ВЫСТАВКА «ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ -2008»

Выставка «Инновационный проект -2008»

 

 

            В октябре прошлого года на физфаке прошла первая Выставка «Инновационный проект -2007», посвященная 75-летию физического факультета и 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. В работе выставки приняли участие  сотрудники 24 кафедр факультета, было представлено 62 проекта, конкурс проводился в 11 номинациях. В результате работы Выставки был установлен ряд важных контактов, заключены контракты. Факультет получил дополнительные средства.

            Что же такое инновационная деятельность? Почему ныне без ее упоминания не обходится выступление ни одного политического деятеля?

            Несколько десятилетий тому назад ряд стран  на востоке и западе совершили фантастические прыжки в своем развитии.   Экономические политики, которые были выработаны в этих странах, имели различия, но их объединяло одно – каждая из них в качестве приоритетного направления включала усиление наукоемкой составляющей. Стратегический фокус там был направлен на развитие национальной инновационной системы. 

      Национальная инновационная система определяется как развивающаяся совокупность взаимодействующих институтов управления и регулирования инновационной деятельности, хозяйствующих субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, организаций образовательной и финансовой сфер, осуществляющих инновационную деятельность на основе эффективно действующих институциональных механизмов.

Под инновацией мы  понимаем результат трансформации идей, исследований, разработок в новое или усовершенствованное научно-техническое или социально-экономическое решение, цель которого – достижение общественного признания через использование в практической деятельности людей.

     Для России характерной является ситуация, когда экономическая база страны опирается на быстро обесценивающийся и устаревший промышленный капитал в сочетании с высокоразвитым научно-техническим потенциалом: уникальной способностью проведения научных исследований, наличием высококвалифицированной рабочей силы, и существованием научных учреждений, занимающих лидирующее положение в мире в ряде областей исследований.

     Проблема отсутствия связи между изобретателями новых идей и их внедрением в производство существовала всегда, но последние десятилетия преобразований в стране еще больше усугубили ситуацию. Государственное финансирование науки было существенным образом сокращено, резко снизилось количество госзаказов, наука почти полностью исчерпала собственные ресурсы для своего развития.

     В настоящее время одним из официально провозглашенных приоритетов в деятельности правительства стало развитие инновационной деятельности.

     Важно также заметить, что в общей идеологии достижения стратегических  целей доминируют идеи «технологического предложения», когда внимание фокусируется на внедрении имеющихся разработок, а не на идее «технологического запроса», когда важнейшую роль начинает играть формирование запроса на инновацию со стороны реального сектора экономики и создание условий для удовлетворения этого запроса.

     Все это свидетельствует о том, что  на государственном уровне нет видения цельной, взаимосвязанной модели развития научно-инновационной сферы, также как и механизмов достижения желаемых целей.

            Важнейшая роль в реализации инновационной деятельности принадлежит университетам. Следует упомянуть, что если согласно модели ЮНЕСКО университет   XX века это, прежде всего региональный центр образования и культуры,  то университет XXI века  это уже, прежде всего, центр инновационной деятельности.

            Современный университет РФ, являясь учебным заведением и организацией, проводящей широкий круг научных исследований, в последние годы был поставлен в условия, требующие поиска возможностей для расширения источников доходов, интенсификации связей с коммерческими структурами в области НИОКР, участия в процессах экономического развития страны. Некоторые из этих факторов обусловлены трудностями, в которых оказались университеты – это растущий уровень затрат на получение высшего образования и ограничение бюджетного финансирования. К числу других факторов относятся растущая потребность «экономики знаний» в новых идеях; нужды промышленного сектора в инновационных продуктах; новые государственные программы, направленные на развитие сотрудничества между университетами и промышленностью.

            Этот процесс и все его участники испытывают большие трудности, специфические для России. Одной из них является взаимодействие между научным работником (изобретателем) и инвестором. Зачастую они говорят на «разных языках», если вообще встречаются друг с другом. Изобретатель описывает проект с научной и технической точек зрения, не уделяя внимание экономическим у правленческим аспектам, которые важны для инвестора. Последний, в свою очередь, требует от учёного проведения анализа рынка и рисков, связанных с предложением разрабатываемого научного продукта. Если для учёного высока научная ценность открытия, то инвестора инновации интересует только в прагматическом смысле возможность достижения финансовой выгоды. Часто инвесторы хотят получить не просто прибыль, а сверхприбыль, притом в очень короткий промежуток времени.

            Для реализации оптимального взаимодействия научного сотрудника университета и потенциального инвестора, вкладывающего свои ресурсы в продвижение результатов интеллектуальной деятельности необходима некая посредническая инстанция. На Физическом факультете в 2005 году было создано подразделение, которое взяло на себя функции такого посредника. Это Инновационный научно-образовательный центр, возглавляемый сотрудником кафедры физики твёрдого тела, к.ф-м.н. Корниловой А.А.

            На  деле, функции Центра оказались гораздо шире тех, которые обеспечили бы процедуры взаимодействия исследователя и инвестора. Предваряя встречу этих двух субъектов инновационной деятельности, Центр обеспечивает решение других задач:

         Сбор информации о результатах интеллектуальной деятельности  на факультете;

         Исследование рынка технологий и поиск потенциальных потребителей научного продукта и инвесторов;

         Осуществляет мобилизацию финансовых ресурсов для реализации и завершения различных этапов производства научного продукта;

         Экспертно оценивает коммерческую ценность РИД факультета;

         Разрабатывает стратегии защиты РИД и осуществляет финансовую поддержку этой защиты;

         Ведёт переговоры с потенциальными потребителями и инвесторами, заключает лицензионные договора;

         Осуществляет информационную, консалтинговую и управленческую поддержку научных сотрудников.

            Отчетом о двухлетнем периоде деятельности  Центра явилась Выставка «Инновационный проект -2007».

            В октябре этого года состоится очередная Выставка «Инновационный проект -2008».

            Приглашаем всех заинтересованных лиц, принять участие в ее работе!

Директор Инновационного научно-образовательного центра
 физического факультета Корнилова А.А.

 

 

 

Назад