Физики-менеджеры: Мы, студенты, знаем, что делать!

"Нам нужна великая Россия" - повторяют студенты за П. А. Столыпиным*. Они видят в возрождении могущества, величия и процветания России свою задачу.

В своем курсовом проекте по программе "Менеджмент" студенты предлагают альтернативные пути решения проблем Физического факультета.

Бюджет на науку и образование выделяет не более 4-х %, поэтому нужны дополнительные источники финансирования. Еще недостаточно используется:

- Внедрение научно-технических исследований. Научные разработки во всём мире - объект купли-продажи. Можно включить в учебные программы темы практических занятий, заключить договора с предприятиями для исполнения заказанных исследований.

- Необходимо проводить соответствующий маркетинг для выпускаемого продукта. Именно синтез науки и менеджмента позволит добиться желаемых результатов. Ведь возможностей применения научных разработок много, и они уже востребованы. Это гранты, заказы российских финансовых гигантов, сотрудничество с бюджетными структурами и участие в международных экологических программах.

- Образование. Люди готовы платить за качественное образование. Среди иностранных студентов немало желающих учиться в МГУ, на физическом факультете в том числе. Но устав университета запрещает вести преподавание на других языках, кроме русского**. Может быть, стоит попробовать добиться изменений в этой области?

- Платное обучение для россиян вполне осуществимо***. На физическом факультете уже существует отделение дополнительного образования, которое ведёт свою успешную работу в течение нескольких лет и не испытывает дефицита в слушателях. Перспективы такой деятельности весьма очевидны, и она должна получать поддержку и всестороннее развитие.

Физики-менеджеры провели анкетирование студентов с целью выяснения их взглядов на целый ряд вопросов, касающихся жизни на факультете и выявили следующие тенденции:

Чем старше становится студент, тем меньше он хочет продолжать свою научную деятельность после написания диплома. Уже на 3 курсе значительное число студентов подвергает сомнению правильность выбора факультета.

Большинство опрошенных (порядка 80%) ответило, что "на лекциях ничего интересного нет, все можно прочитать в книжке". Это подтверждается низким уровнем посещаемости (10% курса). Однако довольно часто высказывалось мнение, что многое зависит от подачи материала и от личности лектора. Самым любимым занятием на факультете оказались физические практикумы. ("Только там чувствуется, что преподаватель тебя хочет чему-то научить", "ты делаешь что-то сам...").

На первом и втором курсах студенты хотят учиться, подходят к стендам кафедр, чтобы выбрать направление, но очень часто "умные слова на стендах кафедр ни о чем не говорят" (цитата из анкеты). Было бы неплохо, если бы около стендов стояли сотрудники кафедр и отвечали на вопросы. Или устраивались семинары.

Анкетирование показало, что преподавание целого ряда предметов не удовлетворяет студентов. Это - иностранные языки, биология, психология, программирование.

Надо пытаться заинтересовать наукой. Многие студенты хотят, чтобы на лекциях было больше примеров, демонстраций, больше рассказывали о новых веяниях, проводились нестандартные опыты, дискуссии.

Очень хорошо, что на факультете проводится КВН, день физика, другие праздники. Студенты предлагают украсить факультет цветами, в кафе включить музыку, устраивать больше дискотек, праздников, т.е. создать такую атмосферу, чтобы факультет был "домом для студентов", чтобы они хотели идти в аспирантуру.

Важную роль играет финансовый аспект, но, как ни странно, не решающую, важнее - достижение признания, ответственность, работа сама по себе, возможность роста.

Это подтверждает поведение преподавателей, которые работают, несмотря на мизерную зарплату и плохие условия труда. Почему?

Физиологические потребности не удовлетворяются, потребность безопасности - тоже. Зато удовлетворены потребности принадлежности и причастности, т. к. большинство преподавателей смотрят на свою работу, как на принадлежность к интеллектуальной элите. Потребность признания и самоутверждения легко может быть удовлетворена: для каждого научного сотрудника важно быть компетентным, сильным, способным. Потребность самовыражения удовлетворена.

По материалам курсовой работы по менеджменту
"Физический факультет на уровне ДНК"
студ. 4-го курса Ю. Борисовой, А. Мамаевой, И. Смирновой.

Примечание редакции.

* Столыпин ввел практику военно-полевых судов (известен термин -"столыпинский галстук", т.е. петля), массовые расстрелы крестьян без военно-полевых судов, его неудачные реформы привели к поражениям в 1914 г., Революции.

** Эталоном университета считается Сорбонна. Преподавание ведется на французском. Преподавание на языке страны имеет глубокий смысл, именно это позволяет включить обучаемого в культуру, сферу влияния.

*** "Каждая вторая семья, имеющая одного ребенка, живет ниже черты прожиточного минимума. Там, где двое детей, бедность уже в 65 процентах семей, а где трое детей - 85 процентах". "Российская Федерация сегодня", №12, 2003.

Назад