Неизвестный русский писатель

Произведения Ивана Шмелева помещались в спецхраны и были доступны немногим. В России они впервые были изданы около 18 лет назад, и сразу полюбились читающей публике, ибо, как писал А. Куприн "Шмелев… последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка".

Иван Сергеевич Шмелев родился в 1873 году в зажиточной купеческой семье. Род Шмелевых издавна селился у Казачьей слободы (нынешний район метро "Полянка"). Там, в Замоскворечье, и вырос Иван.

Гимназистом он сочинял стихи и пьесы, а в 23 года был опубликован его первый рассказ "У мельницы".

В 1898 году он окончил юридический факультет Московского университета. Служил прапорщиком, помощником присяжного поверенного, налоговым инспектором. К работе своей относился серьезно и творчески: его исследование "Торговля и ремесла во Владимирской губернии" было издано Министерством финансов России.

Но в 1907 году Шмелев круто меняет свою жизнь и уходит в профессиональную литературу. Он активно печатается в "Детском чтении" и органе кадетской партии "Русская мысль".

Широкую известность начинающему писателю принесла повесть "Человек из ресторана" (1911 год). Речь главного героя, официанта преклонного возраста, была выписана настолько точно, с использованием профессиональных словечек, что заслужила уважение ресторанной братии, и в трудные для Шмелева годы официанты почитали за честь бесплатно накормить автора "Человека из ресторана".

Критики сравнивали Шмелева с Лесковым, великим мастером сказа. В 1916 году был снят одноименный фильм, где главную роль сыграл Михаил Чехов. А в 1926 году появилась классическая картина с участием Николая Хмелева и Михаила Жарова.

Шмелев приветствовал Февральскую революцию 1917 года, так как хотел, чтобы скорее кончилась война, на которой воевал его сын Сергей. Он ездил в Сибирь на встречу политкаторжан, с Максимом Горьким, Викентием Вересаевым, братьями Буниными, Анной Ахматовой, Борисом Савинковым работал в газете "Власть народа".

Однако Октябрь 1917-го, с его воинствующим безбожием, окончательно оттолкнул писателя от участия в политических событиях. "Власть народа" оказалась совсем не такой, как он ожидал: "народ - отборный: шеи - бычьи, кулаки - свинчатки, зубы - слоновая кость. Ходят - баркас баркасом, перекачиваются На пальцах перстни, на руках часы-браслетики, в штанах отборные портсигары - квартирная добыча. Кругом голод. У матросов - бараньи тушки, сала, вина - досыта".

Шмелевы не уехали в эмиграцию. Они поехали в Крым. В маленьком домике в Алуште сейчас открыт дом-музей писателя и проводятся ежегодные "Шмелевские чтения".

Вскоре после переезда в Крым сын Шмелевых ушел служить в Добровольческую армию и не вернулся. В 1920 году его, забрав из феодосийского госпиталя, расстреляли, как и сотни других офицеров.

Потеряв все, что "составляло его жизнь", Иван Сергеевич с женой уезжает в Берлин, а затем - во Францию. На чужбине Шмелев пишет повести и рассказы, многие из которых приобретают мировую известность: "Лето Господне", "Богомолье", "Няня из Москвы", "Пути небесные".

Первое же эмигрантское произведение, "Солнце мертвых", повествующее о белогвардейском движении в Крыму, принесло писателю широкую популярность. В повести, переведенной затем на 30 языков, в "этом кошмарном, окутанном в поэтический блеск документе эпохи" (по словам Т. Манна), отразилась вся горькая жизнь Шмелева на родине: крымский голод, гибель любимого сына, долгие мытарства…

"Не могу я больше весело! На миг забудешься…и тоска, тоска", - пишет Иван Сергеевич А.Куприну. В "стране роскошной, чужой" Иван Сергеевич все больше скучает по прошлому, по счастливой Москве своего детства. Ее православный, патриархальный уклад оживает в его романе "Лето Господне". Его Шмелев создавал в течение 15 лет и закончил незадолго до смерти.

Шмелев тянулся к религиозной православной жизни. 24 июля 1959 года он приехал в православный монастырь под Парижем, чтобы завершить свое последнее произведение - "Пути небесные". В тот же день писатель и умер.

Похоронен Иван Сергеевич Шмелев был на знаменитом кладбище "русских эмигрантов" Сен-Женевьев-де-Буа. Затем прах его и супруги был перезахоронен на кладбище Донского монастыря в Москве в рамках федеральной программы "Возвращение" при участии Российского фонда культуры и Института мировой литературы РАН. По словам Патриарха Московского и Всея Руси Алексий 11, это "начало возвращения на родную землю достойных сынов России".

Что ж, несомненно, откапывать и перезакапывать забытые кости куда проще и дешевле, чем выращивать новых достойных сынов.

По материалам статьи О. Егоровой
"Человек из Москворечья" Спецназ России, № 10(85), 2003

 

Назад