Великолепная четверка, или остаться в живых по-советски


Сверхчеловек — миф или факт?
Продолжаем знакомить читателей газеты с советским типом сверхчеловека.

Асхат Зиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский, Иван Федотов — герои 60-х годов прошлого века. Героическая четверка совершила подвиг, который 51 год назад потряс весь мир. Собирался написать об этом год назад, но просмотрев освещение события в сети, отказался от мысли написать заметку: материалов было много и практически все они были приправлены душком антисоветизма — видимо, без этого нельзя в современных свободных СМИ (средства массовой идиотизации). Но, посмотрев недавно фильм «Санктум», решил все же дать материал о советских сверхлюдях — Асхате Зиганшине, Анатолии Крючковском, Филиппе Поплавском, Иване Федотове — уж больно хорошо показано в упомянутом фильме поведение западного человека в экстремальных условиях.
И, чтобы не говорили, оно принципиально отлично от поведения русского и, тем более, советского человека.
Гл. редактор.
В ночь на 17 января 1960 года в шторм самоходная баржа Т-36, стоявшая на разгрузке в заливе острова Итуруп, была сорвана с якоря и унесена в океан. Баржа водоизмещением сто тонн имела длину 17 метров, её ширина составляла всего лишь три с половиной метра, а осадка — один метр. Т-36 могла удаляться от берега самое большее на 200-300 метров. На её борту находилось четверо стройбатовцев Советской Армии: младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский, Иван Федотов. Запасы пищи — буханка хлеба, две банки консервов да три ведра картошки. Во время болтанки картошка рассыпалась по машинному отделению и пропиталась соляркой. В пищу пошли кожаные ремни, гармонь и даже кирзовые сапоги. Баржа получила сильную пробоину, поэтому приходилось стоять по пояс в ледяной воде и миской ее вычерпывать. Топлива не было. Рации не было.
Фантастика! Но.
Командир младший сержант Асхат Зиганшин ежедневно заполнял судовой журнал.
Вечером подводились итоги дневных работ и составлялся план работы на следующий день.
И ежедневная работа.
Наверное, поэтому, никто ни разу не повысил голоса на товарища…
Владимир Высоцкий написал о своих ровесниках, чьи имена гремели тогда по всей стране, да и по всему миру, стихотворение «Сорок девять дней».
«… Зиганшин крепился, держался,
Бодрился, сам бледный, как тень,
И то, что сказать собирался,
Сказал лишь на следующий день:
«Друзья!» Через час: «Дорогие!»
«Ребята! — Ещё через час, —
Ведь нас не сломила стихия,
Так сломит ли голод нас?
Забудем про пищу, чего там,
А вспомним про наших солдат…»
«Узнать бы, — стал бредить Федотов, —
А что у нас в части едят»…
Дрейф на полузатопленной барже без топлива и еды продолжался 49 дней. 7 марта 1960 года истощённые и обессиленные солдаты (Они не были моряками!) были подобраны экипажем американского авианосца «Кирсардж». Американские моряки никак не могли поверить, что они остались живы после стольких дней плавания. Их помыли, побрили, одели — сами они были не в состоянии двигаться, кормили по специальной диете. Они похудели на 25-30 кг. Придя немного в себя, они показывали американцам «фокус»: становились втроем и обхватывали себя одним солдатским ремнем.


Поплавский и Зиганшин на борту авианосца


Авианосец доставил военнослужащих в Сан-Франциско, где им была организована торжественная встреча. Затем героев отправили в Нью-Йорк, из которого они отплыли на корабле «Куин Мэри» в Европу, где их также ждали тёплый приём и безмерное уважение. Из Европы участников дрейфа доставили в Москву. По возвращении домой им был организован торжественный приём. В московском аэропорту героев встречали толпы народа с цветами.
Они были награждены орденами Красной звезды. Имена их гремели по всей стране. В народе даже песни появились: «Зиганшин буги, Зиганшин рок, Зиганшин съел свой сапог» и т.п. Четверка в начале 60-х соперничала в популярности с Гагариным.
В тяжелейших условиях великолепная четверка советских людей смогла не только выжить, но и сохранить человеческое достоинство.
Их часто спрашивали, почему они не съели друг друга. Механик корабля «Куин Мэри», на котором их отправили из Америки в Европу, рассказывал, как оказался в подобной ситуации. Из 26 человек, которые были на их судне, четверо погибло. И не от голода, а из-за драк за пищу и воду.
Еле живые, думая о сохранности вверенной им социалистической собственности, просили американцев авианосца поднять баржу на борт, а затем, когда выяснилась невозможность подобной операции (не было мощного подъемника), просили отбуксировать баржу. И американцы, чтобы их успокоить обещали им это.


Асхат Зиганшин сейчас


Они отвергли предложение остаться в Штатах.

Назад