Советы первокурснику

Известна притча: "Боже, скажи, кто самый великий полководец всех времен и народов" - спросил человек у Бога. "Вот - он!" - ответствовал Бог, указуя на пахаря, который неподалеку шел за сохой, обрабатывая поле. "Как же так? - удивился человек, - это всего лишь пахарь!" "Да, ответствовал Бог, - он всего лишь пахарь, но мог бы стать величайшим полководцем всех времен и народов".

Каждый из вас, первокурсников, вполне может стать персонажем аналогичной притчи, речь в которой пойдет о величайшем ученом всех времен и народов. Для этого достаточно плохо учиться и, таким образом, не реализовать свой талант. Вы преодолели рубеж вступительного экзамена, тем самым продемонстрировав свои способности заниматься физикой и математикой. Вы хорошо учились в школе, схватывая, как говорят, на лету новые знания.

Но учеба на физическом факультете сильно отличается от учебы в школе. Я до сих пор помню, как был ошеломлен потоком новой информации, который обрушился на нас, студентов первого курса, буквально с первого сентября. Сл?ту воспринималось далеко не вс?. Мозг сверлила мысль: "И все это я должен буду рассказывать в январе на экзамене?"

А неделя шла за неделей, лекция за лекцией, семинар за семинаром… Как же справиться с этим потоком информации, как его осознать, как подготовить себя к разговору с экзаменатором почти "на равных"? Ответ: надо трудиться, трудиться и еще раз трудиться.

Так в чем же состоит техника хорошей учебы?

Лекции. На лекции надо ходить. Садиться надо достаточно близко к лектору, чтобы все его слова воспринимались без напряжения, чтобы все Ваше внимание было устремлено на лектора. Лекции надо записывать в специально выделенной для этого тетради. Каждое слово записать Вам не удастся, но основные мысли, основные понятия должны быть зафиксированы в Вашем конспекте. Все, что лектор пишет и рисует на доске, должно перекочевать в Вашу тетрадь. Лекция кончилась, Вы пришли домой. Свои записи надо прочитать, контролируя себя на понимание читаемого и на способность воспроизвести основные мысли, утверждения, понятия (желательно вслух!). На экзамене - не редкость, к сожалению, такая ситуация, когда студент и так и сяк пытается выразить какую-либо мысль, но не получается! А стоит преподавателю, потерявшему терпение, самому эту мысль произнести, как он тут же слышит от студента: "Именно это я и имел в виду!" В виду то имел, а выразить своими словами - не смог. Такой ответ тянет на троечку.

Учебники. Учебник должен стать Вашей настольной книгой. Если в конспекте лекции что-то непонятно, нужно тут же найти соответствующее место в учебнике и по нему разобраться в непонятном. Хорошо даже дополнить свой конспект лекции изложением непонятного места "по учебнику". Учебник надо выбрать один из множества рекомендуемых, взять его за основу, а в остальные заглядывать по мере необходимости для того, чтобы разобраться в каком-то конкретном вопросе, в этом учебнике изложенном удачнее. Учебник надо читать не спеша: прочитал абзац и остановись, задай себе вопрос: "А что автор хотел довести до меня в этом абзаце?" Хорошо бы вслух произнести главную мысль этого абзаца и внести ее в свой конспект.

Вот я уже второй раз рекомендую произносить вслух некоторые фразы и заучивать их. У Вас это может ассоциироваться со школьной зубрежкой, к которой прибегают недостаточно способные к учебе школьники. Но если в школе было достаточно произнести "зазубренные" фразы и получить приличную оценку, то от Вас ожидается отработка заучиваемых фраз при обязательном понимании их смысла.

Разговор "на равных" возможен тогда, когда студент понимает вопрос преподавателя раньше, чем тот закончит его произносить, когда студент знает, какой ответ ждет от него преподаватель.

Семинары. К очередному семинару надо готовиться, ознакомившись с основными теоретическими положениями новой темы. Решения задач, демонстрируемые преподавателем на доске, дома необходимо проделать на чистом листе бумаги, чтобы буквально все этапы решения задачи были Вами осмыслены. Здесь имеется в виду, что лишь визуальное понимание того, как задача решается, недостаточно. Надо своевременно, в течение именно очередной недели выполнять домашние задания. При решении сложных задач уместна помощь товарищей.

Практикум. Вот уж где Ваша работа будет контролироваться каждую неделю в полном объеме. Подготовка к очередной лабораторной работе состоит в следующем: Необходимо прочитать описание очередной лабораторной работы и законспектировать его в своей тетради по практикуму. Если в описании лабораторной работы приводится вывод какой-либо формулы, Вы должны быть готовы воспроизвести его на чистом листе бумаги на глазах преподавателя. В результате подготовки Вы должны быть готовы ответить на следующие основные вопросы: 1) В чем состоят физическое явление, физический закон, изучаемые в данной лабораторной работе? 2) Как устроена и как работает экспериментальная установка в данной лабораторной работе? 3) В чем будут состоять Ваши действия в ходе выполнения эксперимента?

К моменту окончательной сдачи лабораторной работы Вы должны произвести математическую обработку результатов измерений, получить искомое численное значение искомой физической величины или соотношения между физическими величинами, уметь объяснить физический смысл полученных результатов. Вы должны указать погрешность результата и проявить понимание его в рамках читаемого вам спецкурса по погрешностям измерений (и литературы по этому вопросу).

Полезно в течение хотя бы одного дня оценить затраты времени на учебу (произвести хронометраж). С самого утра на отдельном листе бумаги записывать: что Вы делаете и сколько минут на это потратили. Очень вероятно, что, подведя итог, Вы с некоторым удивлением обнаружите, что на самом деле Вы на учебу потратили гораздо меньше времени, чем полагали ранее. В таком случае надо делать орг. выводы и оптимизировать свой распорядок дня, меньше времени тратить бесцельно.

Физика - наука развивающая. Она развивает того, кто ею занимается. Она приучает человека к тому, что в мире, который нас окружает, все явления подчиняются определенным законам. Если мы сегодня не можем объяснить какое-то явление, то это объяснение, тем не менее, существует, надо только его найти. Человек, изучающий физику, становится способным анализировать ситуацию, находить связи между явлениями, находить объяснение непонятному. Человек, изучающий физику, становится способным создавать гипотезы и находить им доказательства или опровержения. Человек, изучающий физику, становится способным мыслить грамотно. Чтобы стать таким человеком, надо много знать и уметь. А для этого надо работать, работать и работать.

Представьте себе, что Вы решили стать спортсменом, например, штангистом и хотите достичь высоких результатов… Вы стали ходить в спортивный зал, где тренер показывает Вам, как надо поднимать штангу. Вы смотрите на него, и Вам понятно, как это надо делать. Но стоит Вам самому взяться за гриф штанги, как Вы почувствуете, что она Вас "не слушается". Тренер Вам скажет, что Вы неправильно взялись за штангу руками, неправильно держите спину, неправильно координируете свои движения… Да и вообще у Вас мышцы слабоваты. Их надо развивать специальными упражнениями, многократно повторяемыми, даже если тренер на Вас не смотрит. Если Вы этого делать не будете, штангист из Вас не получится.

Надо осознать, что вы уже вышли из возраста, когда хвалят за способности. Теперь вам надо добиваться похвалы за достижения. А для этого надо работать. Учеба - это большая, сложная, тяжелая работа.

Так что путь в науку, в физику, да и в другие области деятельности, где требуется грамотно мыслить, один: надо работать, работать и работать, сохраняя и развивая свою индивидуальность.

доцент д.ф.-м.н. В. И. Козлов

Назад