Море времени

Время — материя, из которой я состою.

Время — река, которая несет меня, но я — эта река;

это тигр, который пожирает меня, но я — этот тигр;

это огонь, который выжигает меня, но я — огонь.

Хорхе Луис Борхес

Более года тому назад я окончил физический факультет МГУ. Уже около года я тружусь в ГКНПЦ им Хруничева инженером в отделе, который занимается гидродинамикой топливных баков ракет. Должно быть, любая работа отличается от учебы тем, что на работе наибольший упор идёт на самостоятельность трудящегося; например, во время учёбы на лекциях нам начитывается курс, а затем на экзамене требуется воспроизвести тот же материал по памяти и ответить на вопросы по теме. На работе нам, напротив, ставят совершенно новую для нас задачу, для решения которой следует использовать незнакомые методы. На это всё ставится вполне жёсткий срок, а затем требуется результат. Например, в первый же день работы мне выдали чертежи ракеты, которые я видел впервые, да и вообще с чертежами работать никогда не приходилось, а затем поручили, используя полуэмпирические методы, произвести расчёты аэродинамических характеристик. Сконцентрировавшись на работе, спрашивая советы у старших коллег, мало-помалу задачу удалось сдвинуть с мертвой точки и довести до приемлемого результата. Одна задача приемлемой сложности — хорошо; другое дело — несколько задач повышенной сложности. Решение каждой такой задачи не получается лёгкой прогулкой, включающей в себя выполнение нескольких стандартных упражнений, решение такой задачи — это концентрация всех умственных усилий на одном предмете, это отречение на время работы от всего внешнего мира с полным погружением в работу. Это внимание, терпение и труд. Прилежный труд — это неотъемлемая часть успешной работы. Не случайно известный американский эссеист и поэт Ралф Уолдо Эмерсон в своём знаменитом эссе [Эмерсон, 1841] писал о труде: «… Какими бы благами не изобиловала вселенная, хлеба насущного ему(человеку) не найти, коль скоро он не будет возделывать отведенный ему клочок земли…». Всё это может звучать романтично и захватывающе, но на работе всё время возникают такие ситуации, когда самоотверженного труда мало ввиду того, что объём задач превосходит всё прикладываемое количество труда, умещаемое в поставленные сроки. В таком случае необходимо задумываться не только о прилежности, но и том, как правильно организовать себя и своё время, на что потратить больше усилий, чтобы помочь себе в дальнейшем, как при этом не потерять интерес к жизни и не искалечить здоровье. И я стал об этом размышлять…

Во все времена или, как говорится, испокон века проблема нехватки времени висит над каждым из нас. Поминутно то там, то здесь, — на улице, в транспорте, в офисе и в столовой, — слышны возгласы: «у меня нет времени на это, на то; у меня нет времени ни на что; я часто не успеваю пообедать, не могу сосредоточиться на том, что мне действительно нравится; всё на ходу, на бегу, как-нибудь, ведь вечно ни на что не хватает времени». Что же такое время? Этого не знает никто, но все прекрасно понимают, что такое время, осознавая его свойства. Все знают, что наша жизнь ограничена во времени, что время необратимо и нерастяжимо. Все понимают, что те или иные занятия, которые мы осуществляем, вовсе не приведут к восполнению этого времени, а являются самой настоящей его тратой, уменьшая его доступное количество. Разумеется, почти каждый желает, чтобы все часы его жизни были прожиты самым наилучшим, интересным, полезным и приятным образом, ведь любой на себе осознает высказывание Алана Лакейна [Lakein,1973] о том, что растративший своё время растратил и свою жизнь. Мало кто хочет растратить свою жизнь, так и не сделав хотя бы малую толику того, что он хотел бы сделать. Всё это явно указывает на то, что нам следует задумываться о количестве и качестве своего времени, а также на то, что нам хочется уметь управлять им в той или иной мере.

Как управлять тем, что создали не мы, что невозможно ни определить, ни изменить, ни остановить? Конечно, мы не собираемся изменить то, что нам неподвластно по своей природе, мы лишь хотим рассмотреть понятные нам аспекты времени и рассмотреть своё к ним отношение.

Работа занимает большую часть времени трудящегося человека, причём обычно наиболее продуктивную часть времени бодрствования. Проблема соотношения времени на работе и вне её стоит перед нами довольно остро. Тут всё зависит от жизненных целей каждого: одни хотят после работы насладиться спокойным отдыхом, другие — активным отдыхом, третьи — провести время с близкими, кто-то желает повысить свою квалификацию, освоить новую специальность, обучиться чему-то новому, а кто-то — просто поспать час-другой. Таким образом, перед нами стоит задача успеть сделать всё то, что от нас требуется, за отведённые восемь часов рабочего времени, чтобы суметь сделать то, что мы хотим, в оставшееся время.

Как устроить свой рабочий день так, чтобы успеть необходимое? Во-первых, нужно чётко осознавать свои цели и обязанности; во-вторых, иметь план рабочего дня; в-третьих, иметь расписание своей деятельности; в-четвёртых, находить в себе физические силы; наконец, уметь отслеживать выполнение задач: от мелких до крупных.

Для качественного выполнения работы нужно правильно ставить цели. Расстановка целей — это выбор. Выбор, который делается перед началом какой-либо деятельности и продолжается на протяжении оставшейся жизни. Мы прекрасно понимаем, что успеть сделать всё невозможно, можно успеть только главное. Это «главное» нужно выбрать из общей массы дел, а затем немедленно приступать к нему и не тратить драгоценные часы, растекаясь по мелочам или пытаясь успеть всё и сразу. При этом выбор стоит делать не только перед началом, но и в процессе дела. Об этом нам и говорит всемирно известный принцип Парето(80–20). В соответствии с трудами известных специалистов по управлению временем Трейси [Трейси, 2014] и Лакейна [Lakein,1973] его можно сформулировать так: 20 процентов дел из нашего плана будут стоить в разы, а то и в десятки раз дороже, чем остальные 80 (перед началом рабочего дня); 80 процентов ценности часто достигается в течение 20 процентов нашей работы над тем или иным проектом (во время работы над конкретной задачей). Стремление к совершенству может приводить к тому, что мы вкладываем слишком много сил, получая взамен минимум отдачи, хотя в некоторых делах стремление к совершенствую необходимо. Это касается таких дел, в которых последние 20 процентов работы приносят 80 процентов результата; например, ремонт протекающей раковины, доставка продуктов из магазина домой.

Итак, на отдельном листке бумаги мы выписываем те цели, которые мы хотим достичь, завоевать у жизни. Мы устанавливаем примерный темп работы и срок реализации. Мы работаем, имея перед собой картину наших целей, которые хотя и сложны, и неприятны, но именно те, которые мы должны осуществлять для успешного выполнения своей работы. В конце концов, если мы находимся на этой работе, значит, скорее всего, нам интересна данная тематика, а значит, нам хочется в ней разобраться, достичь понимания и совершенствоваться. Да, это нелёгкий труд, но и награда за него в эмоциональном плане куда выше, чем от растраты жизни на скудные бесполезные дела, полные пустых эмоций. Итак, постановка целей просто необходима.

Тема выбора продолжается и в построении плана дня. Грамотно выстроенный план — это уже много: это цели и задачи, поставленные на ежедневную реализацию. Именно так, ведь в соответствии с опытом экспертов, а также в согласии с личным опытом можно утверждать, что одно из самых важных дел в ежедневной работе по достижению целей — это умение начать и втянуться в работу, не сбегая от неё.

План — это одно из самых действенных средств для старта и продолжения. Ведь не зря Алан Лакейн [Lakein, 1997] писал, что, планируя, мы переносим будущее в настоящее и можем с ним сделать что-то уже сейчас. Действительно, создавая план, мы организуем себя на работу, мы решаем, что нам нужно сделать не только внутри себя, но и записываем это на бумагу, делая первый шаг этой работы. Вторым шагом как правило становится начало работы.

Многие эксперты считают, что планировать события и дела нужно в несколько этапов. План на год только с датами важных мероприятий, план на месяц — чуть более детальный — важные мероприятия и дела в этом месяце, план недельный — все события недели, план ежедневный — все события и задания текущего дня.

Хороший план дня должен содержать все дела этого дня с привязкой во времени, примерным сроком выполнения дела, а также с расставленными приоритетами выполнения дел. Выбор того дела, которое нужно выполнить в первую очередь, а какое выполнять во вторую и в-третью очень важен. Специалисты всегда советуют начинать с наиболее тяжёлых и неприятных дел, чтобы в дальнейшем мы с эмоциональным подъёмом осознавали, что самая тяжёлая часть работы позади. Часто эти самые «гадкие» дела так и называют лягушками, а выполнение сложной, но необходимой работы поеданием лягушек. В нашем мире, где всё так быстро меняется, важная день назад задача сегодня может стать ненужной, а поэтому план должен быть достаточно гибкий, чтобы можно было перестроиться прямо по ходу работы. Его можно и нужно корректировать в течение дня. Тем самым, каждый раз обращаясь к плану, мы будем анализировать и прогнозировать свою работу. Именно этот подход характеризует представителей интеллектуальной и бизнес-элиты: эти великие люди в первую очередь планируют, анализируют, внимательно разглядывают новую задачу на предмет её актуальности, ценности, осуществимости, а затем, чётко зная чего хотят, добиваются больших результатов.

Такой план позволяет не упускать из виду важные события, поддерживать мотивацию конкретными сроками, а также обозримым количеством дел и событий он помогает нам держаться выбранного пути и сохранять непреклонной решимость добиваться целей.

Решимость всегда стоит рядом с целями. Поставив цель и приняв твёрдое решение достичь её, мы уже делаем не менее половины намеченного дела. Так говорил Авраам Линкольн и примером своей жизни всегда доказывал это, не сдаваясь после поражений, твёрдо веря в успех и следуя своим целям. М.В. Ломоносов одной из главных своих задач ставил привлечение национальных кадров в науку. Несмотря на крайне невыгодные для этого условия, он всю жизнь сохранял веру и настойчивость в этом стремлении, — и его труды были вознаграждены: он лично принимал выпускные экзамены у своих студентов и его ученики становились видными учёными. Существует ещё много примеров людей, как гениальных, так и средне одарённых, которые добились большого успеха благодаря настойчивости и вере в успех.

Расписание деятельности подразумевает некоторую таблицу, в которой 8 столбцов — первый столбец отведён часам, а остальные соответствуют семи дням недели. Количество строк соответствует количеству активных часов в течение дня. Итак, каждая свободная ячейка такой таблицы соответствует определённому часу конкретного дня недели. Мы вспоминаем то, как обычно строится каждый наш день в течение недели и указываем основные события в соответствующие ячейки — время подъёма, прихода на работу, обеда, окончания работы, ужина, отдыха, сна; далее, более подробно указываются те дела, которые мы обычно регулярно выполняем в течение каждой недели в определённые часы, например, полчаса утром мы изучаем новые материалы по теме, повышая свою квалификацию, час-полтора перед обедом мы работаем особенно интенсивно над самыми сложными задачами, полчаса после обеда, когда у всех особо сонливое состояние, мы занимаемся простыми и легко выполняемыми задачами, что позволяет нам не выпадать из работы, полчаса вечером мы читаем интересную книгу для отдыха, и т.д. Для чего это всё нужно?! Всё это нужно для формирования полезной привычки [Трейси, 2014].

Привычка имеет большую силу, как все мы знаем из личного опыта. В нашей повседневной жизни мы привыкли ко многим бытовым вещам, будь то чистка зубов дважды в день или ежедневные поездки на автомобиле на работу, и нас, действительно, трудно сбить с нашего пути. У многих людей подобные привычки были сформированы естественным образом сами по себе или под влиянием жестких обстоятельств. Мало кто задумывается о том, что привычку можно сформировать и самому, причём такую, которая действительно поможет нам в делах, особенно, когда цели и задачи уже определены и план составлен. Мы хотим приобрести навык хорошо работать, вносить вклад в общее дело и многое успевать. Брайан Трейси [Трейси, 2014] указывает на три шага для формирования такой привычки. Первое — принять твёрдое решение доводить любое дело до конца; второе — заставить себя повторять приёмы, которые планируем освоить, до тех пор, пока не доведём их до автоматизма; третье — упорно продолжать занятия, — и наконец, в один прекрасный день такая ценная привычка станет частью личности. Благодаря силе этой привычки любое сложное и важное дело легче будет довести до конца, нежели бросить на каком-то этапе. Думаю, стоит прислушаться к совету известного специалиста.

Итак, у нас поставлены цели, построен план и расписание деятельности, мы приучили себя к интенсивной и результативной работе. Но вот незадача — с каждым новым днём мы начинаем замечать, что начинать работу становится всё тяжелее, удерживать внимание на одном и том же деле долгое время не получается, — появляется рассеяние, головные боли, невроз. Возможно, в таком случае следует отдохнуть. Переутомление при постоянной работе — обычное дело. Многие специалисты по управлению временем советуют обязательно находить время на отдых, в течение которого мы не будем задумываться о работе — совсем. При серьёзном утомлении очень хорошо взять небольшой отпуск. Однако если такой возможности прямо сейчас нет, как обычно и бывает, стоит дать себе отдохнуть от работы целые выходные. Более того, если мы замечаем постоянное переутомление, то необходимо обратить свой взгляд на три вещи — спорт, сон и питание.

Спортом следует заниматься не менее 3-х часов в неделю. Думаю, будет неплохо совмещать интенсивные занятия в фитнес-клубе в один день с длительными пробежками в другой. Так вы сможете неплохо разгрузить голову от постоянного умственного напряжения, подправить здоровье, а также получить массу положительных эмоций от физических нагрузок и разнообразия вашей деятельности.

Сон — главная возможность для человека восстановить силы после тяжелого дня. Увы, не все мы можем жить подобно Наполеону, который по легенде после чудесной ночи в египетской пирамиде обрёл уникальную способность спать по четыре часа в день и полностью высыпаться. Нам приходится мириться с тем, что без нужного количества сна мы почти не в состоянии работать как следует. Нужно взять за правило не откладывать дела в долгий ящик и приступать к ним сразу, чтобы успевать их вовремя, чтобы иметь время на сон. Это позволит начинать каждый новый день с бодростью и иметь запас энергии на целый день.

«Чтобы быть энергичным, нужно не только много отдыхать, но и правильно питаться», — говорит Брайан Трейси [Трейси, 2014]. Он рекомендует избегать «быстрой» и вредной еды, противостоять излишнему употреблению сладкого и солёного, а сосредоточиться на употреблении богатой белком пищей. В этом смысле нам стоит уподобиться спортсменам, но — шутка ли — наши нагрузки во время работы подчас сопоставимы с их нагрузками во время соревнований. При этом во время работы не стоит излишне переедать. Забитый едой желудок плохой помощник интенсивной работе. Об этом знали многие великие люди. Дейл Карнеги в своих трудах [Carnegie, 1956] указывал, что великая певица Нелли Мельба перед вечерними выступлениями никогда не обедала, а лишь закусывала лёгкой пищей; выдающийся оратор Генри Уорд Битчер накануне утреннего выступления съедал крекер с молоком в пять часов вечера, после чего в этот день ничего не ел; великий пианист Падеревский отмечал, что, совмещая выступление на сцене с роскошными кушаньями, он испытывал такую физическую скованность, что играл скучно и невыразительно.

Следует внимательно относиться к своему здоровью. Действительно, даже такие мелкие заболевания, как простуда и головные боли, оказывают сильное угнетающее воздействие на интеллектуальную деятельность. Именно поэтому известный психолог Тони Бьюзен [Бьюзен,2002] перед началом любого обучения или любой тяжёлой задачи советует удостовериться, что наших физических ресурсов достаточно для её осуществления.

Нам не стоит жалеть времени на своё здоровье, ведь утратив здоровье, мы не сможем осуществлять никакой работы, более того — мы не сможем и жить. Как писал известный специалист по тайм-менеджменту Стефан Рехтшафен [Рехтшафен,1997]: «Здоровье требует усилий; вы не станете здоровыми «просто так». … Время, которое вы потратите на собственное здоровье, продлит вам жизнь. Это лучшая инвестиция, и она даст лучшие дивиденды.»

Выполняя различные задачи, особенно, большие задачи, нужно стремиться выполнять их не «когда получится, а когда нужно»; для этого нужно уметь отслеживать их выполнение, чтобы знать, каковы ресурсы, какова текущая производительность, когда нужно прибавить или, наоборот, можно побольше отдохнуть. Большинство специалистов по управлению временем в таких случаях советует вести записи в дневнике, отмечая количество времени, которое было затрачено на то или иное дело, чтобы в дальнейшем, берясь за подобную задачу знать, сколько времени на неё отложить. Совет хороший, но не достаточно конкретный, чтобы брать его на вооружение.

К счастью, наш отечественный эксперт в области тайм-менджмента Глеб Архангельский [Архангельский, 2006] придумал конкретный и наглядный способ по отслеживанию временных затрат. Сначала мы оцениваем объём работы(хотя бы примерный), далее, оцениваем среднюю производительность труда. Наконец, зная объём и среднюю производительность, находим связь между сроком исполнения и ежедневными затратами времени. Например, пусть требуется подготовить для конференции презентацию из 15 слайдов. Наш опыт нам показал, что на каждый слайд уходит в среднем полчаса. Тогда, если нужно закончить презентацию через две недели, то нужно выделять не менее получаса в день. Конечно, это простой пример и не всегда производительность труда так легко можно оценить. Не всегда производительность труда одинакова, сегодня материал сложнее, завтра — проще и так далее. Но, регулярно отмеряя проделанную работу за фиксированное время, мы получим достаточно точную среднюю производительность труда, которую можно будет использовать для оценки бюджета времени. Тогда в нашем списке целей вместо абстрактной записи «завершить к концу октября» появится надпись «выделять в день 45 минут, завершить к такому-то числу». Такая запись мотивирует куда больше.

На личном опыте могу сказать, что отслеживать многие задачи таким образом бывает сложно и утомительно, но, выбрав одну-две обязательных и долгосрочных, вполне получается. Особенно удачно мне удавалось это использовать при подготовке к конференциям или при самостоятельном изучении каких-либо курсов, когда эти самые «полчаса» в день очень мотивировали и позволяли уверенно прогрессировать в деле.

В заключение хотелось бы пожелать всем быть счастливыми, успешными и жизнерадостными людьми, и — я это особенно подчёркиваю — ни в коем случае не заниматься погоней за временем, а стремиться умело его распределять и получать удовольствие от каждого мгновения. Об этом не раз говорил Стефан Рехтшафен [Рехтшафен, 1997], предупреждая об опасности этой беспощадной гонки за минутами, которая только и делает, что отравляет наше существование.

Будьте уверены в себе, ставьте большие цели и не забывайте укладываться в сроки, добивайтесь успеха в делах, но не ущемляйте свою личную жизнь. Научитесь управлять своим временем, и вы оцените это умение как в переводе на рубли, так и в переводе на неизмеримые единицы человеческого счастья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архангельский Г.А. Тайм-драйв: как успевать жить и работать // Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2006

2. Бьюзен Т. Учебник быстрого чтения // Перевод, издание на русском языке. ООО «Попурри», 2002

3. Рехтшафен С. Мастерская времени // Издательство «София», 1997

4. Трейси Б. Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности // Издание на русском языке. ООО «Манн, Иванов и Фер бер», 2014

5. Эмерсон Р.У. Доверие к себе // 1841

6. Carnegie D. Public Speaking for Brinzza Success // 1956 (Русское издание: Карнеги Дейл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. // Издательство СЛК. 1997)

7. Lakein A. How to Get Control of Your Time and Your Life // New American Library, New York City, 1973

С. Круглихин, выпускник физфака

Назад