Эфраим Менделевич Рейхрудель

(1899-1992)
        

    18 декабря 2009 года исполнилось 110 лет со дня рождения старейшего профессора физического факультета МГУ Эфраима Менделевича Рейхруделя. Вся его жизнь прошла на физическом факультете. Он поступил на физико-математический факультет МГУ в 1920 году и окончил в 1926 году. Дипломная работа Э.М. Рейхруделя на тему «Механическая модель для изучения аномальной дисперсии» была опубликована в «Журнале Русского физико-химического общества». В 1929 г. Э.М. Рейхрудель поступил в аспирантуру НИИ физики МГУ, после ее окончания в 1932г. был зачислен научным сотрудником первого разряда в лабораторию электрических явлении в газах НИИ физического факультета.
    Научная работа Э.М. Рейхруделя в основном относилась к физической электронике и ее применениям. С 1928г. он занимался изучением распространения волн в средах и в 1935г. на эту тему защитил кандидатскую диссертацию. С 1932 по 1941г. исследует эффекты, вызываемые магнитным полем в газовом разряде, в 1941г. защищает докторскую диссертацию на тему: «Исследование плазмы электрического разряда в газах, обобщение метода зондов в магнитном поле».
    В период с 1940 по 1950г. он занимается изучением мощных импульсных разрядов в рентгено-импульсных трубках и исследованием верхних слоев атмосферы прямыми методами при помощи ракет. Последняя работа в 1950г. была отмечена Сталинской премией «За разработку нового метода исследования атмосферы».
    С 1953 по 1992г. Э.М.Рейхрудель возглавлял работу по исследованию разряда с осциллирующими электронами при низких давлениях для получения многокомпонентных пленок с заданными свойствами.   Применения - магнито-разрядные насосы, источники ионов, тонкие пленки. В 1962 г.  за разработку высокоэффективных ионных насосов с холодными катодами для получения сверхвысокого вакуума ему присуждена  премия С.И.Вавилова научно-технического общества приборостроительной промышленности СССР (3-ей степени, совместно с Г.В. Смирницкой). Работы Эфраима Менделевича  и его сотрудников в 50-80 годы привели к созданию магнито-разрядных насосов, являющихся наиболее совершенным способом получения сверхвысокого вакуума, необходимого для развития практически всех областей новой техники.  Широкое использование в 1980-х гг.  магниторазрядных насосов в технике и промышленности СССР принесло экономический эффект в  несколько миллионов рублей.
    В 1984г.  за создание и разработку нового метода получения высокого вакуума с помощью магнито-разрядных насосов Э.М.Рейхрудель с коллективом соавторов был удостоен Государственной премии («За создание и внедрение в промышленность сверхвысоковакуумных магниторазрядных средств технологического и научного оборудования электронной техники»).
    Э.М. Рейхрудель - автор более 130 научных работ и 14 изобретений. Под его руководством выполнено более 50 дипломных работ, 25 кандидатских  и 3 докторские диссертации.
    В годы гражданской войны с 1918 г. Э.М. Рейхрудель был добровольцем Красной армии и служил в войсках связи (до 1923 г.).     В первый год Великой Отечественной войны Эфраим Менделевич добровольцем вступил в ряды народного ополчения.
    Будучи профессором кафедры электронных и ионных процессов, Э.М. Рейхрудель внес большой вклад в разработку научно-технической продукции для оборонной промышленности и тыла. В Ашхабаде под его руководством сотрудники кафедры организовали стеклодувные мастерские - с их помощью изготовлялись различные стеклянные приборы для госпиталей (было выпущено 300 тыс. изделий, которые использовались для лечения раненых).
    В Свердловске Э.М. Рейхрудель совместно с профессором Г.В. Спиваком организовал  цех регенерации электрических ламп накаливания, острейшую необходимость в которых испытывала вся страна (лампы использовались на уральских заводах, производивших вооружение для армии). Опыт организации цеха и технология производства были переданы многим предприятиям оборонной промышленности по всей стране.
    В 1933-1937 гг. Э.М. Рейхрудель был заведующим кафедрой общей физики Рязанского педагогического института, в 1935-1939 гг. - заведующим кафедрой физики Планово-экономического института.
    В 1942-1956 гг. - профессор кафедры электроники физического факультета МГУ, в 1956-1992 гг. – профессор кафедры общей физики для естественных факультетов. Все эти годы – член Учёного совета физического факультета. Долгие годы ? главный редактор газеты «Советский физик».
    Более 50 лет читал курс лекций по общей физике (в том числе 25 лет для студентов биологического и географического факультетов), спецкурс «Электронные и ионные приборы» на кафедре электроники, создал специальный стеклодувный практикум для студентов физфака (1957-1965).
    Э.М. Рейхрудель имел  правительственные награды: медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и  «За трудовое отличие» (1967).
    Эфраима Менделевича Рейхруделя не стало с нами 30 декабря 1992г. и потеря эта невосполнима.
      Сотрудники
кафедры общей физики для естественных факультетов.

”ЛУЧШЕ БЫТЬ, ЧЕМ ИМЕТЬ!“

(Воспоминания об отце)

                                 « Высшая ценность - быть собой, оставаться собой, не предав своих важнейших духовных ценностей перед лицом испытаний» -
М. Цветаева.
       Это соответствует жизненному кредо  моих родителей.
    Моему отцу, Эфраиму Менделевичу Рейхруделю, выпал век двадцатый. Неплохо представляя историю, я не устаю удивляться силе духа и интеллекту, которыми надо было обладать, чтобы, прожив такой страшный век, не утратить оптимизма и ненасытного интереса ко всему вокруг, остаться самим собой.
       Первые мои воспоминания связаны с моим отцом. Лето 1941года, мне только что исполнилось 3 года. Я сплю на диване в кабинете отца, вдруг зажигается свет, и в дверях я вижу странного человека очень похожего на моего папу, но у него “голая” голова. Это необычно и страшновато. Папа записался в народное ополчение и его великолепную, черную, кудрявую шевелюру сбрили наголо. Следующее, что я помню: папа в вагоне поезда показывает мне, как лежать на жесткой полке: чтобы было удобно, нужно положить под голову сложенные вместе ладошки. Это он провожает нас с мамой и моим братом в эвакуацию в Киров, где нас обещали приютить  далекие родственники.
    Творчество в нашей семье было главной ценностью. И это передалось мне из рук в руки от дорогих мне людей – папы и мамы, и признательность моя и любовь к ним - безграничны.
     У папы были золотые руки. С удовольствием  работал он на верстаке, приобретенном  у старого мастера.  Cам делал мебель. Для нас, детей, сооружал головоломки. Они по наследству перешли к внукам. Делал нам игрушки, и они очень ценились нами. Вспомнился шагающий по наклонной плоскости,  как казалось, живой ослик.
    Папа много читал нам с братом в детстве. Шекспир, Пушкин были нашими «близкими знакомыми». Нам, еще несмышл?нышам, папа читал «Короля Лира». Помню, отпечатавшийся в моем еще неокрепшем мозгу, ужас Лира-отца,  преданного и брошенного собственными дочерьми!!!  Шекспировские страсти, в папином прочтении, потрясали меня, кроху,  до глубины души. Вспомнилось, как читал нам  папа « Руслана и Людмилу». Так чувствовать Пушкина, его юмор, иронию, иногда сарказм, и так передавать все это, своей интонацией, мог только очень тонко и глубоко чувствующий поэзию человек!  
    Старинные романсы были страстью папы, он хорошо пел. Недавно, поздно вечером в переходе метро, услышала «папины» романсы в исполнении скрипача. Это было радостно и  грустно.
    В раннем детстве папа подарил мне хорошее издание Фламариона и кое-что сам прочел мне из него. Как-то, будучи еще маленькой, я капризничала. И папа применил ко мне, по-видимому, не очень правильный метод убеждения, который остался в моей памяти на всю  жизнь. «Представь себе нашу Планету», - сказал он. Я «быстренько» представила себе этот огромный шар. «Представь себе теперь, нашу Галактику». Я опять «быстренько» представила себе  огромный вихрь. «А теперь представь себе Вселенную!».  После того, как я все это проделала, папа сказал: «Чувствуешь соотношение масштабов: Вселенная – Галактика – Планета. Ведь наша Планета-Земля  крохотная песчинка,  которую почти невозможно разглядеть в галактике. А ты ползаешь (возможно, папа употребил другой глагол – не помню!) на ней и воображаешь себя пупом Вселенной!»  Это был жесткий урок, запомнившийся на всю жизнь!
    Папа был увлеченный исследователь. Он говорил мне не раз, что исследования можно проводить и в кастрюле. Несколько примеров из его бытовых исследований-наблюдений. Как-то у него, по-видимому, сильно повысилось давление, и пошла носом кровь. Он рассказывал, что стоял над тазом и наблюдал, как от капель крови, падающих из носа, образовывалась кумулятивная струя, и как это было красиво – красная капля внутри воды и, выпрыгивая обратно, - над бесцветной водой.
    Другое исследование он провел прямо на операционном столе, когда ему дробили и удаляли  камни в мочевом пузыре. Было это в Киеве, делал операцию хирург Единый. Дело в том, что камни дробили, создавая ударную волну импульсом высокого напряжения. Папины камни не поддавались, были очень плотными. Поскольку операция проходила под местным наркозом, папа мог общаться с хирургом. Он предложил ему повысить напряжение, подаваемое на разрядник (дать импульс более высокого напряжения). Врач сомневался, т.к. никогда большего напряжения не применял.  Папа объяснил, что поскольку все это происходит в жидкости, и удар - гидравлический, то важно только  не коснуться стенки мочевого пузыря электродами.  Под руководством папы, лежащего на операционном столе, напряжение было повышено почти в три раза, и камни удалось раздробить.  Потом группе хирурга Единого была присуждена Государственная премия за такой способ избавления больных от камней. Папа написал отзыв об этой работе.
    Помню, как-то папа сказал: «Не бойся рентгена, я всю жизнь проработал с ним  и только лоб стал выше!» - появились залысины.
    Университет был для папы жизненной необходимостью, радостью, сутью существования. Он не мог представить себя без физического факультета. В старости, когда ему было очень тяжело добираться до факультета, мы стали возить его. Однако этого ему было мало, и он ездил сам с пересадками и переходами.
«Я живу второй век (папа родился в1899г.) и вижу то, что должно было быть после меня!» -  это папа, увидев только что родившегося второго правнука.
    Его лозунгом было: «Я умру стоя!». Он умер стоя, просто упал по пути к университету.
    Воспоминаний у меня целая «семейная шкатулка», но пора остановиться!
   Похил А.Э.

Назад