Практические рекомендации по подготовке рукописей диссертационных работ

Посвящается светлой памяти профессора Владимира Ивановича Николаева

В четверг 20 октября 2016 г. по приглашению организаторов VII Всероссийской Школы Молодых Ученых «Экспериментальная минералогия, петрология и геохимия» (20–21 октября 2016, Черноголовка) я прочитала методологическую лекцию об эффективном методе подготовки рукописей диссертационных работ. Этот метод был разработан профессором физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимиром Ивановичем Николаевым и широко апробирован им в разных университетах мира, включая, например, Гавайский Университет (США). В 2005 году Владимир Иванович по просьбе аспирантов физфака МГУ первого года обучения прочитал нам лекцию о своем уникальном методе в формате двух академических часов. Ниже хочу поделиться своим опытом применения этого замечательного метода — расскажу о методе в своем изложении — и некоторой сопроводительной информацией по эффективной организации и учету рабочего времени, которую можно использовать в качестве усилителя метода.

Этот метод подойдет для написания любых диссертаций по естественным наукам, однако, ниже мы его рассмотрим для случая подготовки рукописей кандидатских диссертаций.

1. Введение

В западных университетах в базовую подготовку молодых ученых (аспирантов, постдоков…) часто входят методологические модули, которые освещают все околонаучные темы, а именно: - как писать научные статьи, - как писать тезисы и абстракты конференций, - как рецензировать научные статьи, - как готовить научные доклады и сопроводительные презентации, - тайм-менеджмент, - emails: секреты эффективной коммуникации и др. Я прослушала некоторые такие курсы в аспирантуре университета Aix-Marseille (Франция) и, в значительно большем объеме, в Imperial College London (Великобритания). Каждая тема освещалась в формате одного полного рабочего дня (реже — 1/2 дня). Сегодня я хочу осветить именно тему эффективной подготовки манускриптов диссертаций.

2. Необходимые условия

Для того, чтобы воспользоваться нижеизложенным методом и написать манускрипт кандидатской диссертации в жёстко фиксированные сроки, существует ряд необходимых условий. Во-первых, на момент написания манускрипта материала для защиты кандидатской диссертации должно быть достаточно. Это значит, что все эксперименты и/ или расчеты закончены, данные обработаны, в идеале — иллюстрации подготовлены, графики построены. Во-вторых, должна быть необходимость, готовность и достаточная мотивация для подготовки манускрипта диссертации в сжатые сроки. В-третьих, на подготовку манускрипта следует выделить время (см. ниже).

3. Зачем вообще использовать какой-то метод?

Во-первых, полезно помнить, что, если вы рассчитываете на получение ученой степени, то вы пишете диссертацию не для себя: она должна соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям. Кстати, потратить время и изучить требования ВАК — это необходимый этап работы по подготовке рукописи диссертации (его также можно рассматривать как часть методологической работы). Во-вторых, использование нижеописанного метода позволяет получить максимальный результат за рекордно короткое время — то есть, вы просто экономите время за счет использования технологии.

4. О методе

Итак, необходимые условия соблюдены. Время выделено. С вопросом о пользе метода разобрались. Давайте рассмотрим основные ключи метода.

Первый ключ — четкое соблюдение очередности этапов работы. То есть, вы приступаете к следующему этапу работы только после завершения предыдущего.

Очередность предлагается следующая:

☑ Название диссертации

☑ Защищаемые положения и выводы диссертации

☑ Структура диссертации (главы, подразделы, параграфы…)

☑ Краткие итоги каждой главы (выводы главы)

☑ Краткая аннотация в начале каждой главы (<4–10 строк)

☑ Наполнение разделов «скелетной структуры» текстом

☑ при этом вы сначала пишете автореферат, затем — рукопись диссертации (манускрипт).

Давайте рассмотрим каждый этап работы более подробно:

Название диссертации — очень важная часть (как корабль назовешь — так он и поплывет!). Оно должно быть ёмким, но не слишком длинным, и включать все ключевые слова вашей работы. При формулировании названия полезно выписать все ключевые слова и попробовать составить разные их сочетания. Название должно быть квази-финальным, согласованным с научным руководителем.

Защищаемые положения — это то, за что вам дают учёную степень. Это ёмкие и полные формулировки нового знания, «эссенция» вашей работы, вашего фактического вклада в мировую науку. Обратите внимание, что подавляющее большинство людей будет читать только название работы и защищаемые положения. Сформулировать защищаемые положения четко и ёмко, но при этом достаточно кратко — это задача, которая занимает некоторое время. При этом для кандидатской диссертации обычно достаточно 3–4 защищаемых положения (зависит от вашего Диссертационного Совета). До формулирования самих защищаемых положений полезно интегрально взглянуть на свою работу и подумать, о чем вообще будут ваши защищаемые положения (на чем вы собираетесь защищаться?). Когда примерная идея ясна, то можно распечатать выводы всех своих печатных работ и посмотреть на имеющиеся формулировки (если вы считаете, что вы всё помните наизусть, то это — не так!). Обратите внимание, что защищаемые положения имеют отличную от выводов структуру фразы. Они обычно начинаются словами: доказано, показано, обосновано и др.

Выводы диссертации превышают по количеству и объему защищаемые положения и более подробно освещают полученные результаты работы.

Второй ключ: структура диссертации — это ваше всё!

После согласования защищаемых положений с научным руководителем вы приступаете к разработке структуры манускрипта (она, безусловно, будет зависеть от названия и защищаемых положений вашей диссертации). Проф. В.И. Николаев неспроста называл свой метод «методом долек»: необходимо соблюдать правило «равных долей», то есть, разные части диссертации должны быть примерно равными по объему (если сравнивать главы с главами, а параграфы — с параграфами). Конечно, возможны некоторые отклонения от этого правила, но если объем одной главы в три раза превышает объем любой другой главы, то налицо явный дефект структуры. Понятна идея? Кандидатские диссертации в среднем включают от трех до пяти глав.

Краткие итоги (выводы) каждой главы: в выводы главы можно включать как выводы диссертации, соответствующие конкретной главе, так и другие промежуточные выводы (например, технические), которые не вошли в выводы диссертации, но которые являются важной составной (возможно, промежуточной) частью работы. Выводов главы может быть от двух-трех до шести.

Краткая аннотация в начале каждой главы. Этот раздел должен идти сразу после названия главы и до начала текста главы. Заголовки «Аннотация» или «Краткое содержание главы 1» можно обозначить или не обозначать, а вот выделить такой раздел другим шрифтом и сделать другим размером шрифта всё же стоит. Этот структурный элемент вашей главы должен идти единым текстом и при этом содержать всю ту информацию, которая содержится в названиях ваших параграфов и подпараграфов. Это позволит читателю быстро ознакомиться с содержанием главы еще до ее прочтения и до того, как он успеет пролистать вашу диссертацию до раздела «Краткие итоги главы 1». Я ранее включала такие разделы в манускрипты кандидатской и докторской диссертаций, но на их важность мне указал проф. Ю.А. Литвин (ИЭМ РАН).

Наполнение разделов диссертации или «долек» текстом. Только после того, когда у вас сформулированы название диссертации, защищаемые положения и выводы диссертации, а также имеется четкая структура манускрипта с аннотацией и выводами к каждой главе, причем все это согласовано с научным руководителем, вы приступаете к написанию самого текста автореферата, а затем — и манускрипта. Именно потому, что вы уже точно знаете, к чему вы «ведете», манускрипт пишется один раз, а вы экономите значительное время на бесконечном переписывании текста и изменении структуры в готовом тексте. Начинать с конца — один из секретов метода.

При написании манускрипта нужно использовать ёмкий и лаконичный научный язык. И при этом писать короткими и структурно простыми предложениями. Как? Недавно проф. Е.Г. Осадчий (ИЭМ РАН) дал очень дельный совет на эту тему: писать русский текст структурой английского языка (то есть, представлять, что этот текст будут обязательно переводить на английский и писать, учитывая этот факт). Действительно, в отличие от русского языка, который является крайне образным и многогранным, английский язык более простой и «прямой». Также не стоит забывать, что на сегодняшний день вся структура и методология научного знания «навязана» остальному миру именно англосаксами.

Итак, методология понятна, и все же как написать манускрипт кандидатской диссертации в жестко ограниченные сроки?

Третий ключ: четкое соблюдение ритма работы!

Для написания манускрипта кандидатской диссертации (~120 стр.) в условиях жестких временных рамок рекомендуется писать по 4 страницы в день. При этом не важно — какие это страницы. Вы можете наполнять свои «дольки» в любом удобном для вас порядке. Например, сегодня вы встали в отличном тонусе, и взялись за сложную часть — описание результатов. Завтра вы встали в пониженном тонусе, и силы есть только на работу технического характера, например, описание оборудования или образцов. А послезавтра вы встали с жуткой головной болью, и смогли сделать только четыре страницы, в которые вставили заранее приготовленные рисунки, а из текста написали только подписи к этим рисункам. Это тоже подходит! Главное — написать за день любые четыре страницы (обложка и благодарности тоже считаются!). При этом вы работаете семь дней в неделю, то есть, без выходных. И изо всех сил стараетесь соблюдать заданный график (4 страницы в день). Но! Если всё же график по каким-то причинам был сорван, и при этом удалось написать только две страницы манускрипта вместо четырех, то на следующий день срочно наверстываете упущенное и пишете уже шесть страниц. Залог успеха всего вашего предприятия — соблюдение ритма работы! Сможете ли вы заниматься чем-то другим параллельно с написанием манускрипта зависит только от вас. Вообще, такой ритм написания является достаточно жёстким и потребует от вас полной отдачи (и вложения не менее 4 часов времени нетто ежедневно в течении месяца, см. ниже). Если хотите уложиться в срок, то вот на этот месяц подготовка манускрипта должна стать вашим первым (!) приоритетом (идеально, конечно, заниматься только этим). Если есть возможность уйти на этот месяц в творческий отпуск или просто взять отпуск — сделайте это.

5. Возможные препятствия

Итак, мы рассмотрели все ключи метода. Теперь давайте рассмотрим некоторые препятствия, которые могут помешать эффективному применению метода. Если вы задались вопросом: «почему нет прогресса в написании манускрипта?», значит пора проверить свое рабочее время на предмет «утечек» и работы вредных (то есть, снижающих вашу эффективность) привычек. Куда уходит время?

1. Выполнение в первую очередь простых и приятных задач.

2. Выполнение задач в «последнюю минуту».

3. Игра в Гамлета: быть или не быть? — постоянное откладывание задач.

{Например: у меня сегодня столько дел! С чего же начать?! Может быть, с описания методологии ко второй главе? Ой нет, надо же написать абстракт на ту конференцию, вроде бы и дедлайн уже поджимает… Нет, какая конференция, шеф же просил найти и отправить ему статью того американца… Ой, что-то столько дел, пойду лучше выпью кофе…}.

4. Синдром «сложного периода», который постоянно сдвигается вместе с вами из вашего настоящего в ваше будущее.

{Например: я сейчас слишком занят, у меня столько много работы! Как только сдам вот эту статью и вот эти тезисы, и тогда с понедельника обязательно начну писать манускрипт, нет лучше с первого числа следующего месяца…}.

5. Действия без плана и расстановки приоритетов.

6. Butterfly (бабочка): перепрыгивание с задачи на задачу.

{Например, нужно описать образцы для главы по методологии. Для этого надо посмотреть в почте номер образца в письме от такого-то человека от такого-то числа. Ищем это письмо в почте… Кстати, вот тут еще три новых письма — надо посмотреть, вдруг что срочное? Да, вот тут напоминают про переподачу статьи… Кстати, надо проверить когда там дедлайн? Пойду проверю ежедневник… О, так сегодня уже 20-е число, надо перезвонить по поводу корректуры той другой статьи. Лучше прямо сразу, чтобы не откладывать. Ах, ну там не отвечают, пойду сдам отчет по командировке… Таким образом образцы в манускрипте остаются неописанными…}.

7. Отвлечения, паузы, перерывы.

{Мэйлы, Facebook, ВКонтакте, чай с коллегами, вставьте свое…}.

8. «Сидение» на работе.

9. Перферционизм.

{Например: 20% манускрипта отшлифовано идеально, а 80% не написано вообще}.

Как устранить подобные «утечки» рабочего времени?

6. Система учета рабочего времени

С чего начать? С системы учета рабочего времени! Она позволит вам эффективно контролировать свое рабочее время и свой прогресс, а также избежать самообмана под названием: я и так очень много работаю! Эта научная система была создана советским ученым-биологом Александр Любищевым, который жил по ней в течении многих десятилетий! Об этой системе, ровно как и о биографии самого Любищева в увлекательной форме рассказал писатель и друг ученого Даниил Гранин в своей книге «Эта странная жизнь». Я несколько лет использую эту систему учета рабочего времени и рассматриваю ее как усилитель метода.

До ознакомления с самой системой давайте введем два понятия: время «брутто» и время «нетто». Время брутто — это всё то время, которое вы проводите на работе (к нему можно приплюсовать и время работы дома или в любом другом месте). То есть, например, если ваш рабочий график соответствует стандартному с 9:00 до 18:00, то ваше время работы брутто в день составляет 9 часов. В отличие от времени брутто, время нетто — это время полезной работы, которое было затрачено непросредственно на достижение поставленной цели (в нашем случае — написать манускрипт кандидатской). Время нетто не включает обед, разговоры по телефону, поиски в Интернете, чай с коллегами, в общем — не включает ничего, что не относится к подготовке манускрипта. Считать время нетто нужно строго по таймеру. То есть, садитесь за манускрипт и при этом берёте айфон или любой смартфон и начинаете считать полезные минуты. При этом, если вас отвлек телефонный звонок, то таймер выключаете. Трубку повесили — таймер снова включаете. И так далее. Итого за день у вас будет какое-то наработанное время нетто. Если вы хотите видеть реальный прогресс в написании манускрипта, то время нетто, вложенное в продвижение манускрипта диссертации, должно составлять не менее 4 часов ежедневно. Кстати, при ближайшем рассмотрении себя и подсчете рабочего времени брутто и нетто, вы обнаружите, что оно может отличаться в 2-3 раза!

Еще один немаловажный момент: Любищев на своей жизни показал, что заниматься интеллектуальной работой более 8 часов нетто в день невозможно. Ровно как и невозможно заниматься интеллектуальной работой на фоне недосыпа. Любищев писал, что нужно спать каждую ночь не менее 8-10 часов. Недосып резко снижает эффективность любой работы, а интеллектуальную работу делает практически невозможной. Обратите на это внимание.

7. Кандидатская диссертация как «бизнес-проект»

Я рассказывала об этом модуле французского Университета Aix-Marseille в отдельной заметке «Сответского Физика»:

http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2010/02(79)-2010/9850/

Здесь хочу только сказать, что проектный подход к диссертации с описанием целей, временных рамок, этапов проекта, а также его ресурсов (научных, финансовых, инструментальных, человеческих, административных) позволяет выстроить более интегральную картину своей профессиональной деятельности в аспирантуре с выделением всех (а не только чисто научных и технических) наработок, навыков и компетенций и определить широкий спектр вариантов трудоустройства после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации.

8. Заключение

Итак, мы подробно разобрали, как можно подготовить рукопись кандидатской диссертации в жестко ограниченные сроки, ознакомились с возможными препятствиями и возможными методами их устранения в виде использования системы учета рабочего времени по Любищеву.

Если вы будете строго следовать методу проф. В.И. Николаева, то вы напишете манускрипт кандидатской диссертации за один календарный месяц.

Мне остается пожелать всем успехов в подготовке рукописей диссертаций и в защитном процессе! Приступайте сегодня, лучшее (наиболее подходящее) время для написания манускрипта — сейчас! (Как говорят наши англоязычные друзья: today is THE DAY, now is THE TIME).

Если есть вопросы — пишите.

Наталья Безаева; bezaeva@physics.msu.ru; 09.11.2016 г.

Назад