EN
Кандидатская диссертация
как бизнес-проект:
Новая Глава Диссертации




В последние годы Университеты Франции уделяют большое внимание трудоустройству молодых докторов наук после окончания аспирантуры. В настоящей заметке я расскажу о проекте для аспирантов французских университетов под названием «Новая Глава Диссертации: Валоризация компетенций» (Un Nouveau Chapitre de la These: Valorisation des competences). Модуль «Новая Глава Диссертации», далее — NCT, был запущен ассоциацией им. Бернара Грегори в 2000 г. Цели проекта — помочь аспирантам последнего года обучения проанализировать кандидатскую диссертацию и процесс её подготовки как долгосрочный профессиональный проект, определить и осознать все те многочисленные знания, умения и навыки, в том числе и «ненаучные», которые они получили во время обучения в аспирантуре, а также содействовать трудоустройству молодых докторов наук.
С целью содействия такому трудоустройству на базе трёх Университетов Aix-Marseille была также создана новая структура, College Doctoral, объединяющая все соответствующие отделы аспирантуры. Директор колледжа располагает обширной базой данных работодателей из государственного и частного секторов, заинтересованных в принятии на работу молодых докторов, и консультирует всех действующих и бывших аспирантов в индивидуальном порядке.



Степень PhD предоставляет её обладателю широкие возможности выбора профессиональной карьеры в ранге кадров высшего звена в любой сфере деятельности. Выберут ли молодые доктора государственный или частный сектора, их профессиональные навыки и качества будут оцениваться работодателями с точки зрения внутренних критериев той или иной компании. Поэтому важно уметь идентифицировать и правильно представить тот объём знаний, умений и навыков, который молодые доктора приобрели в аспирантуре.
На сегодняшний день обучение в аспирантуре рассматривается во Франции как полноценный опыт работы. Аспирантура позволяет не только попробовать себя в качестве научного сотрудника и получить узкоспециализированные знания в своей предметной области, но и приобрести разнообразные полезные умения
и навыки (такие как умение, анализировать, синтезировать и передавать информацию, умение работать в коллективе и др.), которые можно легко использовать в любой профессиональной среде, включая бизнес. По мнению авторов проекта NCT, аспиранты часто просто не осознают весь объём знаний и навыков, приобретённых ими за время обучения в аспирантуре, и, следовательно, не умеют «подавать себя» в выгодном свете в глазах работодателя и на рынке вакансий. Проект NCT позволяет аспирантам:
• детально проанализировать развитие диссертационного проекта
• идентифицировать профессиональные качества, навыки и знания, наработанные за время обучения в аспирантуре
• определить возможные пути дальнейшего трудоустройства
Основным ноу-хау проекта является тот факт, что аспирант работает не один, а под руководством «наставника» — как правило, консультанта частной фирмы, часто — профессионального «кадровика» и специалиста по «человеческим ресурсам». Одна из важных частей проекта — научиться представлять результаты своей диссертации и её основные преимущества простым языком, понятным неспециалистам.
Проект NCT проходит под патронажем и при частичной финансовой поддержке Министерства Высшего Образования и Науки Франции. Согласно задумке авторов проекта, подготовка и написание NCT занимает примерно 7-10 дней чистого времени. Работа по проекту проходит в виде групповых (2 раза по 3 часа) и индивидуальных (2 раза по 2 часа) занятий, а также, в основном, самостоятельной работы непрерывно в течение 3-4 месяцев. Участие в модуле NCT является платным. Основные расходы по проекту покрывают партнёры и спонсоры ABG. Научная группа, лаборатория или отдел аспирантуры, к которым прикреплён аспирант, доплачивают ~400-600€ за работу назначенного консультанта.
Введение модуля NCT, а также других подобных программ, связано с новой, юридически утверждённой, ролью отделов аспирантуры французских университетов, которая заключается в содействии трудоустройству аспирантов после успешной защиты диссертации.
Календарный план кампаний NCT не меняется из года в год. Вот пример такого календарного плана на примере кампании 2010. Кампания началась в октябре 2009 с первого объявления. В ней могли принять участие аспиранты любых специальностей, которые планируют представить диссертацию к защите не ранее мая 2010 и не позднее апреля 2011. К середине декабря 2009 все заинтересованные отделы аспирантуры французских высших учебных заведений должны были подать списки кандидатов, каждый из которых заполнял специальное досье кандидата. К середине января 2010 были объявлены результаты конкурсного отбора кандидатов: фамилии аспирантов, которые допущены к работе по проекту NCT. Каждого такого аспиранта прикрепили к «наставнику» из неакадемической среды, который в дальнейшем будет курировать подготовку и написание NCT. Согласно календарному плану, сама работа над NCT должна проходить с середины февраля до середины июня. Для достижения наилучших результатов организаторы проекта советуют по возможности сконцентрировать работу на периоде в 2-3 месяца. Окончательный срок сдачи письменного документа «Новая Глава Диссертации» объёмом в 8-10 стр. — июль 2010. Подготовленная дополнительная глава обычно входит в сам манускрипт диссертации в виде приложения. Основные положения дополнительной главы защищаются на устном докладе (20 мин.), который организовывается до защиты самой диссертации. Сроки устной защиты дополнительной главы — не позднее июня 2010.
Я участвовала в кампании NCT 2008 во время обучения в аспирантуре во Франции. В 2008 году было зарегистрировано 500 заявок, из которых комиссия выбрала 450 кандидатов из 140 отделов аспирантуры французских Университетов. С 2002 по 2009гг. в проекте NCT приняли участие около 2400 аспирантов.
Ниже приведены основные разделы дополнительной главы диссертации3 (информация с официального сайта ABG):
1. Общие рамки и цели ваших исследований
2. Развитие (проведение), управление и финансовое обеспечение проекта (затраты на проведение диссертационных исследований)
3. Профессиональные и личные знания, умения и навыки, использованные в проекте и/или наработанные за время реализации проекта (с иллюстрацией в виде конкретных примеров)
Возможность «трансфера» вышеуказанных компетенций/ навыков, знаний в другие сферы деятельности?
4. Результаты, роль/ влияние ваших исследований (место диссертационного проекта в социальной жизни: его роль лично для аспиранта, для научной группы, для кафедры, факультета, Университета, мировой науки, современного общества…)
5. Определение возможных дальнейших путей трудоустройства
Наша группа состояла из семи аспирантов разных специальностей: физики, химики, социологи и др. На первом групповом занятии обсуждались все семь диссертационных проектов, а также цели и сроки реализации NCT. Назначенным консультантом оказалась женщина (лет 50-ти) — психолог по образованию и профессиональный «кадровик». Помимо советов по подготовке и написанию NCT, обсуждалась методика составления резюме в соответствии с международным стандартом; при этом работа над резюме каждого аспиранта проводилась в индивидуальном порядке. Групповые занятия проходили в виде беседы. На них также обсуждались собеседования при приёме на работу и методы профессиональной подготовки к таким собеседованиям. Обсуждение проводилось на примере одной из присутствующих аспиранток, которая как раз в тот момент устраивалась на работу, на должность инженера научной лаборатории при крупной частной компании, и проходила несколько интервью подряд. Первое домашнее задание было следующим: выделить научные, методологические навыки и навыки, касающиеся общения с людьми, используемые в диссертационном проекте, а также связанные с ними профессиональные линии поведения.
На втором групповом занятии было закончено обсуждение ранее поднятых вопросов. Также были подробно разобраны типы компетенций.
[1] Научные, технические, методологические компетенции (научные знания, методология научной работы, этика отношений в научном сообществе и др.). К методологическим навыкам можно отнести и педагогические навыки, такие как адаптивность, наблюдательность, управление группой и др.
[2] Дополнительные компетенции:
(а) Управление проектом: планирование этапов проекта, распределение финансовых и человеческих ресурсов (финансовое обеспечение проекта с учётом стипендии аспиранта, зарплаты научного руководителя, стоимости приобретённого оборудования и др.), организация работы, оценка важности промежуточных целей по отношению к основной цели, административное управление, временное планирование (сетевой график).
(б) Менеджмент: организация проектной группы; менеджмент «человеческих ресурсов».
(в) Работа с информацией: поиск, анализ, синтез, адаптация, распространение и др.
(г) Создание и управление личной профессиональной сетью связей (в которую могут входить как организации, так и отдельные учёные).
(д) Лингвистические навыки: знание иностранных языков.
(е) Компьютерные навыки: владение офисными программами и специализированным программным обеспечением.
Каждому типу навыков и знаний соответствуют свои качества линий поведения (точность, логика, профессиональный стиль общения и т.п.).
После двух групповых занятий прошли две индивидуальные консультации по проекту, во время которых дорабатывалась сама «Новая Глава» и резюме. Вся работа с «наставником» в перерыве между групповыми и индивидуальными занятиями проходила по электронной почте.
Анализ кандидатской диссертации как долгосрочного профессионального проекта может быть полезен аспирантам физфака с точки зрения валоризации наработанных компетенций и определения путей дальнейшего трудоустройства. Выпускники физфака также могут проанализировать свои дипломные работы по вышеуказанной схеме.
Наталья Безаева,
спец. корр. «Советского физика»
во Франции


1 Валоризация (от англ. «valorization»; фр. «valorization») – увеличение, повышение ценности, придание значимости, придание большего значения; компетенции (от фр. «competences») – навыки, умения, знания.
2 Association Bernard Gregory (ABG) была создана во Франции в 1980 г. с целью повышения значимости образования, получаемого в аспирантуре, с точки зрения подготовки профессиональных кадров, а также для содействия профессиональному трудоустройству молодых докторов всех специальностей в бизнес-компании. Партнёры ABG – крупные фирмы (Total, Danone Research, L'Oreal, France Telecom…), научные Институты (CNRS, CEA…), высшие учебные заведения, агентства и ассоциации (Syntec, ANRT...). На сайте http://www.abg.asso.fr/ (на англ. и франц.) можно найти всю информацию о модулях ABG для аспирантов, предложения в аспирантуру и предложения о работе для докторов наук, а также «гид международной мобильности» с советами и информацией для тех, кто собирается учиться или работать за границей.
3
Полный шаблон NCT на русском языке (2 стр.) можно получить по адресу bezaeva@physics.msu.ru.

Назад