КОГО НАМ ЖДАТЬ НА ПЕРВЫЙ КУРС?


Статья сотрудников
Московского Государственного Областного социально-гуманитарного института
(бывший Коломенский педвуз, готовящий учителей, в том числе, и по физике)
знакомит читателей с проблемами набора студентов.

Начало года для многих ВУЗов — важное время «рекрутирования» выпускников школ. Наша встреча с выпускниками школ г. Воскресенска Московской области показала, что из 70-ти собравшихся физиками хотят стать — 3, инженерами — 4, или 10%. Остальных интересует экономика, право, товароведение, менеджмент и т.п. Такое распределение интересов характерно и
для других городов юго-востока Московской области, где побывали преподаватели Московского государственного обоастного социально-гуманитарного института (МГОСГИ, г. Коломна).
Изменение вектора интересов выпускников школ в сторону гуманитарных ВУЗов и специальностей стало заметным с середины 90-х. Во-первых, связано это с изменением социального заказа на трудовые ресурсы в современной России, ориентированного в большой мере на организацию потребления импортной продукции и экспорт сырья. Россия из страны-творца перешла в состояние страны-потребителя.
Вторая составляющая проблемы набора в ВУЗы обусловлена демографическими причинами: 1. постоянное уменьшение численности населения с начала 90-х., 2. изменение возрастного состава с уменьшением численности детей школьного возраста.
В итоге — уменьшение числа абитуриентов, снижение конкурса во всех ВУЗах, перепроизводство специалистов с гуманитарным образованием и дефицит с техническим и естественнонаучным.
Примером проявления этих проблем может быть ситуация в образовательной области подмосковного г. Коломна. Население около 150 тыс., число выпускников городских СШ — 210, сельских СШ — 140, число высших учебных заведений — 4. Распределение предметного интереса выпускников школ показывает опрос, ежегодно проводимый Управлением образования города.
Рейтинг предметов по выбору старшеклассников:
2009 г. обществознание – 451, история – 235, физика – 228.
2010 г. обществознание – 481, физика – 216, история – 209.
Рейтинговые предпочтения медалистов
2009 г. обществознание – 44%, физика – 28%, английский яз. – 20%.
2010 г. обществознание – 57%, англ яз – 40%, информ. и ИКТ — 34, физика– 34%.
Самое неприятное в этой ситуации – снижение у абитуриентов качества знаний естественных наук и физики, в частности, на фоне сильного сдвига интересов в сторону гуманитарных дисциплин. Заметна также совершенно четкая корреляция между снижением числа желающих изучать естественные науки и качеством их знаний.
Это хорошо прослеживается на истории развития Физико-математического факультета нашего института. В 50-е годы на факульте было два потока: 1 группа физиков — 25 чел. и 1 группа математиков – 25 чел. В середине 60-х уже было 2 группы физиков и 4 математиков, число студентов превышало 150 человек. Конкурс на 1 место был 2–5. У факультета была возможность отбора лучших. На факультете работала Юношеская физико-математическая школа по углубленной программе физики и математики. Одни из ее выпускники становились студентами нашего факультета, другие поступали в ВУЗы Москвы, Ленинграда, Киева и других крупных центров. Ситуация изменилась с изменением социального заказа, т.е. с начала 90-х. Сейчас вместо шести групп (4 — математики, 2 — физики) мы с трудом набираем 2 (1 — математики, 1 — физики). Точнее сказать, не набираем, а подбираем тех, кого не взяли на «престижные» факультеты. Число студентов в группах равно примерно половине от стандартной в 25 человек. Из этого число только 3–4 сразу подавали документы на «Физмат».
Качество подготовки такого контингента по программе физики и математики, близкой к университетской, вряд ли может быть высоким.
Набор абитуриентов в ВУЗы, где основой специальности является физика, раньше был обусловлен одной проблемой — отобрать лучших. Конкурс в ВУЗы, как МГУ (физфак), МФТИ, МИФИ. МЭИ, МАИ, МВТУ, всегда был 10–15, а то и больше на одно место. В провинциальных ВУЗах, как наш, 2–5 на физико-математический и общетехнический факультеты.
Физика была престижной дисциплиной и профессией, на эту тему были написаны книги, сняты фильмы. Это отражало роль физики и связанных с ней областей знания в развитии общества, ориентированного на научно-технический прогресс.
Предстоящая реформа образования только усугубит ситуацию в состоянии естественно-научного (Е-Н) образования и технической базы общества.
Из Учебного плана стандарта второго поколения 2011–2020 следует принципиальный сдвиг содержания образования в гуманитарном направлении:
1.обязательные предметы для всех: ОБЖ, Физкультура, Россия в мире, индивидуальный проект,
2.при выборе школьниками химии или биологии на профильном или базовом уровне, они вообще не будут изучать физику,
3.при выборе курса «Естествознание» уровень знаний по всем предметам Е-Н цикла снизится до очень низкого уровня,
4.при выборе курса «Экология» уровень знаний по всем предметам Е-Н цикла будет равен нулю.
Оценки 2–4 пунктов сделаны ведущими специалистами страны в области школьного Е-Н образования на Х Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», проходившей в начале марта в Московском Педагогическом Государственном Университете. По пункту 1 (Россия в мире) очень определенно высказался В.Болотов, вице-президент Российской академии образования: «Если предположить, что предназначение предмета — учить Родину любить, то кто-то на квасном патриотизме хочет срубить денег. Другого объяснения у меня нет» (АиФ №9, 2011).
Планируемые изменения в образовании не вернут Россию в число мировых лидеров научно-технического прогресса.

профессор А.П.Рыженков,
доцент Л.В.Дубицкая,
кафедра физики, методики физик
и информационных технологий
Московский Государственный Областной
социально-гуманитарный институт

Назад