МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ФИЗИКЕ


Секретарь оргкомитета Московской городской олимпиады по физике доцент Серегей Борисович Рыжиков выражает обеспокоенность набором студентов на факультет. Грядущее реформирование школы может еще больше осложнить проблему набора.

Прошла очередная, LXXII Московская городская олимпиада по физике. Хотя олимпиада проходит не в первый, а в 61 раз, уже сложно вспомнить время, когда правила ее проведения не менялись хотя бы 2 года.
Напомним, что 3 года тому назад правила проведения олимпиад коренным образом изменились. Если предыдущие 50 лет Московская городская олимпиада по физике была отборочным этапом на Всероссийскую олимпиаду, то теперь она потеряла этот статус. Связано это с требованием, чтобы на отборочный региональный тур (в данном случае регион – г. Москва) Всероссийской олимпиады по физике допускались только школьники, прошедшие предыдущий, т.е. окружной тур (9 округов плюс Зеленоград). Но число призеров окружного тура относительно невелико, число призеров (московского) регионального тура еще меньше, и они не составляли бы заметное число абитуриентов.
Поэтому с целью привлечения большего числа абитуриентов, факультет проводит для школьников:
– региональный (московский) тур Всероссийской олимпиады по физике;
– Московскую городскую олимпиаду по физике.
Кроме этих двух олимпиад факультет проводит еще олимпиады «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы». Существенное отличие заключается в том, что последние две олимпиады ориентированы для 11-ти классников (ученики 10-х классов и меньше могут участвовать, но по заданиям, рассчитанным на 11 класс), а Московская городская олимпиада проходит для учеников 7–11 классов, причем все школьники решают задачи, рассчитанные на свой возраст.
До прошлого года на Московскую городскую олимпиаду по физике могли
приходить все желающие (и не только из Москвы), поэтому на нее приходило (c учетом выездных комиссий) более 4000 участников (см. таблицу).
Данные по числу участников Олимпиады

 

год 

7класс 

8класс 

9класс 

10класс 

11класс 

Всего 

1999 

109 

198 

253 

345 

372 

1277 

2000 

218 

230 

372 

335 

474 

1629 

2001 

231 

233 

383 

403 

551 

1801 

2002 

88 

269 

426 

466 

539 

1788 

2003 

138 

275 

318 

453 

381 

1565 

2004 

109 

256 

337 

529 

505 

1736 

2005 

171 

316 

395 

555 

521 

1958 

2006 

190 

253 

320 

448 

493 

1704 

2007 

305 

304 

357 

466 

586 

2018 

2008 

239 

323 

310 

496 

610 

1978 

2009 

287 

432 

386 

466 

1263 

2834 

2010 

662 

735 

636 

732 

2198 

4963 

2011 

119 

286 

249 

315 

566 

1535 

Резкий провал числа участников в этом году, конечно связан не с демографической ямой (начало которой приходится не на этот год), а с тем, что в этом году Правила проведения олимпиад снова изменились. В соответствии с Приказом министерства олимпиады теперь должны иметь заочный тур. Глубокий смысл этого требования не очень ясен. Все прекрасно понимают, что такое заочный тур: ученики физ.-мат. лицеев садятся перед компьютером, распределяют между собой задачи, сообща их решают и присылают по Email десятки копий решений. Проверяя заочный тур олимпиады «Ломоносов», автор в этом убедился. Хотя работы проверяются в зашифрованном виде, и установить город и школу невозможно, копии прекрасно отслеживаются, поскольку ученики при переписывании даже не тратят сил на перефразирование, и решения совпадают с точностью до запятых. Если кто и страдает от заочного тура, то это школьники из «глубинки», где может быть лишь один школьник в классе, кто хочет написать эту олимпиаду, и потому он должен
честно решать задачи в одиночку. Кроме того, опыт показывает, что при массовом туре сервер не справляется с потоком писем, постоянно «зависает», письма приходится посылать несколько раз, и при этом опять же страдают школьники из «глубинки», где нет хорошей интернет-линии, но имеются существенные ограничения на трафик.
Тем не менее, приказы нужно выполнять и заочный тур был проведен. В результате мы наблюдаем существенное уменьшение числа участников очного тура. Во-первых, о заочном туре многие просто не узнали. Хотя по школам были разосланы письма, а на факультете было объявление на доске Отдела нового приема, но объявления читают далеко не все и даже некоторые сотрудники факультета в феврале с удивлением узнали, что «поезд ушел» и участвовать в очном туре олимпиад «Ломоносов» и Московской городской олимпиады не получится.
Во-вторых, в очном туре принимают участие лишь призеры заочного тура — примерно треть от начального числа участников. С этим, правда, школьники научились бороться. Достаточно, чтобы каждый участник зарегистрировал еще 3–4 товарищей и прислал бы от их имени Email с «пустыми» решениями. Судя по тому, что среди присланных решений (на олимпиаду «Ломоносов»), были такие, где кроме переписанных условий ничего не было многие так и поступили, хотя, видимо, большинству участников такая идея в голову не пришла.
Однако, даже с учетом относительно небольшого числа участников, проверка работ из года в год представляет собой большую проблему. Традиционно, на Московской городской олимпиаде проверку работ школьников 7–10 классов осуществляют студенты-энтузиасты, а 11 класс в соответствии с Приказом Декана проверяют аспиранты и молодые сотрудники факультета.
На проверку 11 класса приглашается около 30 человек. Если приходят (почти) все, то проверку удается завершить за 3–4 часа. Но, к сожалению, некоторые считают это не своим делом, и игнорируют соответствующий приказ Декана, что приходит к тому, что на пришедших наваливается больший объем работ, а сама проверка затягивается до позднего вечера. Также напряженная обстановка складывается на проверке олимпиады «Ломоносов». На проверку в этом году было задействовано всего около 20 сотрудников. В результате на заочном туре автору пришлось проверять около 800 работ (одну задачу в каждой работе). Учитывая, что проверка проходила по понятным причинам в сжатые сроки, качественно проверить за 3 дня 800 работ было чрезвычайно трудно. Учитывая специфику заочного тура, проверка задач Московской городской олимпиады проходила в автоматическом режиме. Возможно, в следующем году имеет смысл заочный тур олимпиады «Ломоносов» также проверять в автоматическом режиме.
Возникают два вопроса:
1) нужно ли факультету такое число олимпиад?
2) нужно ли факультету проводить олимпиады для 7–10 классов?
На первый вопрос хочется ответить: чем больше — тем лучше. Чем больше у нас участников 11 класса, тем больше у нас будет абитуриентов. К сожалению, не проводится анкетирование участников, поэтому сложно понять, кто из них собирается поступать на наш факультет, кто рассматривает его в качестве запасного варианта (после мех-мата или ВМК), а кто пришел «за компанию». Поскольку ситуация с Правилами приема меняется каждый год, хорошо бы ежегодно проводить такое анкетирование. Но количество проводимых мероприятий ограничено еще и силами факультета. Хорошо бы, чтобы на работу с будущими абитуриентами привлекалось больше сотрудников. В разговорах все постоянно жалуются на низкий уровень знаний первокурсников. Но если не проводить олимпиады, Фестивали науки, не читать лекции для школьников, то недолго и вовсе остаться без сильных абитуриентов и брать всех, кто подаст заявление.
На второй вопрос также нужно ответить утвердительно. Дело в том, что бороться за 11-ти классников поздно. Школьник уже к концу 9-го класса должен определиться, что он идет в класс с физико-математическим профилем. В противном случае уровень его знаний по физике будет недостаточен даже для сдачи ЕГЭ, не говоря уже об учебе на факультете. Поэтому увлекать физикой нужно именно школьников 7-9 классов. Зачастую, в конце 9-го класса школьник уже выбирает не только образовательный профиль, но и вуз. Конечно, школьник еще может передумать и вместо Физтеха пойти в МГУ или наоборот (к сожалению, не знаю, проводил ли кто-нибудь социологический опрос, когда большинство школьников выбирают Вуз), но если число 9-ти классников, выбравших физико-математический профиль, будет мало, то число абитуриентов у нас тоже не будет велико.
В заключение напомним, что Председателем жюри является Декан физического факультета — профессор В.И. Трухин, заместителем — доцент К.В. Парфенов, секретарем жюри – зав. учеб. частью А.А. Якута, оргкомитет возглавляет профессор В.А. Макаров, руководит группой, составляющей задачи, доцент М.В. Семенов. Хочется выразить благодарность всем, кто участвовал в подготовке и проведении олимпиады, составлении задач, также хочется поблагодарить учителей, воспитавших школьников, которым не безразлична наука физика, а самим участникам пожелать успехов в учебе!

Секретарь оргкомитета
Московской городской олимпиады по физике
доцент С.Б. Рыжиков

Назад