Наш праздник


Готовность №1


Кто из нас, студентов и сотрудников МГУ не слышал о Дне Физика?… Немного найдется тех несчастных, кому ни разу не довелось участвовать в этом красочном зрелище, наполняющем физический факультет и окрестности радостным сумбуром, увлекающим своей настойчивой всеохватностью и позволяющем ненадолго отвлечься от наступающей весенней сессии. Год от года действо, когда-то затертое идеологическим цензом, продолжает развиваться: появляются новые конкурсы, неожиданные организаторские решения, очень скоро превращающиеся в привычные стандарты. Скажи сегодняшнему студенту, что на ДФ не будет вечернего концерта — возмущение его будет сравнимо с восторгом, испытанным теми счастливцами, что застали первое подобное мероприятие в нынешнем формате.
А ведь прошло немногим более десяти лет. И подобных примеров великое множество — ведь счет конкурсов и мероприятий сегодняшнего Дня Физика идет на десятки. И, шагая в ногу со временем, многие из них целиком перебрались на просторы интернета. Только афиши каждого конкурса продолжают появляться на досках объявлений по всей территории МГУ — да и то, чтобы после интригующего описания очередной возможности показать себя, отослать заинтересовавшихся на страницы Дубинушки или www.vkontakte.ru.
В числе утвердившихся во всемирной сети: конкурс Улыбок и конкурс футболок «Осторожно Физик!», где участники соревнуются в искусстве фотографии, конкурс афиш(к которому, как ни странно, афиши никто не вешал), а также множество отборочных этапов других состязаний, предполагающих, после прохождения ряда заданий виртуально, наконец-то раскрыть факультету тайну своей личности, спрятанной за экраном ноутбука, и появиться на финале мероприятия, или, на худой конец, выйти на сцену и принять подарок из рук декана. Таков конкурс отличников, где студенты, целый год пропадающие в лабораториях физического практикума, или утопающие средь библиотечных фолиантов, и не потерявшие ни единого балла (или хотя бы не терявшие их больше, чем по одному за курс), могут, наконец, вылезти на свет божий, и показать на сцене центральной физической аудитории, на что способен их, незапятнанный ленью и попустительством интеллект. Таков конкурс, включающий сразу три номинации: преподавателя, студента и спортсмена года, где участникам нужно лишь напомнить о своем существовании, заполнив небольшую анкету. А дальше все будет просто: либо в пятницу вечером последует короткий телефонный звонок, и сдержанный бесполый голос проинформирует человека, что завтра, ровно в полдень, его будут ждать на ступенях ФФ для встречи с деканом; либо можно спокойно встать, позавтракать и идтина вечерний концерт.
Но все-таки лучше этого не делать, ибо в первую половину дня тоже происходит множество интересных событий. Одно из них, к примеру, гарантирует, что день физика придет к Вам, даже если Вы на него не собираетесь — Побудка.Вихрем проносящаяся по ФДС-4, гремящая половниками, сковородками, да хоть батареями, если таковые окажутся под рукой. Встречающаярадостные улыбки тех, кто любит встать пораньше, и не дающая выспаться полуночникам. Впрочем последние, забаррикадировав двери и забравшись с зажатыми ушами (ибо канонада артиллерии не заглушила бы вопли в коридоре) под кровать, стиснув зубы пережидают яростную атаку организаторов, чтобы, спустя час, вылезти и спокойно доспать положенное. А толпа студентов, все-таки внявшая гремящим под дверью подстаканникам и уже сделавшая зарядку вместе с начальниками курсов,

Шествие подкрадывается к памятнику М.В. Ломоносова с тыла


радостно направляется к факультету, чтобы принять участие в разнообразии событий, происходящих до полуденного появления декана на ступенях, знаменующего кульминацию дневной программы. И если прийти вслед за ними на факультет, можно застать и финал конкурса отличников, о котором говорилось выше, и открытие магазина символики, пока еще ломящегося от обилия товара, который через час подчистую сметут те, кому не повезло выиграть ее в конкурсах.И увидеть множество приготовлений к дальнейшим событиям: бегают организаторы, нервно покусывая локти, и проверяя, все ли готово к началу сценического действа; толпы людей собираются перед факультетом, чтоб подхватив плакат неизвестного назначения с надписью «Коль много нас ущедрил бог…», двинуться с ним к памятнику Михайло Васильевича — да не в лоб, а путем окольным, со спины, по аллее, где еще недавно были расставлены шахматные столы, и любой мог померяться интеллектом с местными гроссмейстерами. По пути участников шествия действительно ущедривали — шоколадом и магнитиками, — правда такие же студенты, да не просто так, за умственную плату: поди-ка ответь человеку с рупором, что грозно глядит на тебя, чем засеяно магнитное поле или чем же таким давил Лебедев… Вот и в подступающей к Ломоносову толпе тоже не сразу решались ответить. А тем временем, по другую сторону пьедестала, не стесняясь взоров основателя, студенты, не гнушающиеся показать свою точность, соревновались в новусе — разновидности бильярда, больше смахивающего на подобие шашек с лунками по углам доски. Но участников, пусть даже узнавших о существовании этой игры перед самым ее началом, это не смущало — главное заполучить заветную футболку.
На сцене перед факультетом уже замаячили ведущие, приветствуя собравшихся. Декан вышел, чтобы провозгласить открытие очередного, тридцать первого дня физика, который, к слову сказать, стал юбилейным столько раз, что немудрено и запутаться. 300 лет назад родился Ломоносов, 50 лет исполнилось с момента открытия Гагариным дороги в космос, модель ядра атома, как мы его знаем, возникла в 1911-ом году, а в 1961-ом один из разработчиков теорииатомного ядра и ядерных реакций — Нильс Бор — посетил второй по счету День Архимеда, который так поразил его своей глубиной, яркостью и искрометным юмором, что на следующий день он вновь приехал в Мгу и прочитал студентам многочасовую лекцию о современном на тот момент состоянии физики и передовых открытиях в ней.

Декан награждает Студента Года


И вот, приветственное слово сказано, награждены лучшие студенты, спортсмены и преподаватели года [1], и на сцену выходят лауреаты прошлогоднего конкурса «Первый Снег», чтобы развлечь зрителей перед началом главных событий, разворачивающихся в стенах факультета. А события в этом году выдались одновременно традиционными и не очень. Кроме гостевого концерта, показываемого дружественными делегациями физиков из соседних городов (а порой и стран), который не претерпел особых изменений, состоялось представление «Ступеньки». Но состоялось не на крыльце перед факультетом, что во времена Дня Архимеда несказанно радовало приверженцев древнегреческого театра (ведь согласно традициям времен Архимеда в театрализованных представлениях физиков роли женщинпредпочтительно исполнялись мужской частью факультета). А состоялось оно в Центральной Физической Аудитории, и, судя по восторженным воплям публики под конец, состоялось весьма успешно. На сцене, скрывшей под собой законное в иные дни пространство лектора, развернулось действо, перед которым померкли все события праздничного утра — «Луч света в темном царстве». Двое отверженных ученых-физиков, начали трагическое повествование о событиях, произошедших в Первом Гуманитарном царстве, где царит безфизичность, точные науки подвергаются гонениям, а их приверженцы караются казнью, или на худой конец отправляются в каменные клети до конца своих дней. И вот, Золушка, верная служанка физики, попадает на бал, где любовь, вспыхнувшая меж ней и принцем, заставляет ее раскрыть свои пристрастия, и гуманитарный король велит казнить ее на следующее утро. Но, как это часто бывает в подобных повествованиях, гениальный отец (один из тех самых ученых), верные друзья и любовь до гроба решают все проблемы несовместимости наук и счастье торжествует даже для физиков в Первом Гуманитарном. И пусть со звуком местами возникали небольшие накладки, отдельные фразы для понимания трагизма ситуации оказались не столь уж важны, а великолепная постановка хореографической части эпопеи сделала свое дело — зал был в восторге.

Представление ступеньки. «Луч света в темном царстве».


Не успело начаться представление, как в соседней аудитории началась лекция, не вызывавшая такого же ажиотажа, как представление, гремящее в центре факультета, но кто бы ни шел в это время мимо по коридору — всех неудержимо влекло красочными, таинственными интонациями, звучавшими из-за двери. В Северной Физической Аудитории проходил доклад, посвященный главному юбилею этого Дня Физика. 300 лет Ломоносову. Как мы, потомки, теперь видим его личность и деяния сквозь призму времени? Способны ли трезво оценить их, без политико-социального подтекста, наложенного сначала современниками Михайло Васильевича, а затем и Советской действительностью, чуть ли не канонизировавшей его — сына рыбака, не побоявшегося идти всю жизнь против воли знатных ученых, царей и императриц российских?

Доклад Нечипоренко Юрия Дмитриевича, представлявший отражение недавно написанной им книги, как раз и вобрал в себя все периоды жизни и творчества Ломоносова без прикрас. И первый ученый и поэт Российский на миг снова заполнил умы присутствующих, взглянул на них из далекого 18-го века и вопросил: «А что ты готов сделать для блага отечества своего?!» — ибо эту цель Ломоносов положил как главную и единственную цель своего существования, ради нее навсегда ушел из дома, терпел всю жизнь лишения и нападки зависти и гнева окружающих, но ни разу не отступился. Не удивительно, что его так возносили советские историки; не удивительно, что при всей своей противоречивости, личность Ломоносова до сих пор будоражит умы и заставляет им восхищаться.

Вечерний концерт


Но вернемся в XXI век. Прошли дневные конкурсы и представления, настал вечер, и на сцену, вознесшуюся над ступенями, вышли приглашенные музыкальные группы, давая наконец-то расслабиться и зрителям и некоторым организаторам, ответственным за дневные дела. В течение пяти часов площадь перед факультетом бурлила от вспышек энергии, восторга и неистовства — неизменных участников подобных мероприятий. И, следуя чувствам толпы, взорвавшейся во время последней исполненной песни, в небе вспыхнул салют, несколько минут гремевший над всей территорией праздника и явившийся его достойным завершением. А затем все желающие отправились в клуб X.O., чтобы продлить веселье до рассвета.
Но не все мероприятия способен вобрать в себя один единственный день. И, поэтому, их цепочка растягивается на целую неделю перед кульминационной субботой. За день до состоялся турнир «Что? Где? Когда?», где все желающие смогли померяться способностью быстро и трезво мыслить на любую заданную тему; за неделю состоялся фотокросс: шестнадцать команд битых пять часов носились по городу, пытаясь понять, как же отобразить указанные темы на фотографиях. А в среду в клубе Playground состоялся турнир по кибер-спорту — пожалуй, одно из самых современных мероприятий в рамках Дня Физика. Команды разыграли три комплекта наград в состязании по играм: DotAAllstars,Counter-Strike и StarCraft.
И, наконец, в четверг, за пару дней до начала ДФа, состоялось самое спорное с точки зрения судейства состязание — турнир поэтов. Началось все как обычно: гостиная Главного Здания, представление жюри, подсчет и выяснение личностей участников…Но вот тут то и оказалось, что даже поэтический турнир, уже столько лет не менявший регламента проведения, обещает в этом году выдаться особенным. Двое участников оказались забыты на улице — их просто не пустили из-за отсутствия при себе документов. И координаторы поэзии физического факультета тут же приняли решение, грозящее вылиться в новую, замечательную традицию — перенести вторую половину турнира вон из каменных стен прямо к каменному подножью Ломоносова. И турнир, поначалу, навевавший тоску на всех присутствующих (на улице сияет Солнце, а приходится томиться в пропыленном за пятьдесят лет помещении), вмиг обрел новые краски и смыл с окружающих сон и уныние. Пропавшие поэты были найдены и заслушаны, угощение раскормлено,а жюри, совещалось так долго, что один из участников — по совместительству, студент Высшей Школы Телевидения — успел взять интервью у всех присутствующих. И подобная неспешность жюри не вызвала удивления — все участники оказались на редкость сильны, а их было, ни много ни мало, десятеро.
Но и этот турнир закончился. Подарки раздали. Зрители и участники разбрелись кто-куда. И Михайло Васильевич, как и триста лет назад, опять остался в одиночестве.


Константин Форофонтов, директор
Литературно-художественной Студии физфака МГУ


[1] стоит упомянуть и их имена: лучшими преподавателями стали Караваев Владимир Александрович и Алешкевич Виктор Александрович, лучшим студентом — Битюцкая Анастасия, а лауреатами в конкурсе студентов Масленников Евгений и Ермакова Татьяна, и, наконец, спортсмен года — Иванов Андрей
Прим. Гл. редактора: Генеральным спонсором Дня физика, как и в предыдущие годы, был Благотворительный фонд выпускника физфака Олега Дерипаска «Вольное дело». Число гостей и участников превысило 6000 человек.

Назад