Качество математического и естественнонаучного образования
(международное исследование)

Опубликованы* данные международного исследования качества математического и естественнонаучного образования школьников TIMSS-2003. Приводятся данные о результатах тестирования российских выпускников начальной школы (4 класс) и учащихся 8 классов. Проведено сравнение с результатами учащихся других стран. Исследование 2003 г. охватило 46 стран мира. В России исследования проводились в 63 регионах, всего в исследовании участвовало 419 школ России.

Так как подобные исследования проводились уже в 1995 и 1999 годах, результаты исследования позволяют выявить тенденции развития школьного образования в России, сравнить уровень российского образования с состоянием школьного образования в других странах.

Ниже приведены краткие данные из объемного 100-страничного туда.

Тестирование проводилось при помощи тестов, на выполнение тестовых заданий отводилось 72 мин (36x2) в 4 классе, 90 мин (45x2) в 8 классе. Сбор информации о состоянии образования проводился с помощью различных анкет, которые заполнялись как учащимися, так и педагогами. Оценка результатов проводилась по 1000-бальной международной шкале. На шкале выделялось 4 уровня подготовки: продвинутый, высокий, средний, низкий.

Математика

Средний балл российских учащихся 8 классов равен 508 баллам, что значительно выше среднего международного балла, но значительно ниже средних баллов российских учащихся 8 классов в 1995 и 1999 гг.

Результаты значительно выше среднего российского у учащихся следующих стран: Сингапур, Корея, Гонконг, Тайвань, Япония, Бельгия, Нидерланды, Эстония, Венгрия (9 стран). Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали 6% российских восьмиклассников, что значительно меньше числа школьников, достигших такого уровня в лидирующих странах. Там эта цифра достигает 24-44%. В 2003 г. по сравнению с 1995 и 1999 гг. значительно уменьшилось число российских восьмиклассников, достигших продвинутого, высокого, среднего уровня; увеличился разрыв между уровнем российских восьмиклассников и уровнем восьмиклассников стран лидеров. В 2003 г. по сравнению с 1995 и 1999 гг. возросло число стран, в которых средний уровень выше российского.

Средний балл российских учащихся начальной школы равен 532 балла, что значительно выше среднего международного балла, но ниже результатов учащихся 5 стран (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Япония, Бельгия). Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали 11% российских четвероклассников, что значительно меньше числа школьников, достигших такого уровня в лидирующих странах (l8-38%). Данные тестирования младших школьников с одной стороны, однозначно указывают на недостатки нового стандарта начального математического образования**, с другой стороны, результаты тестирования показывают, что у школьников еще сохранилось желание учиться.

Естественнонаучная подготовка

Тесты по естественнонаучной подготовке включали вопросы по биологии, физике, химии, географии и астрономии, экологии. Процент баллов, приходящихся на физику, составлял около 25% для учащихся 8 классов и 35% для учащихся 4 классов.

Средний балл российских учащихся 8 классов равен 514 баллам; что значительно выше среднего международного балла (474), но значительно ниже средних баллов российских учащихся 8 классов в 1999 г.

Учащиеся 12 стран (Сингапур, Корея, Гонконг, Тайвань, Япония, Нидерланды, Эстония, Венгрия, США, Австралия, Швеция, Англия) показали результат лучше российских) восьмиклассников. В 1999#г. результаты российских школьников были ниже толькшшкольников двух стран - Тайваня и Сингапура. Почти все страны, уровень которых был близок к российскому в 1999г. свои показатели в 2003 г. улучшили (8 из 9).

Продвинутый уровень подготовки продемонстрировали 6% российских восьмиклаббиков, что значительно меньше числа школьников, достигших такого уровня в лидирующих странах (17-35%).

Результаты российских восьмикласников в 2003 г., полученные при выполнении тех же заданий 1995, 1999 г.. оказались ниже по всем предметам.**

Среди причин, обуславливающих снижение результатов 2003 г. называют: уменьшение времени изучения естественнонаучных дисциплин, снижение интереса к приобретению знаний, сложность и перегруженность учебников нового поколения.

Средний балл российских учащихся начальной школы равен 526 баллам, что значительно выше среднего международного балла, но ниже результатов учащихся 5 стран (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Япония, Англия).

Продвинутый уровень подготовки продемонстрировали 11% российских четвероклассников, в лидирующих странах (15-25%).

Число часов, отводимое на изучение математики и естественнонаучных дисциплин в странах, школьники которых показали более высокие результаты, чем российские школьники, как больше, так и меньше числа, часов, отводимого на их изучение в школах России.

Данные международного исследования качества математического и естественнонаучного образования подчеркивают своевременность принятия национальной программы развития образования, изложенной в сентябре сего года президентом России В.В. Путиным.

профессор Показеев К.В.

* Основные результаты международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2003. М. Национальный фонд подготовки кадров. Центр оценки качества образования. 2004.

** Выделено Гл. редактором.

Назад