22 декабря 2014г. отметила славный юбилей профессор кафедры физики космоса, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный профессор МГУ Ракобольская Ирина Вячеславовна.

И. В. Ракобольская окончила в 1938 г. опытно-показательную школу им. Радищева и поступила на физический факультет МГУ.

В октябре 1941 г. добровольно ушла на фронт, окончила курсы штурманов и в феврале 1942 г. была назначена начальником штаба женского 46 Гвардейского авиаполка ночных бомбардировщиков. С мая 1942 г. до конца войны участвовала в боевых действиях на различных фронтах Великой Отечественной войны.

В апреле 1946 г. была демобилизована и вернулась на физический факультет, который окончила в 1949 г. С 1950 г. работает на кафедре физики космоса сначала в должности ассистента, с 1963 г. — доцента, а с 1977 г. — профессора, а затем заместителя заведующего кафедрой. В настоящее время является профессором-консультантом кафедры.

В 1966 г. Ирина Вячеславовна Ракобольская была назначена деканом вновь созданного факультета повышения квалификации преподавателей ВУЗов. За 24 года на нем обучалось более 80 тысяч человек. За организацию работы ФПК И. В. Ракобольская была награждена золотой медалью ВДНХ.

И. В. Ракобольская является опытным преподавателем высокой квалификации, много лет она читала спецкурсы по физике космических лучей, общий курс ядерной физики на физическом и геологическом факультетах, вела практические занятия по ядерной физике и физике космических лучей, руководила работой дипломников, соискателей и аспирантов.

В 1968 г. И. В. Ракобольская создала в НИИЯФ МГУ лабораторию космического излучения сверхвысоких энергий и руководила ею до 1991 г. В 1968 г. в подземном помещении Московского метрополитена под ее руководством была построена уникальная установка из 144 многослойных свинцовых рентгенэмульсионных камер (РЭК). Установка позволяла одновременно определять энергию и зенитный угол мюонов космических лучей в области энергий от 4 до 40 ТэВ и углов в интервале от 0 до 88 градусов. Другой такой установки в мире не было. Был получен энергетический спектр первичных нуклонов космических лучей, определена доля каонов, рождающихся в акте ядерного взаимодействия. Определено эффективное сечение генерации чарма при энергии нуклона порядка 100 ГэВ, что указывает на вклад прямой генерации мюонов. По результатам экспозиции РЭК на Памире было показано влияние эффекта Ландау-Померанчука-Мигдала в свинце при энергии 30 ТэВ. Наблюдался рост коэффициента неупругости при взаимодействии протонов с ядрами воздуха и рост эффективного сечения при взаимодействии со свинцом. Наблюдались также глубоко проникающие адроны в свинце, что можно объяснить вкладом чармированных частиц. Исследовано необычное явление — компланарный разлет вторичных частиц. Получен энергетический порог и энергетическая зависимость этого нового явления.

Всю научную работу И. В. Ракобольская вела под руководством или совместно с академиком Г. Т. Зацепиным. Диссертация на степень кандидата физ.-мат. наук была защищена в 1962 г., на степень доктора — в 1976 г. Имеет около 300 опубликованных работ, среди них учебник по ядерной физике, 6 монографий, статьи о ФПК, книги и статьи о женском авиаполке.

Участвовала в международном сотрудничестве «Памир», в совместном российско-японском эксперименте RUNJOB. Под ее руководством защищено 15 кандидатских диссертаций и 4 докторских по совместным работам.

В течение 10 лет была председателем Совета женщин МГУ и зам. председателя Совета женщин г. Москвы. Член Ученого Совета МГУ, Ученого Совета физического факультета, Научного Совета по космическим лучам РАН.

И. В. Ракобольская — лауреат Ломоносовской премии за педагогическую деятельность.

ИВ. Ракобольская награждена 6 орденами — Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1 и 2 степени (2 ордена), Знак Почета, 15 медалями.

От всей души поздравляем дорогую Ирину Вячеславовну со славным юбилеем!

Желаем здоровья, счастья, всего самого наилучшего.

Коллеги, ученики, друзья

Пока живу — работаю,

пока работаю — живу

Ирина Вячеславовна, нас очень интересует ваш взгляд на сегодняшних молодых. Кому как не вам лучше знать их. Ведь вы ежедневно встречаетесь с ними, беседуете, отвечаете на их многочисленные вопросы.

Дать оценку молодежи в целом я бы не взялась. Например, рабочую молодежь я не знаю. Я мало выступала в школах и не знаю интересов пятнадцати-шестнадцатилетних. Зато мне хорошо известны взгляда на жизнь молодых людей студенческого возраста. За последние годы студенчество очень менялось. Когда стала улучшаться жизнь после войны — изменились и интересы молодых. Девушки, например, стали больше внимания уделять своей внешности: и реснички подкрашивать, и юбочки покороче носить. И песни запели. Но они, более святые, питали ту же любовь к своей Отчизне, ту же готовность пожертвовать если нужно, всем ради ее блага.

А потом, кода бурно пошел процесс перестройки, изменились во многом взгляды молодежи. Меня, например, стали спрашивать: «А за что вы воевали? За Сталина?», «Зачем вы шли в бой и умирали, кому это нужно?» И если раньше, в послевоенные годы, студенты интересовались нашим прошлым, нашей жизнью в трудные годы, то сейчас это все меньше интересно молодым.

Ваши студенческие годы были омрачены началом Великой Отечественной войны?

Да, когда началась война, я сдавала экзамены за третий курс на физическом факультете МГУ. Сазу после сессии нас послали убирать сено в Рязанскую область. В сентябре мы вернулись, холили, как обычно, на лекции и семинары, но уже работала в университете школа медсестер, школа пулеметчиков, работала мандатная комиссия — ребята записывались в лыжные батальоны. Университет жил военной жизнью — по ночам мы дежурили на военном заводе, охраняли крыши от зажигательных бомб…

А как вы попали в армию? Ведь призывали юношей, мужчин.

Наверное потому, что мы были отчаянными девчонками и искренне любили Родину. 9 октября я дежурила по комитету комсомола МГУ и приняла телефонограмму ЦК комсомола, в которой было объявлено, что начинается призыв девушек, желающих добровольно пойти в армию. Мы объявили этот призыв по университету. Многие девушки, в том числе и я, пошли на призывной пункт. Нам сказали, что Марина Раскова, а она уже была известной летчицей, набирает девушек в летную часть. Хорошо помню: была очень строгая комиссия. И еще помню, мальчик сержант нам сказал: «Куда вы, девочки, идете? Теперь ни один парень с вами в  ино не пойдет!»

Когда мы уезжали из Москвы, в городе стояла необычная тишина, транспорт общественный не ходил, все было закамуфлировано. Этот день 16 октября 1941 года старые москвичи, наверное, хорошо помнят — самый напряженный день обороны города.

Город Энгельс, куда нас привести, встретил будущих летчиц и штурманов хмурым утром. Построились на платформе. В длинных шинелях, в сапогах сорок пятого размера. И первый приказ, которые мы заслушали, приказ №1, гласил: «всем подстричься «под мальчика». Косы можно оставить только с личного разрешения Марины Расковой.

… В мае 1942 года полк прибыл на Южный фронт и вошел в 4-ю Воздушную армию под командованием генерала Вершинина. Полеты совершались с наступлением темноты и до рассвета. Цели были близкие — фронт рядом, поэтому за ночь каждый экипаж успевал сделать по 5-6 вылетов, а зимой даже по 10. В феврале 43-го года полку было присвоено звание гвардейского. Он прошел боевой путь от Ворошиловграда до Севастополя, потом через Белоруссию и Польшу в Восточную Пруссию и окончил войну севернее Берлина.

Двадцати трем девушкам было присвоено звание Героя Советского Союза, пяти из них посмертно. Среди награжденных были и студентки МГУ. Каждая из летчиц совершила более 700 боевых вылетов.

Когда окончилась война и началась демобилизация летного состава, мне как начальнику штаба пришлось до зимы ждать приказа Верховного Главнокомандующего. Только он мог расформировать гвардейскую часть.

Вы снова стали студенткой?

Я вернулась в университет не сразу. За годы войны я все забыла и решила снова начать с первого курса. Это, во-первых. А во-вторых, я собиралась выходить замуж за своего бывшего однокурсника, а он был адъюнктом Военно-воздушной академии имени Жуковского. Поэтому я написала рапорт командующему: «Прошу оставить меня в армии и разрешить поступить в Академию имени Жуковского». Но в это же время собирали всех физиков, демобилизуемых из армии, потому что на нашем физическом факультете МГУ создавалось ядерное отделение. И в приказе командующего было сказано: «Демобилизовать и направить в распоряжение академика Скобельцина». Он был директором Института ядерной физики.

Так я вернулась в университет на 4-й курс физического факультета. Вышла замуж, родила сына. А по окончании МГУ осталась работать ассистентом на кафедре. Родился второй сын. Работать и учиться было трудно. Кроме того, началась научная работа — экспедиция в горы Памира. Работа была очень интересная, начала делать диссертацию. Хотя временами думала: зачем мне это — у меня семья, дети. Часто недосыпала.

Но человек может преодолеть все, если есть цель. Никогда не думала, что буду защищать докторскую диссертацию, но вот в 1975 году защитила. Мне присвоили также звание профессора.

Я знаю, что недавно вышла ваша книга, над которой вы очень много работали.

В этой книге собраны военные дневники и письма Героя Советского Союза Евгении Рудневой. Книга под моей редакцией и с моими комментариями. Сейчас о нас много пишут даже за границей. В Англии вышел видеофильм с кадрами кинохроники, в Америке опубликована диссертация о жизни нашего полка, была также книга воспоминаний наших летчиц, называется «Пляска со смертью». Нашему поколению достались трудные годы. Наверное, мы до конца своих дней не сможем их забыть.

Ирина Вячеславовна, мне все-таки хотелось бы вернуться к теме: какова наша молодежь сегодня.

Вы знаете, перестройка, несомненно изменила психологию студенчества. Они хотят лучше жить. Для них заработать на жизнь стало вдруг основной целью.

Изменилось отношение к учебе. Кое-кому показалось, что торговать сигаретами, перепродавать то-то гораздо важнее, чем учиться. Так было года два назад — уходили с курсов, пропускали лекции. Но я могу еще понять, когда студент хочет немного подработать себе на жизнь. Обидно другое — по окончании МГУ не брали дипломы, уходили работать совсем не по специальности, в банки, какие-то фирмы.

Но это было года два назад. А вот сейчас пошли студенты совсем другие. Увеличился конкурс. Ребята сидят на лекциях с горящими глазами. Слушают факультативные курсы, которые им, может быть, и не всегда нужны — потянулись вновь к знаниям.

Отношение учебе изменилось именно на вашем факультете?

Что вы! Это по всему университету. Я разговаривала со многими преподавателями. Все говорят, что сейчас студенты занимаются с большим рвением, интерес к науке заметно возрос. У нас на факультете был случай, когда студент ушел в коммерческую фирму, поработал там три-четыре месяца и вернулся обратно. «Там все продается и покупается».

Ирина Вячеславовна, а уровень знаний, которые дает университет, достаточно высокий?

Я бы сказала, что наша подготовка — высшая. Именно поэтому так охотно брали наших специалистов на работу за границу. Мы все переживали время так называемой «утечки мозгов».

Да отъезд 30-40-летних ученых был большим. Многие из университета тогда уехали, большинство на временную работу по контракту. Поэтому на кафедрах половина преподавателей пенсионного возраста.

Из интервью с профессором И. В. Ракобольской, перепечатано из газеты «Достоинство» № 10 за 1996г., автор статьи — Людмила Дубовицкая

Назад