, что „основной тенденцией в развитии высшего образования в мире будет являться возрастающая роль университетов и вузов как центров просвещения и культуры, распространения их среди широких слоёв населения – как гуманистическая и эволюцион6ная цель”. Его позиция состояла также в требовании „объединения процесса познания с процессом обучения с целью максимально возможного, гармоничного развития разных начал в человеке: интеллектуального и духовного, естественнонаучного и гуманитарного. Сейчас, – писал он, – как никогда ранее растёт потребность общества в людях, обладающих широким кругозором, способных ставить большие проблемы, давать идеи, принимать оригинальные решения. Вуз должен давать студенту не столько конкретные знания, сколько основу духовного богатства человечества и метод познания новых явлений, равно как и преобразования мира”. Солидаризуясь с ним, Д. Икеда говорил: „Надо смотреть на обучение молодёжи с широкого поля зрения, в мировом масштабе и воспитывать молодёжь с всемирным кругозором путём культурно-просветительского обмена между народами... Если мы сможем сконцентрировать всю мудрость человечества на деле просвещения, то предстоящий XXI век обязательно станет просвещённым веком, полным всяческих возможностей”.
    Но прошли годы. В мире произошли невиданные перемены, сформировавшие иные вопросы к жизни, к обществу, к власти. В 80-е годы по инициативе Дайсаку Икеды состоялся ряд встреч с академиком ректором МГУ Анатолием Алексеевичем ЛОГУНОВЫМ. В 1988 г. диалог между ними был опубликован в брошюре под заголовком „Третий радужный мост”, который, по словам Икеды, „выражал надежду на то, что появится «мост», возвышающийся над государственными границами и политическими системами”, сплачивающий народы.
А.А. Логунов  и Дайсаку Икеда в университете Сока. 1990г.
    Книга имеет подзаголовок – „Поиск человека и мира”, говорящий о том, что простое человеческое восприятие друг друга „есть краеугольный камень истинного пути к миру”. В ней отражены взгляды двух людей, принадлежащих разным государствам, имеющих разное мировоззрение; идёт жёсткий диспут по вопросам о роли общества в воспитании и совершенствовании человека. С точки зрения японского мыслителя, акцент человечество должно „делать на развитие самосознания человека как субъекта, на самостоятельность мышления, которое стимулирует движение по восходящей – к самовоспитанию и самообразованию, в результате чего и произойдёт совершенствование самого общества”. Советская идеология, говорит Икеда, „рассматривая человека как комплекс социальных отношений, имела горизонтальное распространение, но ничего не давала по вертикали – отсутствовало изучение духовного мира человека”, в чём, считает он, было заложено крушение марксистско-ленинского идеала. Но в идее равенства людей, „в утверждении человеческого достоинства выше всего ставится понятие «человек»”, – говорит Д. Икеда, привлекая в дискуссии буддизм как идеологию, зовущую человека к самосовершенствованию, пробуждению в нём достоинства, уважения и милосердия к другому человеку, уверенности в возможности изменить судьбу.
    Академик А.А. Логунов оппонирует Д. Икеде, не считая „правомерным жёстко разделять общество и человека, общественный контроль и самоконтроль, правовые и моральные нормы”. Вряд ли стоит стремиться к тому, чтобы моральные нормы не зависели от реальных условий, в которых живёт человек, – утверждает Логунов. – Совершенствование человека неразрывно связано с окружающим миром. Для того чтобы не растратить впустую жизнь, данную человеку всего лишь один раз, необходимо много знать и понимать. Вопрос о том, может ли человек довести свою культуру до совершенства, во многом зависит от того, в каком обществе он живёт. Степень усвоения культуры регулирует поступки человека. Развитие же общества определяется тем, насколько человек получает возможность вложить свой вклад в его совершенствование и улучшение человеческих отношений”.
    Но в утверждении, что „гуманизм стал непреложной нормой, определяющей человеческие отношения”, ректор МГУ А.А. Логунов и глава буддийской школы Д. Икеда приходят к согласию. Их позиции совпадают и по важным вопросам сохранения народами национальных культур и исторической памяти народа. Иллюстрируя эту тему, профессор В.И. Тропин приводит цитату из интервью М.А. Шолохова, данного в 1994 г.: „Истоки нашего кризиса, – говорил Шолохов, – в отношении к прошлому. Кто не дорожит своей историей, тот непременно – рано или поздно – несёт суровое наказание судьбы. Варварское разрушение прошлого жёстко мстит не только настоящему, но и будущему. Отказ от завещанного нам великого наследства обедняет не только нас, но и грядущие поколения. Мы же от такого бесценного богатства отказались, в одночасье, забыв его, перечеркнув, наплевав на него!”
    Тему самостояния университетов, их независимости от правительств, их роли в формировании человеческой личности Дайсаку Икеда снова поднимает в беседах с ректором МГУ академиком Виктором Антоновичем Садовничим, изложенных в книге „На рубеже веков. Диалоги об образовании и воспитании”. „Университету должно быть обеспечено право на полную независимость от правительства, – утверждает Д. Икеда. – Часто в истории, – говорит он, – университеты вынуждали исполнять функцию слуги и стража власти, прямо противоположную миссии глашатая истины”. Но в русском понимании этого вопроса существует диаметральная противоположность понятий служения и прислуживания государству. Ректор В.А. Садовничий, отвечая философу Д. Икеде, высказывает государственническую точку зрения: „С момента появления современной науки, – говорит он, – в полный голос заговорили об университетской автономии как о праве университетов самим решать, что исследовать, чему и как учить. Наука предполагает свободный исследовательский поиск, поскольку никто не знает, где может оказаться истина”. „Учащиеся и преподаватели университета, – продолжает он, – были и остаются гражданами своей страны, а следовательно, находятся в поле действия соответствующих законов, правил, принятых в стране норм. Университеты – неотъемлемая часть государства. Фундаментальной основой их жизнедеятельности и жизнеспособности, как можно видеть на всей истории их существования, была и остаётся внутренняя автономия. В философии университетов доминирует преемственность традиций и эволюционность процесса обновления... Университеты мира располагают достаточным запасом прочности, чтобы ответить на вызовы общества, государства и человека. Об этом, например, говорит тот факт, что университеты существуют уже более тысячи лет, тогда как мириады образовательно-научных и иных учреждений успели за это время возникнуть и, увы, угаснуть, не оставив в памяти человечества порой даже следа”.
    Ректор В.А. Садовничий показывает Д. Икеде Ботанический сад МГУ
    Дайсаку Икеда волнуют вопросы распада СССР. Нашу катастрофу он называет „событием всемирно-исторического порядка, которое вполне способно определить константу исторического развития мира на несколько столетий вперёд”. „Думаю, – говорит он, – не будет ошибкой сказать, что на протяжении 20 века, начиная с Русской революции и вплоть до распада Советского Союза, именно социалистическая идея чуть ли не монопольно сохраняла за собой право выступать в качестве идеала в истории человечества. Социализм, в первую очередь это относится к тридцатым годам столетия, получившим название «красных тридцатых», продолжал вдохновлять сердца многих честных людей, неравнодушных к вопросам добра и зла, представляясь тем компасом, который указывает путь к историческому прогрессу... Молодёжь, внезапно обнаружив, что земля обетованная столь далека от радужной утопии, что в реальности существует лишь грубый и жёсткий мир гнёта и насилия, угодив в разрушительный водоворот системы ценностей, подвергаемой сомнениям, оказалась во власти Мамоны, отныне уверовав в могущество денег. Кажется, с тех самых пор с исторической сцены исчез образ юноши – энергичного, стойкого, готового на любую жертву ради светлого идеала...”
    Произошёл ряд встреч Д. Икеды и с М.С. ГОРБАЧЁВЫМ, в то время генеральным секретарём ЦК КПСС. В книге профессора В.И. Тропина даётся развёрнутый, документальный анализ проделанной М.С. Горбачёвым и группой его единомышленников работы по разрушению СССР. Приведём из неё два небольших эпизода.
    Первая встреча Д. Икеды с М.С. Горбачёвым состоялась в июле 1990 г. Выступая в это время с разных трибун, Горбачёв говорит об утвердившейся в стране в период перестройки глубокой тенденции – всё большем насыщении политики началами нравственности, этики, новой философии мира, быстро трансформирующейся в реальное движение жизни: союз политики и культуры, политики и духовности, уже приносящей свои плоды. Мир рукоплескал новому руководителю коммунистической партии, строившему политику под лозунгом „Больше социализма!”. И в это же время, пишет В.И. Тропин, на вопрос Икеды о месте и роли ленинских идей в проводимых им реформах Горбачёв цинично заявляет: „Вступить в конфликт с принципами марксизма-ленинизма не имеет права никто, даже генеральный секретарь КПСС. Проводимые в стране реформы на первых порах могли быть направлены только на совершенствование существующей системы. Только такой эволюционный тип преобразований путём размывания фундамента изнутри позволял рассчитывать на успех. И дело не только в тактике, в хитростях борьбы за реформы”.
    Процесс, который «пошёл», вёл страну к полному исчезновению. Ещё в январе 1991 г. выступая уже в Японии, Дайсаку Икеда говорил: „В Советском Союзе существует опасность распада республик, набирает силу анархия и беспорядок...”. И уже после трагических событий августа 1991 г. Икеда задаёт Горбачёву вопрос: „Что он чувствовал и каково его душевное состояние теперь?”. Горбачёв отвечает: „Изменить демократии, выбрать насилие для меня означало духовное, да и, неверное, политическое самоубийство”. „Демократия, – замечает Д. Икеда, – является вещью относительной. В те минуты вы пошли против природы человека, природы власти и традиций российской политической культуры”.
    „Как всё просто и безответственно перед собственным народом, который лишился своей общности, своего менталитета, своего единого государства!” – комментируя, восклицает В.И. Тропин.
    И в заключение, представляя книгу, хочется привести ещё одну цитату из Икеды:
     „Меня всегда поражала духовность советских людей. В рамках коммунистической системы произрастали уникальные образцы человеческого благородства. В целом складывается впечатление, что по уровню духовного и морального развития советское общество стояло выше, чем нынешнее,       посткоммунистическое. Главное, чтобы духовный опыт советских людей не был забыт, чтобы эти уникальные уроки бытия человека навсегда остались в памяти человеческой”.
                      Л.И. Девяткова, ст.н.с. КФНТ СП.

Назад