Вечерняя физическая школа на Физическом факультете: прошлое и будущее
Вечерняя физическая школа (ВФШ), как и многие другие «школы юных» МГУ (школа юного химика, малый мехмат и др.), возникла еще в советское время как подразделение ВЛКСМ. Она ставила своей целью помочь школьникам повысить свой образовательный уровень, чтобы благополучно сдать вступительные экзамены и затем успешно учиться на физическом факультете.
Занятия вели студенты, высокий уровень образования поддерживался за счет того, что студенты работали по двое: один студент с опытом работы, а второй помогал ему и набирался опыта. К сожалению, в 90-ые годы, когда ВЛКСМ перестал существовать, и всё стало переходить на коммерческие рельсы, ВФШ не имела финансирования и могла ориентироваться лишь на студентов — энтузиастов, которых было немного. Преемственность была потеряна, уровень образования, к сожалению, упал, и встал вопрос о надобности существования ВФШ.
Поскольку уровень студентов-преподавателей не позволял готовить школьников к поступлению на факультет, то мы отказались от работы с учениками 10 и 11 классов, которых стала обучать платная Вечерняя физико-математическая школа.
Задачи ВФШ изменились: она стала работать с учениками 8-9 классов, а основной целью стало не подготовить школьников к поступлению, а показать им, что физика — это интересно, помочь определиться с выбором будущей профессии. Мы считаем, что обучение прошло успешно, если по окончании школьник выражал желание перейти в хорошую физ.-мат. школу, поступить в платную Вечернюю физико-математическую школу, или, напротив, понимал, что физика — это не его призвание.
Таким образом, занятия в ВФШ стали проводиться в русле занимательной физики. Поскольку ВФШ ориентировалась и ориентируется на студентов — энтузиастов, не имеющих опыта преподавания, то им вместо педагогических курсов даются следующие общие рекомендации, которые и определили стиль преподавания в ВФШ с середины 90-х годов по настоящее время.
1. Не подавать материал в виде «упавших свыше» прописных истин.
Например, если изучается молекулярно-кинетическая теория, то занятие начнется не с записи под диктовку основных положений МКТ, а с вопроса: «если бы вы попали во времена Аристотеля, как бы вы обосновали существование атомов и молекул?» Школьники становятся активными участниками, и сами пытаются аргументировать давно известный им факт. Преподаватель в этом случае может выступить оппонентом, и выдвигать аргументы против атомизма. Через некоторое время школьники начинают понимать, что не очень хорошо представляют, как доказать существование атомов. Это может послужить толчком к самостоятельному поиску информации, стать темой для реферативно-проектной, а затем и для исследовательской работы.
Конечно, не всем нравится такой подход, кое-кто скучает на этих занятиях, и вскоре перестает их посещать — ученик по привычке пришел записывать умные слова учителя, а от него требуют активности, к которой он не готов. Однако большинству школьников нравится такой стиль занятий, и они активно включаются в игру. Представляется, что именно эти творчески настроенные (или как принято сейчас говорить «одаренные») школьники, смогут в дальнейшем успешно освоить наши учебные программы и стать полноценными физиками — исследователями.
Надо заметить, что активная позиция учеников сейчас считается новым словом в педагогике, и на всех педагогических конференциях говорится о том, как это важно и как сложно это внедрять в жизнь. В ВФШ эта практика существует уже более 20 лет, и, даже хорошо, что наши студенты — преподаватели не учились в педвузах, которые только сейчас узнали о пользе активной позиции учеников.
2. Стараться избегать абстрактных, надуманных задач «меловой физики», т.е. задач, существующих только на кончике мела, которым учитель водит по доске.
К сожалению, задачники полны задач с нагромождением невесомых блоков и тележек, движущихся без трения. У школьников возникает вопрос: а зачем эти задачи решать? Где вы видели такое множество блоков, да еще невесомых?
Стандартный командно-административный ответ на этот вопрос: решай, или двойку поставлю. Но такой ответ плохо гармонируют с идеей, что нужно стремиться, чтобы обучение было интересным. Поэтому мы стараемся брать примеры из окружающего школьника природных явлений или мира техники. Например, изучая те же блоки, можно обсудить, почему у подъемных механизмов кран крепится к стреле не одним, а несколькими тросами, мог ли Архимед с помощью системы блоков один вытянуть триему... и т.д.
3. Не стремиться разбирать много задач.
Когда задач много, школьник озабочен лишь тем, чтобы переписать содержимое доски в режиме «ксерокса». Ему некогда задуматься над ходом решения, тем более, ему некогда попытаться решить задачу самому. Преподаватели не торопятся разбирать задачи. Если задача вызывает затруднения, то ученикам дается несколько подсказок. Разбор задачи начинается, когда не менее половины школьников уже поняли, как ее решать. Если задача оказывается сложной и таких идей нет, то лучше оставить ее додумать на дом и перейти к следующей.
4. Поощрять любые вопросы по физике, пусть даже выходящие за рамки школьной программы.
Конечно, это не значит, что если школьника интересуют «черные дыры», преподаватель тут же начнет ему рассказывать о них. Но преподаватель поинтересуется, что ученик уже знает по этой теме, и что он еще хотел бы узнать, поможет подобрать литературу или найти информацию в интернете. При наличии достаточного интереса у школьника, можно предложить сделать школьнику доклад (реферат) по этой теме, помочь составить план доклада, подготовить презентацию. Иногда (реже, чем хотелось бы) интерес школьника может побудить его провести исследовательскую работу.
Исследовательские работы являются лучшим проявлением творческой активности школьников. Существует устойчивый миф, что для хорошей исследовательской работы нужно дорогостоящее оборудование и глубокие познания в высшей математике. Опыт показывает, что можно выполнить много красивых работ, используя численное моделирование для предварительного планирования эксперимента и любительскую цифровую камеру в качестве основного измерительного инструмента.
Конечно, при проведении проектно-исследовательских работ со школьниками возникают много проблем. Перечислим основные:
— отсутствие опыта проведения проектно-исследовательских работ у большинства преподавателей — студентов (некоторые студенты имели такой опыт, когда сами были школьниками);
— отсутствие учебных пособий и разработок по проведению проектно-исследовательских работ со школьниками;
— низкая мотивация проведения подобных работ у самих школьников, поскольку победители и призеры конкурсов проектно-исследовательских работ, в отличие от победителей и призеров олимпиад, не могут учесть свои творческие результаты в качестве ЕГЭ или вступительных экзаменов.
Для преодоления двух первых проблем был разработан курс занятий, который, наряду с традиционными методами решения задач повышенной сложности включает знакомство школьников с численными методами. Поскольку опыт показывает, что большинство школьников не умеют программировать, то курс ориентирован на использование электронной таблицы (MS Excel или ее аналога в Open Office).
В последнее время был успешно проведен ряд исследовательских работ школьников 8—9 классов с использованием компьютерного моделирования и натурного эксперимента, которые получили призы на городских и Всероссийских конференциях. Накопленный опыт проведения проектно-исследовательских работ изложен автором в ряде публикаций (список можно найти в системе «Истина»).
Сегодня ВФШ является одной из немногих возможностей для рекламы факультета (наряду с Днем открытых дверей и Фестивалем науки). Здесь мы серьезно отстаем от Физтеха с его Фихтех-колледжем, имеющего свои филиалы в десятках московских школ, и от других вузов, имеющих свои московские базовые школы (1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1502 при МЭИ, 1511 при МИФИ и др.). Конечно, в ВФШ не такие масштабы, но, тем не менее, ежегодно более 100 школьников записываются в школу. В этом году была введена электронная регистрация, зарегистрировалось 172 человек, правда пришло на тестирования (было организовано три потока) чуть меньше — 124 школьника, которые занимаются в 5 учебных группах.
Каков завтрашний день ВФШ?
Представляется, что имеет смысл не увеличивать число школьников в ВФШ, а ориентировать обучение на творческих детей, стараясь привлечь на факультет наиболее одаренных школьников. Заметим, что на западе есть специальные гранты, которые получают профессора, у которых в лабораториях работают одаренные школьники (причем термин «одаренный ребенок» в этих странах имеет определенный юридический смысл). Конечно, у нас таких грантов нет, но с другой стороны есть потребность в сильных дипломниках. Ведь талантливые школьники есть, причем очень талантливые, которых вполне можно подвигнуть на исследовательскую деятельность. Опыт показывает, что большинство детей, вкусивших радость творчества в ВФШ, приходят на факультет. Не секрет, что за чашкой чая преподаватели любят посетовать, что падает уровень образования и культуры приходящих к нам первокурсников, что они не настроены учиться, что раньше было совсем не так... Быть может, лучше не ждать, что одаренные школьники будут приходить к нам самотеком, не попадая в сети, расставленные другими вузами, а попытаться активнее работать со школьниками? За 20 лет моего руководства ВФШ, в ней работали в основном студенты младших курсов, было всего 2 аспиранта и только один сотрудник факультета (не считая автора). Поэтому можно посоветовать тем руководителям, которым не хватает хороших студентов: «Хотите иметь сильных дипломников? — Привлеките к себе в лабораторию толковых школьников».
Директор Вечерней физической школы при физическом факультете МГУ Рыжиков С.Б.