Состоялось очередное заседание учебно-методической комиссии физического факультета под руководством профессора Б.С. Ишханова.

На повестке дня был доклад Е.В. Широкова по результатам сентябрьского тестирования студентов первого курса по школьной математике. Обработка результатов выявила некоторое расслоение в уровне подготовки студентов, поступивших по конкурсу и в ходе олимпиад, что в общем можно считать довольно естественным. Практика показывает, что уже к концу первого курса из-за включения в учебный процесс данное явление сходит практически на нет. Средним результатом оказалось примерно 6 правильно решенных заданий из 9. Причем исследование показало, что студенты, поступившие на факультет по олимпиадам, решили в среднем не более 75% заданий.

Одна из проблем, которую выявило это тестирование, заключается в том, что некоторая часть заданий, с которыми не справились студенты-первокурсники, такие как поиск производной функции или построение графика, изучаются исключительно в школе. То есть в рамках университетского образования восполнить эти пробелы затруднительно. Не говоря уже о том, что эти упущения сильно влияют на скорость усвоения новых знаний. Конечно, речь не идет о том, что наши студенты не умеют дифференцировать и никогда уже этому не научатся. Общий физический практикум и семинарские занятия неизбежно выкуют из них настоящих героев, но учебно-методическая комиссия должна и обращает свое внимание на такие трудности и пытается найти способы наиболее эффективного решения таких проблем. Так, например, по итогам прошлогоднего доклада о результатах подобного тестирования первокурсников, но по физике, когда была выявлена системная недоработка в школьном преподавании отдельных разделов (оптика, квантовая физика), была проведена системная работа, в том числе и в рамках ежегодной конференции для школьных учителей, проводимой на физическом факультете, по профилактике подобных перекосов в изучении физики в школе.

Еще одной важной темой обсуждения методической комиссии, стал комплекс действий, проводимых для создания среды дистанционного образования, в частности, в рамках проекта МГУ Открытое образование. К методической комиссии обратились несколько профессоров физического факультета: на некоторые поточные лекции стали приходить съемочные бригады и вести видеозапись занятий. Наши коллеги, уважаемые и заслуженные педагоги, задавались вопросами, какова дальнейшая судьба этих записей, какого качества они получились, будут ли они отредактированы, куда и когда они будут выложены и кто владеет авторскими правами на этот продукт. В конечном итоге, какое отношение они имеют к записям своих собственных выступлений и в каком виде те увидят свет.

Каждый из этих вопросов, если подумать, имеет крайне важно значение. Очевидно, что подобная образовательная видеопродукция, выходящая под брендом Московского Государственного Университета должна быть высочайшего технического и научно-образовательного качества. В противном случае, эта деятельность не увеличит престиж нашей alma mater, а лишь нанесет ему ущерб, не говоря уже о том, что выделенные средства будут использованы неэффективно. Также очевидно, что лекции, рассчитанные на дистанционное прослушивание по способу подачи материала должны отличаться от тех, что слушают студенты, присутствующие на лекции. Ведь способ взаимодействия с материалом в этих двух случаях отличается. Ведь студенты в аудитории всегда имеют возможность задать вопрос непосредственно докладчику! Кроме того, разработки в области дистанционного обучения давно свели необходимость присутствия лектора в кадре к минимуму. Представляется ли видео выступления лектора с мелом у доски самым эффективным методом дистанционного образования? Понятно, что при такой записи дистанционные слушатели будут иметь возможность приобщиться к тому, что доступно студентам Университета Члены методической комиссии остались солидарны в том, что для создания такого образовательного видеоконтента должно быть проведена специальная подготовительная работа, все права участников должны быть строго юридически урегулированы и закреплены. Корреспондент, присутствовавший на заседании, правда, не понял, каким образом и когда это будет сделано и какая судьба ждет уже снятые записи, а также будут ли продолжаться уже ведущиеся съемочные мероприятия. Так что наши читатели имеют возможность наблюдать за развитием событий, так сказать, своими глазами, и даже, при некотором везении, принять в них непосредственное участие.

к.ф.-м.н., асс. Губина Н.В.

Назад