Продолжение войны 1812 года. Заграничный поход 1813-14 гг.

В истории взаимоотношений русских и европейцев немало военных конфликтов. Почему-то гораздо более известны войны, которые велись на нашей территории, а между тем русские армии неоднократно оставляли свои следы на дорогах Европы. Например, все знают, какая участь постигла Берлин весной 1945-го, но все ли в курсе, что в октябре 1760-го войска фельдмаршала ласси побывали в немецкой (точнее, прусской) столице? В общем, русские варвары всегда любили посещать европейские города. Задолго до Сталинграда и Курска прусский король и великий полководец фридрих бежал от русских солдат при Кунерсдорфе, потеряв 9/10 армии, коня и даже шляпу. Не помогли ни прославленные в боях драгуны, ни лейб-кирасиры, которых смяли калмыцкие кавалеристы. В итоге Прусское государство спасла от окончательного разгрома смерть Елизаветы. Однако полвека спустя новый великий правитель взялся за благое дело: обуздать и просветить азиатов. Известно, что Бонапарт интересовался историей, очевидно, он сравнивал себя с полководцами древности, Александром и Цезарем, не зря же он принял титул императора, который для просвещенной Европы должен был казаться анахронизмом. Однако судьбы у императоров зачастую бывают трагичны: можно вспомнить Валериана и тысячи пленных легионеров, строивших мосты и дамбы иранскому шаху шапуру, или юлиана, бесславно погибшего в степях Ассирии. Иначе говоря, походы на варваров не всегда были удачными. Вот и военная мощь Наполеона была подорвана в 1812 г, а на следующий год русская армия сражалась уже на европейской территории. Говорят, что Кутузов был против заграничного похода: страна спасена, а жертвовать своими солдатами во благо интересов союзников не стоит.

Тем не менее весной 1813 г. война шла уже в Германии: Пруссия восстала, при содействии русско-австрийских войск удалось освободить значительную часть страны. В мае французы сумели остановить союзников в Саксонии и отбросить их за Эльбу. Впрочем, победы были весьма скромными, особенно если учитывать факт того, что союзники сконцентрировали около 500 тысяч солдат, а силы французов истощались. Наполеон согласился на перемирие, но оно стало для него роковым: воспользовавшись передышкой, союзники по шестой коалиции значительно усилились. Расклад сил был таков: 180 тыс. русских, 170 тыс. пруссаков, 110 тыс. австрийцев, 28 тыс. шведов (кронпринца швеции Бернадота, бывшего наполеоновского маршала, уговорили присоединиться к коалиции, пообещав Норвегию; что характерно, мнения норвежцев и датчан, под чьей властью находилась эта страна, спросить забыли). Плюс до двадцати тысяч солдат из разных государств Германии, и аж 500 англичан (Британия предпочитала воевать деньгами, век спустя эту стратегию стали применять СшА — видимо, национальная традиция). 12 июля в городке Трахенберг был принят план кампании: создали три армии: Северную, Силезскую и Богемскую, под командованием соответственно Бернадота, Блюхера и шварценберга. То есть, по некой причине русских среди командующих не оказалось.

Первоначально Бонапарт, казалось бы, охладил пыл немецких полководцев, разбив превосходящую по численности Богемскую армию под Дрезденом: 10 тыс. австрийских вояк сдалось в плен, офицеры мотивировали это тем что, дескать, из-за дождя ружья не могут стрелять, следовательно, сопротивление невозможно. Русские части сражались чуть более успешно, но сомнительный полководческий гений императора Александра явно не способствовал победе.

Развивая успех, Наполеон отправил корпус маршала Вандама в Рудные горы — занять проход, через который проходил маршрут отступления Богемской армии.

Генерал от инфантерии граф Александр Иванович Остерман-Толстой

В случае успеха французы смогли бы окружить союзников, и боевой путь Богемской армии закончился бы. Однако у города Теплиц 35-тысячный корпус встретил отряд Остермана-Толстого (само собой, что русские удирали быстрее мужественных австрийцев). Отряд насчитывал около 10 тыс. человек, из них 7 тыс. русских. 29 августа, Вандам атаковал позиции у Пристена, но желание все-таки удрать у иванов было настолько сильно, что они отразили все атаки. Граф Остерман-Толстой потерял руку, командование принял генерал Ермолов. Сражались не зря: к вечеру прибыли силы Барклая-де-Толли в сопровождении императора и прусского короля, а на следующий день Вандам с удивлением обнаружил, что ему в тыл заходят отступающие австрийцы. Таким образом, русские спасли от разгрома Богемскую армию и фактически повернули вспять ход кампании. Позднее Александр очень гордился победой, пусть даже имел к победе весьма опосредованное отношение.

Неудача французских войск в тот момент, когда Меттерних уже намеревался вести с Бонапартом сепаратные переговоры, обеспечила преимущество союзников. Однако Наполеон все еще надеялся на генеральное сражение, ведь в этом случае у него появился бы реальный шанс на победу. желательно было разбить союзников по частям, но ему не удалось это сделать, зато удалось Блюхеру и Бернадоту: битвы при Гросберене, Кацбахе и Денневице против Удино, Макдональда и Нея были выиграны. Наконец в октябре 1813 союзники решились атаковать, развернув наступление на лейпциг. Так как наступающие войска по-прежнему были разделены на 3 армии, Наполеон, собрав 210 тыс. солдат и 630 орудий — все оставшиеся боеспособными войска, 15 октября расположил войска вокруг Лейпцига. Союзники подтянули пока что две армии — Силезскую и Богемскую, впрочем, даже только эти армии были сравнимы по численности с французской. Подойти должны были также австрийский корпус Коллоредо, Северная армия Бернадота и Польская армия генерала Беннигсена — еще 100-150 тысяч.

Диспозиция противников была такова: к северу от лейпцига расположился Блюхер напротив корпусов Мармона и Нея, на западе австрийские войска Дьюлаи противостояли корпусу Бертрана у линденау, на юге расположилась Богемская армия против основных сил Наполеона.

Пасмурным промозглым утром 16-го октября полетели первые ядра, а вслед за этим начались атаки. Русские и пруссаки плечом к плечу бились за ключевые позиции: деревни Мерклееберг, Вахау и либертвольквиц. Несмотря на взятие этих деревень, мужество французов и артиллерийский огонь заставили союзников оставить эти пункты. Наполеон бросил в бой кавалерию Мюрата: после ожесточенной схватки южнее Вахау казалось, что французы прорвутся к штабу, где находились император Александр и прусский король фридрих-Вильгельм, но положение (Императоров!) спас казачий полк полковника Ефремова.

Генерал–лейтенант Донского казачьего войска Иван Ефремович Ефремов

Хотя союзники были серьезно ослаблены, Бонапарт не смог развить успех. В то же время атаки австрийцев на западе и юго-западе окончились неудачей, ровно как и атаки пруссаков на севере, но внезапно Мармон получил приказ отступить к центральной позиции французов, к Вахау: французское командование все еще надеялось прорвать силы Богемской армии. Возможно, в случае быстрой переброски войск это создало бы угрозу ослабленным войскам союзников, тем более, что Наполеон ошибочно полагал, что Северная армия еще далеко и не успеет подойти к Лейпцигу в ближайшее время. Но Блюхер решил во что бы ни стало воспользоваться ситуацией, послав генерала йорка атаковать силы маршала Нея. Имея превосходство, йорк несколько раз атаковал Мёкерн. Потеряв треть своих сил, он все-таки взял деревню.

Таким образом, бой 16-го октября закончился почти безрезультатно для союзников, но фактически это означало провал для Наполеона, так как Северная и Польская армии были на подходе, в то время как французы не могли восполнить свои потери. В итоге к 18-му октября Наполеон смог противопоставить всего 150 тыс. человек 300-тысячной армии. Усугублялось это отсутствием боеприпасов. Положение становилось критическим, 17 октября Наполеон тщетно пытался вступить в переговоры. 18 числа битва продолжилась: атаки союзников становилось отражать все труднее, численное превосходство последних давало о себе знать. Ситуация осложнилась до предела, когда внезапно на сторону союзников перешли саксонские, вюртембергские и баденские части. В ночь на 19-е Наполеон отдал приказ об отступлении, организовать которое было проблематично, так как осуществить отход можно было лишь по одной дороге через Вайсенфельс. 19 октября французские войска смогли отступить, но дорогой ценой: по ошибке саперов мост через реку был взорван раньше времени, в результате в лейпциге остались 20 тыс. французов, в том числе маршалы Понятовский, Макдональд и генерал лористон. В неравной битве Понятовский и множество солдат погибли, остальные попали в плен. Наполеон в очередной раз потерял армию, впрочем, он сумел пробиться во францию, оттеснив противника у ханау. Потери союзников были немалыми: более 50 тысяч, из них половину составили русские. Генерал-лейтенант Неверовский, герой Бородина, получил смертельную рану. На поле битвы остались так же генерал-лейтенант шевич и многие другие герои.

Битва Народов оставила глубокий след в немецкой истории: в окрестностях Лейпцига множество музеев и памятников, о ней написано немало литературных произведений. А кто помнит про лейпциг в России?

После октябрьских событий стало ясно, что падение Наполеона — вопрос времени. В первых числах января союзники вступили на территорию франции. К их удивлению, все оказалось не так просто: в нескольких схватках армии Блюхера и Шварценберга понесли значительные потери и отступили. Учитывая то, что соотношение сил французов и союзников к этому времени было примерно 1:5, это был серьезный успех. Однако внезапно союзное командование все же проявило решительность и 24 марта двинулись на Париж. Задержать Наполеона послали корпус Винцингероде, который был разбит 26 марта. Но уже 29 марта 100-тысячная армия Блюхера и Барклая-де-Толли подошла к столице. Наполеон находился в 180 км от Парижа и прийти на помощь городу не успел.

Париж защищали 26 тыс. регулярных войск и 10 тыс. ополченцев под командованием маршалов Мортье, Мармона и Монсея. Была надежда, что Бонапарт все же придет: союзникам надо было спешить. Утром 30 марта на штурм парижских укреплений пошел 2-й пехотный корпус Евгения Вюртембергского, 1-й пехотный корпус Раевского и кавалерия Палена. Потребовалось вмешательство 3-го гренадерского корпуса, чтобы переломить ход сражения. Взяв Пантен и Роменвиль, Барклай-де-Толли приостановил наступление, решив подождать, пока в бой соизволят вступить войска Блюхера. После возобновления сражения генерал ланжерон взял Монмартр. жозеф Бонапарт, формальный командующий обороной, покинул Париж. Понимая, что продержаться до прихода Наполеона нет шансов, маршал Мармон послал парламентеров. В 2 часа ночи в поселке лавилет была подписана капитуляция Парижа. Париж был взят ценой жизни 7 тысяч русских солдат.

Наполеон был готов продолжить борьбу, но встретил непонимание со стороны маршалов и отрекся от императорского трона. Узнав об отречении, сложил оружие маршал Даву, защищавший Гамбург все это время. Эпоха Наполеоновских войск закончилась, если не считать непродолжительный период «Ста дней». В дальнейшем судьба Европы решалась уже не на полях сражений, а в Вене, в атмосфере интриг, заговоров, взяток и всего прочего, что хорошо умели европейские дипломаты, такие, как Талейран и Меттерних. Для России выделили бывшее Варшавское герцогство. Стоило ли оно десятков тысяч погибших русских воинов — спорный вопрос. Разумеется, Александр также заставил Пруссию и Австрию организовать Священный союз, дабы воспрепятствовать распространению либерализма, однако со временем свобода и демократия все-таки победила. Сильнейшей державой стала Британия, оплот этой самой демократии. Россия же так и осталась варварской страной под властью тиранов. Наполеон пытался освободить Россию силой оружия, но не преуспел в этом. Бисмарк предупреждал о том, что в войне с русскими не победить, но полвека спустя Гитлер повторил ошибку исторического предшественника. А вот силой денег, подлости и алчности освободить русских вполне возможно, что, впрочем, стало очевидно только сейчас.

К.В. Показеев

Назад