EN

XII Всероссийская школа-семинар “Волновые явления в неоднородных средах”

 


Как узнать, можешь ли ты стать настоящим физиком? Живет ли в твоей крови вирус творчества, может ли наука быть захватывающей и интересной? Сложно ответить студенту на эти вопросы в обычной обстановке лекции, зачетов, экзаменов, шпаргалок, говорливого интернета и прочей рутины.
Весенняя школа в Звенигороде – яркий праздник науки. Повседневное попечение откладывается на целую неделю – целая неделя живого общения, напряженной работы всех участников, обсуждений, споров, рождения новых концепций, идей, неожиданных аналогий и подсказок. Непросто чувствуют себя новички в этом бурлящем котле, полном научного опыта и дерзновений. Страшновато вступать в спор с маститым ученым, которого знал только по учебникам и монографиям. Однако доброжелательная обстановка позволяет студентам быстро адаптироваться и войти во вкус. Как сказал студент из Волгограда – «ощущая такую заботу и внимание, мы чувствуем себя, как в колыбели!» Помогает спорт – удачная партия в теннис, веселый волейбольный матч быстро снимает напряжение в общении. Теперь можно задать любой вопрос, попросить объяснить ускользающую суть проблемы, попросить совета. Общение начиналось на заседании секции, продолжалось в перерывах за чашкой кофе, под вековыми соснами в парке, в прогулках по живописным окрестностям.
 


В этом году на конференции был 181 участник, половина – студенты и аспиранты. Такая популярность школы у молодежи обусловлена четкой работой оргкомитета, безукоризненными бытовыми условиями, прекрасным составом лекторов и, безусловно, личностью организатора – профессора Анатолия Петровича Сухорукова. Сухоруков провел в этом году 24-ю ежегодную школу по волновым явлениям (школы немного отличаются по тематике, чередуются через год, потому в заглавии стоит цифра 12). Школа проводилась как в относительно благополучные, так и в самые черные для науки и образования годы. В этом году рекордное число участников: 12 профессоров, 23 д.ф.м.н., 69 ученых со степенью, 112 – без, 45 аспирантов и 39 студентов. Сделано 175 презентаций, прочитано 10 лекций, 103 устных доклада, обсуждено 62 постера. Приехали ученые из 19 городов, представители 42 организаций. Во время конференции проведен конкурс работ студентов и аспирантов «Умник», на котором сделаны 8 докладов. Ни одного сбоя в организации, удивительная забота о каждом участнике без какой-либо ненужной суеты оргкомитета. В чем же секрет успеха?
В первую очередь эта школа решает не частные проблемы организаторов, а проблемы образования. Приглашаются самые известные ученые, ведущие пионерские исследования в своих направлениях. Они читают блестящие лекции, построенные так, что позволяют понять суть проблемы и самые авангардные идеи. Школа неуклонно следует одной из основных идей – представить волновые явления во всем их разнообразии. Лекции строятся соответствующим образом: материал всегда понятен тем, кто работает в других областях, с другими средами и типами волн. Проводятся аналогии между явлениями, подчеркивается коренные отличия в постановке и решении задач. Образовательный эффект виден сразу по многочисленным интересным вопросам молодежи по существу проблемы.
Дискуссии на конференции – урок свободного научного общения за рамками обыденности. Студентам очень нравятся именно такие «уроки», открывающие простор для полета научной мысли. Они открывают и новые возможности в понимании предмета, и методологию изложения материала, учат как корректно вести дискуссию. А сколько новых идей рождается и у студентов, и у руководителей!
Совместное пребывание руководителей и студентов на конференции очень эффективно для формирования физиков. Ежегодно приезжают представители ведущих школ из Москвы, Петербурга, Казани, Саратова, Нижнего Новгорода, Самары, Белоруссии. Поддержка наставника в дискуссии придает уверенности, а часто необходима в трудной ситуации. Обсуждения старших позволяют оценить реальное место школы в общей структуре направления, повышают авторитет научных руководителей. А как важно заложить представление о научной этике: научить правильно реагировать и оценивать мнение других, разбираться в вопросах приоритета результатов, уметь оценивать достоинства своих работ, решать, что из сделанного достойно публикации.
 


Многие из этих вопросов были затронуты в блестящей лекции академика О.В. Руденко, который рассказал поучительную историю уравнения Хохлова-Заболотской, ставшего одним из базовых для нелинейной акустики и теории нелинейных волн. Исходное уравнение было получено А.П. Сухоруковым еще в 1964г. После того, как уравнение было выведено, Р.В. Хохлов предложил искать его решение нескольким своим сотрудникам и аспирантам. К этой работе были подключены А.П. Сухоруков и Е.А. Заболотская, С.И. Солуян, О.В. Руденко и, возможно, другие сотрудники. Хохлов не раз повторял, что новое уравнение – это не тот результат, который заслуживает отдельной публикации; полноценным научным результатом может считаться лишь объяснение или предсказание нового физического явления на основе анализа этого уравнения. Такая точка зрения многим современным физикам может показаться необычной, но еще раз подчеркнем, что Хохлов, прежде всего, был физиком и высоко ценил открытие новых эффектов, а создание математических моделей рассматривал как необходимый промежуточный этап теории. Е.А. Заболотской удалось получить приближенное решение, которое описывало ряд интересных особенностей в поведении нелинейных волновых пучков. Эта работа была направлена в печать, позже (после трагической гибели Хохлоава), уравнение получило название Хохлова-Заболотской. Частный случай уравнения получил имя Кадомцева-Петвиашвили. Студенты были захвачены лекцией Олега Владимировича, обсуждали ее и на сессии и в кулуарах.
В следующем году ждем юбилейную школу, пишем тезисы, готовим презентации, ждем встреч с интересными людьми. Адрес школы  http://waveconf.ru/

Доцент О.Н. Мельникова,
фото О. Волкова


Назад