2015: Электромагнитные взаимодействия нейтрино: окно в новую физику

2015-neutrino.jpg

Проф. Александром Студеникиным (физфак МГУ) в соавторстве с Карло Джунти (Университет Турина, Италия) опубликован фундаментальный и наиболее полный обзор по проблеме электромагнитных свойств нейтрино.

«Электромагнитные взаимодействия нейтрино: окно в новую физику» — это название новой статьи, написанной Александром Студеникиным в соавторстве с Карло Джунти из Национального института ядерной физики и университета Турина (Италия) и опубликованной в журнале Reviews of Modern Physics, vol. 87, 531-591 (2015). Эта статья содержит фундаментальный и наиболее полный обзор по проблеме электромагнитных свойств нейтрино, включая как теоретический, так и экспериментальный аспекты, а также феноменологические приложения в астрофизике.

После экспериментального подтверждения наличия у нейтрино ненулевой массы, изучения электромагнитных свойств данной частицы приобретает повышенное внимание как способ проверки Стандартной модели взаимодействия частиц, так и как возможный предвестник «новой физики». Вводная часть статьи посвящена изложению основ физики массивного нейтрино. Далее в статье подробно обсуждается современное состояние исследований проблемы электромагнитных свойств нейтрино, возможности использования экспериментальных ограничений статических электромагнитных характеристик нейтрино (магнитного момента, миллизаряда и зарядового радиуса) для получения информации о «новой физике» за пределами Стандартной модели. Важное место в статье занимает рассмотрение вопросов поведения (движения и взаимодействия с другими частицами) «электромагнитных» нейтрино во внешних магнитных полях, включая различные проявления взаимодействий нейтрино в сильных магнитных полях нейтринных звезд и в других астрофизических условиях. Главным итогом данной работы является убедительное доказательство важности проблемы электромагнитных свойств нейтрино как для современной физики элементарных частиц, так и для астрофизики.

Публикация данной обзорной статьи в наиболее престижном международном физическом журнале является одним из важным достижений группы по теории нейтрино, которая многие годы работает на физическом факультете МГУ под руководством профессора А.И.Студеникина.

Работа опубликована в журнале: Reviews of Modern Physics, vol. 87, 531-591 (2015).