ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕКАНА ФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ПРОФЕССОРА В.И.ТРУХИНА НА ПРОФЕССОРСКОМ СОБРАНИИ 20.02. 2007 Г.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы впервые проводим профессорское собрание физического факультета МГУ. Идея проведения профессорских собраний факультетов принадлежит ректору МГУ В.А. Садовничему.

На профессорское собрание помимо профессоров приглашаются преподаватели и студенты. Хотелось бы, чтобы профессорские собрания стали традиционными. Каков статус таких собраний? Я считаю, что на профессорских собраниях должны обсуждаться все основные вопросы деятельности факультета и прежде всего вопросы преподавательской, учебно-методической и воспитательной работы на факультете и в общежитиях, где проживают наши студенты и аспиранты. Все эти вопросы рассматриваются и на Ученом совете факультета. Однако, Ученый совет не может полностью представлять наш огромный физический факультет. Кроме того, на Ученом совете не столько обсуждаются вопросы, сколько принимаются решения. Реальную педагогическую и научную работу на факультете помимо членов Ученого совета ведет еще большое количество профессоров и преподавателей, которые наверняка могут высказать интересные мнения и сделать конструктивные предложения по различным актуальным проблемам деятельности факультета. Преподавателей у нас 750, из них 168 профессоров, а членов Ученого совета – 100 человек. Таким образом, основная часть преподавателей фактически остается в стороне от обсуждения вопросов деятельности и дальнейшего развития нашего факультета. Очень важно также, чтобы на таких собраниях присутствовали студенты и также вносили бы свои предложения по различным вопросам, волнующим студентов.

Профессорское собрание могло бы вырабатывать рекомендации по всем вопросам совершенствования деятельности физического факультета и выносить их на Ученый совет. В Положение об Ученом совете следует внести пункт об обязательном рассмотрении рекомендаций профессорских собраний и принятию по ним соответствующих решений. Таким образом, профессорское собрание может стать своеобразным общественным советом, который будет выражать взгляды гражданского общества физического факультета.

По-видимому, необходимо создать какой-то орган, который организовывал бы деятельность профессорского собрания. Можно было бы создать, например, бюро собрания из нескольких ведущих профессоров во главе с председателем бюро. 13 февраля состоялась встреча ректора МГУ академика В.А.Садовничего с профессорами, преподавателями и студентами физического факультета. Встреча вызвала большой интерес, аудитория им.Р.В.Хохлова была заполнена до предела. Эта встреча была фактически началом проведения профессорских собраний. Ректор подробно рассказал о деятельности Московского университета по работе со студентами и, в особенности, со студентами, проживающими в общежитиях, о строительстве учебных корпусов на новой территории МГУ, о ремонте и строительстве новых общежитий. Подробно обсуждался вопрос о безопасности проживающих в общежитиях в связи с происшедшими в последнее время взрывами на этажах, где проживают физики, химики и геологи. Это – острая проблема, и она должна быть одной из центральных в работе нашего профессорского собрания.

На деканском совещании уже были определены некоторые направления нашей работы со студентами, проживающими в общежитиях, изданы соответствующие Приказы по факультету. Основное, что мы должны делать – это держать постоянный контакт со студентами, проживающими в общежитиях, интересоваться их бытом, их проблемами и конечно, систематически посещать общежития. Студентам первых пяти семестров должны оказывать помощь в необходимых случаях преподаватели, начальники курсов и кураторы групп, студентам 6-11 семестров – преподаватели соответствующих кафедр.

В.А.Садовничий рассказал и о проходящих уже длительное время реформах высшего образования. Как известно, Государственная Дума приняла закон о ЕГЭ. Возможно, что некоторым университетам будет предоставлено право проводить и свои вступительные испытания абитуриентов, но пока это не совсем ясно. Министерство образования настаивает на том, чтобы все университеты перешли на двухуровневую систему образования по программе бакалавр+ магистр. Пока неясно, будут ли приняты наши предложения о сохранении системы 5,5-летней подготовки специалистов наряду с системой бакалавр-магистр. Ректор ответил на многочисленные вопросы студентов. Среди вопросов студентов были и такие, которые касались совершенствования учебных планов факультета.

Учебный процесс

В.А.Садовничий неоднократно указывал на необходимость повышения внимания к академической работе в МГУ, а значит и на физическом факультете.

Прежде всего, я хотел бы отметить спад работы учебно-методических комиссий отделений. Кафедры в последние годы представляют свои предложения по методическим проблемам, как правило, не обсуждая их на заседаниях отделенческих комиссий. Именно на комиссиях отделений проходили бы необходимое рецензирование предложения кафедр. Ключевой фигурой учебного процесса является лектор и , прежде всего, лектор по общефакультетским дисциплинам. К сожалению, некоторые наши ведущие профессора уклоняются от чтения общефакультетских курсов… Многие лекции, особенно спецкурсы, читают совместители.

Нередко кафедры, вводя новый лекционный курс, предлагают и кандидатуру совместителя, который этот курс будет читать. Ориентация на совместителей, о работе которых я самого высокого мнения, выражена очень сильно. 30% наших профессоров являются совместителями, 1/3 из них являются заведующими кафедрами. Должна быть налажена обратная связь между студентами и лектором. Зная, что не устраивает студентов в чтении лекции, лектор может учесть замечания и пожелания студентов. Для этого можно устраивать собрания со студентами, посвященные возникающим у студентов проблемам в понимании лекционного курса. Можно проводить анкетирования студентов с вопросами, относящимися к чтению и пониманию лекционного курса.

Отношение студентов к чтению и пониманию лекции безусловно влияет на посещаемость студентами этой лекции. К сожалению, часто и преподаватели нарушают порядок и правила, установленные для проведения учебного процесса. Имеет место изменение времени занятий, т.е. несоблюдение расписания занятий, которое является законом для преподавателей, пропуски занятий и т.д. Нарушаются также правила приема экзаменов – преподаватели договариваются со студентами о том, какую им ставить оценку. Чаще всего речь идет о 3 или 2. Многие преподаватели требуют им выделить определенные часы для проведения занятий, не хотят проводить занятия во время первой и второй пары академических часов. Учебная часть также в нарушение правил идет навстречу таким просьбам, и в результате на факультете с 9.00 до 12.30 не работают многие преподаватели, не занимаются многие студенты. К сожалению, это бывает и на 1-м и 2-м курсах.

По существующему положению у преподавателя 6-ти часовой рабочий день в течение 6-ти дней в неделю. И это должно строго выполняться.

Следует совершенствовать учебно-методическую работу по всем направлениям с учетом развития науки и повышения требований государства и работодателей к уровню подготовки наших выпускников. Необходимо развитие методик и технологий обучения с учетом единства естественных и гуманитарных наук. Все компоненты обучения: прием, учеба, отчисление, выпуск, проведение олимпиад и других мероприятий по отбору талантливых абитуриентов, должны совершенствоваться и быть на уровне современных требований. Один из ведущих профессоров физического факультета высказал такую мысль – проблемами приема должны заниматься все без исключения преподаватели факультета, и их достижения в этой работе необходимо учитывать при проведении конкурсного отбора и переизбрания.

Учитывая нынешний низкий уровень подготовки школьников, особенно важно своевременно проводить поиск талантливых школьников, помогать в подготовке к поступлению на физический факультет. Следует активизировать и работу со студентами. Большое значение имеет организация контроля качества обучения студентов. Наш Центр тестирования и учебная часть проводят в этом направлении большую работу, но необходимо расширять их деятельность, собирать информацию о каждом студенте, надо знать, как он учится, как посещает занятия, слушает ли дополнительные лекции (факультативные, на других кафедрах, на других факультетах), участвует ли в научной работе и т.д.

Для организации более эффективной работы центру тестирования передано помещение факультетского конференц-зала, где сейчас производится ремонт и установка оборудования. Среди поступающих на факультет много талантливых студентов, но еще больше недостаточно подготовленных для полноценного обучения на физическом факультете.

Поэтому необходимо отдельно работать с теми и другими. У нас на факультете более 20 лет назад был специальный поток (2-3 группы), на котором учились наиболее способные студенты. Я думаю, что следует вернуться к этому опыту. Этот вопрос я обсуждал с председателем учебно-методической комиссии В.А.Макаровым и с некоторыми нашими ведущими профессорами. Они согласны с этим, и даже выдвигают идею создания 3-х потоков для студентов с разными уровнями подготовки.

Реализация принципа раздельного обучения студентов с разными уровнями подготовки и способностей на разных потоках даст возможность более обстоятельно и конкретно работать со всеми студентами, а не только с отстающими, как это происходит в настоящее время.

Студенты, у которых успеваемость либо ухудшается, либо улучшается будут иметь возможность переходить из одного потока в другой.

Большое значение в системе образования имеет не только организация учебного процесса но и учебные планы, учебные программы. Мы на факультете уже давно не обсуждали ни на каких учебно-методических семинарах вопросы об оптимизации учебного плана и учебных программ в связи с изменениями, которые произошли в физической науке и в общественных отношениях.

Этот вопрос непосредственно относится к компетенции собраний профессоров физического факультета. Вопрос о необходимой модернизации нашего образования следует хорошо подготовить и рассмотреть его на одном из очередных профессорских собраний. По этим вопросам и сегодня будут выступления наших профессоров. О проблемах современного преподавания математики, физики и других предметов неоднократно говорил ректор В.А.Садовничий.

Я неоднократно в самом общем плане обсуждал вопросы модернизации факультетского образования с заместителями декана, некоторыми заведующими кафедрами и отделениями, провел заседание группы профессоров, в котором участвовали О.В.Руденко, В.А.Макаров, А.Н.Боголюбов, В.Н.Задков, К.А.Свешников. Все эти обсуждения показали большое различие подходов к совершенствованию образования на факультете. Многие считают, что ничего изменять не надо, и так хорошо.

Я хочу сформулировать несколько предложений по частичному изменению нашего учебного процесса, которые в той или иной степени были поддержаны некоторыми профессорами факультета. Прошу рассматривать эти предложения как предварительные и как повод для дальнейшего серьезного обсуждения.

Во-первых, доля общих курсов физики в учебном плане факультета не соответствует их значимости в современной физике, и все они затем дублируются курсами теоретической физики. Предлагается сократить долю этих курсов процентов на 20 и высвободившееся время использовать для более раннего чтения теоретических курсов. Во-вторых, надо признать огромную роль квантовой физики, которая является доминирующей во многих современных применениях. Читаемый на факультете курс квантовой механики необходимо сориентировать на современные приложения в физике (новые материалы, физика наноструктур, взаимодействие излучения с веществом, квантовые измерения и т.п.). Возможно, что этот видоизмененный курс следует назвать квантовой физикой и читать уже на втором или в начале третьего курса, предваряя спецкурсы на кафедрах.

В-третьих, в наших очень хороших курсах математики надо сделать акцент не на доказательства теорем существования, единственности и т.п., а на практическое применение математических методов для решения задач различных разделов физики. Необходимо расширение практики использования пакетов аналитических вычислений и умения довести результат до числа.

Возможно также, что следует ввести лекционные курсы по некоторым новым для нас, современным разделам математики. Необходимо также провести сопоставление наших учебных планов с планами ведущих иностранных университетов. Надо обратить внимание на те лекционные курсы по физике и математике, которые не читаются у нас. Если, конечно, таковые есть.

И, в-четвертых, об изучении английского языка. Дело обстоит так, что большинство студентов старших курсов и аспирантов не может воспринимать живую английскую речь и не может сделать научные доклады на английском языке. Отделение дополнительного образования предлагает обучать две группы студентов с оплатой половины стоимости этого обучения. В этом вопросе необходима и помощь кафедр, следует расширять участие студентов в семинарах и конференциях, где доклады делаются на английском языке.

Эти четыре предложения, конечно, не являются полными и проработанными и не исчерпывают всех проблем совершенствования системы физического образования на факультете.

Спасибо за внимание!

На первом профессорском собрании выступили также профессора: Николаев В.И., Ягола А.Г., Садовников Б.И., Лоскутов Ю.М., Попов А.М., Гришин В. К., Твердислов В.А.

Назад