Физическое образование в России с начала 19 века и роль личности в его становлении

 

К 80-летию физического факультета

 

Физика как наука ранее не выделялась в метафизике, в которую входила и химия и алхимия. Метафизика как естественнонаучная дисциплина преподавалась в пер­вых европейских университетах с 14–15 веков. Первые Академии и Университеты появились не в России, однако становление естественно-научного, а затем и физи­ческого образования в России шло одновременно с европейским. Если сведения о петровской школе математических и навигацких наук и роль императора Петра I включены в школьные учебники, то «рывок» естественно — научного образова­ния в России через 100 лет в начале 19 века почти не замечен историками. Этот рывок состоялся не только благодаря необходимости и потребности времени, но более всего благодаря личности императора Александра I и его понимания того факта, что естественные науки важнее для России чем прочие — право (управле­ние и юридические науки), риторика (дипломатия), языки, коммерция (современ­ная экономика) и др. В этом убеждении сыграло правильное воспитание мальчи­ка — будущего императора.

«Бабушка» императрица Екатерина II много времени с удовольствием прово­дила с внуком Александром и в каждой прогулке по парку рассматривала с ним Солнце через закопчённое стекло, чтобы посчитать пятна и даже увидеть проту­беранцы светила.

Наблюдая с внуком Александром за ручьем, бабушка легко объяснила внуку те­орему, имеющую отношение не только в физике, но и жизни, в политике — в одну и ту же воду дважды войти нельзя, но в одну и ту же реку сколько хочешь раз!»

«Бабушка» была первым человеком в России, который на себе испытал при­вивку против оспы. Она сама себе сделала инъекцию, и показала подданным, что ничего смертельного в этом нет. Вслед за ней прививки сделали придворные, а затем такие прививки стали делать в больницах. Но самое главное, «Бабушка» лично спасла мать Александра I, которой при родах грозила смерть от кровотече­ния. Никто из лейб-медиков не решался ничего делать. «Бабушка» знала о новом методе — кесарево сечение — лично изучила метод по французской книге, и лич­но произвела первую в России операцию по кесареву сечению. Доктора были её 
ассистентами. Младенец и мать были спасены. Эти примеры показали талантли­вому и впечатлительному мальчику полезность и силу естественных наук и об­разования в противовес мракобесию. И первые декреты, которые он подготовил и осуществил став императором, был декрет и реформа образования в России. По­вышение уровня образования Александр 1 начал с «аристократической верхушки», с повышения образования двора. Он преобразовал программу Пажеского корпуса и о многом устранял недостатки «безобразного здания» воспитания и образования пажей — т.е. лиц, стоящих близко ко двору. В поисках способного руководителя корпусом Александр I свой выбор остановил на генерале Карле Федоровиче Клин­герне — выходце из Саксонии (геройски погиб на Бородинском поле в 1812 году).

Императором Александром I вместе с узкой группой придворных (аристократи­ческий «негласный комитет») был подготовлен государственный акт об отмене кре­постного права. Но в отличии от разработчиков проекта, император понимал, что дважды войти в одну воду нельзя, и назад такой акт не отменить, когда Россия пре­вратится в государство бомжей. У казны не было денег на выкуп земли у крестьян, помещики бесплатно землю крестьянам не отдадут, и основное население России (крестьяне) после такого «освобождения» без земли превратятся в бомжей, как это было в Англии в период «огораживания». Поэтому этот шаг нужно было подготав­ливать постепенно, прежде всего, путем организации доступного массового образо­вания крестьян и высшего естественно-научного образования всем сословиям.

В 1802 году было учреждено министерство народного просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. Были реали­зованы новые принципы в системе образования: 1. бессословность учебных за­ведений, 2. бесплатность обучения на низших его ступенях, 3. преемственность учебных программ.

При Александре I появилось 5 новых университетов с естественно-научными факультетами и преобразована программа московского университета: в 1802 г. — Дерптский (Юрьевский и ныне Воронежский и Тартусский), в 1803 г. — Вилен­ский (ныне Вильнюсский), в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в СПб Университет. По указу Александра I надлежало открыть Университеты в Устюге Великом (населенная территория Русского Севера) и в Тобольске. Устав Московского университета, принятый в 1804 г. и ставший образцом для других университетских уставов, предусматривал внутреннюю автономию, выборность ректора, конкурсное избрание профессоров, особые права советов факульте­тов (факультетских собраний) в формировании учебных планов. Университеты в Устюге Великом и Тобольске при жизни Александра I не были открыты, а в Си­бири вместо Тобольского был открыт Томский Университет (г. Томск в современ­ной России является самым студенческим городом, на втором месте г. Воронеж, куда во время 1 Мировой войны был эвакуирован Дерптский Университет).

Что же дало введение народного и высшего образования с основой в естественно-научных дисциплинах? Прежде всего, интерес общества и понимание важности этой отрасли знаний в жизни.

Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор нового Казан­ского университета Николай Иванович Лобачевский построил новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый Николай Николаевич Зинин. Ему удалось осуще­ствить первый в мире синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности. До открытия Зинина это красящее вещество добывали из инди­го, произрастающего в южных странах. Зинин получил его из каменноугольного дегтя. Это был один из первых мировых успехов в развитии органической химии.

В области физики важные открытия сделали В.В. Петров и Б.С. Якоби. Васи­лий Владимирович Петров исследовал электрическую дугу и электрический раз­ряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Борис Семенович Якоби открыл метод гальванопластики.

В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петро­вич Аносов раскрыл технологию булатной стали, забытой со времен викингов.

Экспедиционные исследования того времени были одновременно и военно-политическими и научными. Россия становилась морской державой, и это ста­вило новые задачи перед отечественными географами.

В 1803 г. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Крон­штадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузен­штерн (1770–1846). Он командовал кораблем «Надежда». Другим кораблем, «Нева», командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773–1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчат­ка. Были составлены подробные карты исследованных мест.

Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район во­круг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный ма­терик (название «Антарктида» тогда не было в ходу). В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778). Он командовал шлюпом «Восток». Команди­ром «Мирного» был Михаил Петрович Лазарев (1788–1851). Беллинсгаузен был опытным исследователем: он участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впо­следствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду русских флотоводцев (Корнилова, Нахимова, Истомина).

Экспедиция несколько раз пересекла Южный полярный круг, а в январе 1820 г. впервые увидела ледяной берег. Приблизившись к нему почти вплотную (в райо­не современного шельфового ледника Беллинсгаузена), путешественники сделали вывод, что перед ними «льдинный материк». Затем были открыты остров Петра I и берег Александра I.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Го­ловниным обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. За­писки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское обще­ство с жизнью этой страны. Ученик Головнина Федор Петрович Литке исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Рус­ское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии гео­графической науки.

Мы видим, что в начале 19 века в Российском физическом образовании и в есте­ственных науках произошел прорыв, соизмеримый с достижениями европейской на­уки и европейских открытиях. Поступательное расширение естественно — научно­го, физического и инженерного образования образование в России было нарушено «взрывным» характером массового и высшего образования в 20-30годах в СССР.

Рывок физического образования в СССР и «бестужевские курсы». В 1876 года последовало повеление разрешить открывать высшие женские курсы в университетских городах. Воспользовавшись этим, учредители в 1878 году до­бились разрешения открыть в Санкт-Петербурге высшие женские курсы с систе­матическим, университетским характером преподавания. Неофициально курсы получили название «бестужевских», а их слушательниц называли «бестужевка­ми» — по фамилии учредителя профессора К.Н. Бестужева-Рюмина. Это было первое в Европе высшее учебное заведение для женщин. Количество заяв­лений превышало число вакансий, прием производили по конкурсу аттестатов. Вступительные экзамены не сдавали.

 

«Бестужевки»

Курс преподавания, первоначально рассчитанный на три года, уже в 1881 году сделан был четырёхлетним. Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое. Студенткам физико-математического отделения читали лекции по математике, физике, химии, ботани­ке, зоологии, минералогии, кристаллографии, физической географии. Слушатель­ницам разрешали переходить с одного отделения факультета на другое с досдачей соответствующих курсов. В 1918 году Бестужевские курсы были преобразованы в Третий Петроградский университет, включённый в сентябре 1919 года в состав Петроградского государственного университета.

Бестужевкой была Н. Крупская, которая в период 1920–1930-х годов в СССР была министром народного образования. В тот период возникла острая потреб­ность в массовом народном образовании и в образованных кадрах для промыш­ленности. Правительственный проект предлагал массовое образование свести к натаскиванию учащихся на тестах — это был самый быстрый во времени, но упрощенный путь начального образования для сельского хозяйства и легкой промышленности. Развитие технологий и тяжелой промышленность этот план не предусматривал. Это был план ликвидации фундамента классического обра­зования, сведение образования к тестам ЕГЭ по типу современной реформы ми­нистра А. Фурсенко. Возглавил разработчиков этой реформы образования в Со­ветском Правительстве Н. Бухарин.

Против планов всероссийского ЕГЭ образца 1928 года выступила бестужевка Н. Крупская. Ей удалось в наглядной форме показать депутатам (это был в основ­ном рабочий контингент) преимущества постепенной классической системы об­разования. Она сумела убедить депутатов съезда, что фундаментальная ценность классического образования не противоречит начальным фабрично-заводским школам, а фундаментальное образование есть фундамент страны. В основу своего проекта Н. Крупская положила программу бестужевских курсов, где математика, физика и химия занимали основной объем преподавания. И. Сталин поддержал Н. Крупскую, в результате СССР и Россия имели лучшую в мире систему класси­ческого немецкого образования. Отечественная техника в великой отечественной войне и развитие страны в 1945–1990 гг. показали преимущество системы об­разования, предложенной Н. Крупской. В рамках этой системы физика в СССР и России не просто достигла мирового уровня, но и сегодня находится на передо­вых позициях научного поиска. В качестве неформального подтверждения этого критерия приведу пример.

Автор часто ходит «пить чай» к своим коллегам и товарищам в лаборатории Физического Института им. Лебедева (ФИАН) и института Физических Проблем. Многие выпускники физтеха, сделавшие дипломы в этих институтах, тут же уеха­ли в зарубежные центры и университеты. Но почему многие из них получают оплачиваемые командировки и приезжают из Германии, Франции, Англии, Бель­гии и Америки в эти же лаборатории, и по месяцу на зарубежные деньги пьют чай вместе с нами, не имея иной программы? Почему только в этом состоит смысл их командировок в Россию из-за рубежа?

Потому что слушают «физические» разговоры и уезжают с идеями. В этом про­является роль личности в физике и в физическом образовании, начиная от импе­ратора Александра I, и от Н. Крупской до наших дней.

 

А. Рождественский

Назад