Спасибо тебе, Михаил Дмитриевич!

На нашем факультете его знают все, кто когда-либо проводил свои эксперименты при температуре жидкого гелия. Сотрудник МГУ с 1950 года, Михаил Дмитриевич Дымов почти 60 лет стоял у пульта гелиевых ожижителей и снабжал нас этой волшебной жидкостью, становясь непосредственным участником наших научных достижений. С октября 2013 года этот доброжелательный, всегда готовый помочь человек ушел на пенсию, и нам очень жаль, что теперь мы не можем видеть его каждый день.

Он родился 10 ноября 1926 года в украинском селе Любоивановка, и на его еще детские плечи упал весь ужас Великой Отечественной войны, когда в оккупированной фашистами Украине его погрузили в товарный вагон и вместе с другими пятнадцати-семнадцатилетними ребятами увезли в трудовые лагеря Германии. В самом конце войны, когда над их головами уже летали советские и американские самолеты, за мальчишески дерзкий поступок он попал в Бухенвальд. Однажды его и еще нескольких парней заставили разгружать товарный состав с авиационными бомбами, одну из которых он в сердцах скинул на рельсы — в результате раздробленная немецким прикладом рука и отправка в концентрационный лагерь. К счастью, это были уже последние дни войны. Освободили их американские войска.

Это сейчас Михаил Дмитриевич получает надбавку к пенсии, как несовершеннолетний узник фашистских лагерей, а в те далекие 1945-1946 годы судьба его была далеко не определенной. Но и здесь ему как-то повезло: он окончил курсы шоферов, работал в МТС, а с марта 1950 года стал работать шофером на строительстве зданий Московского Государственного университета на Ленинских горах. В 1954 году Михаил Дмитриевич уже числится сотрудником физического факультета (кафедра физики моря и вод суши) — работает шофером крымской геофизической экспедиции. Когда же он завозил оборудование в только что построенное здание кафедры физики низких температур, академик А.И. Шальников, обладавший удивительным свойством распознавать способных и порядочных людей, пригласил Михаила Дмитриевича для работы на кафедре. С этих пор и началась его «гелиевая эпопея».

Вместе со специалистами из института физических проблем он участвует в монтаже ожижительных установок, компрессоров, газгольдеров, блоков очистки, учится специфике работы со всем этим оборудованием. Сначала он механик, потом старший механик и, наконец, начальник гелиевой станции. Но это уже тогда, когда за его плечами были долгие годы работы по монтажу и пуску трех ожижителей различных типов. В благоприятные для отечественной науки времена кафедра физики низких температур бесперебойно снабжала жидким гелием целый ряд кафедр нашего факультета, таких как кафедра физики полупроводников, магнетизма, общей физики для естественных факультетов… Тогда группа из 4-5 человек обслуживающего персонала за день производила до 200 литров жидкого гелия. Для большего количества просто не хватало емкостей. Да и так всем хватало.

А потом… Когда целый пласт молодых и талантливых ученых покинул Россию, когда зарплата доктора наук стала сравнимой с доходами уборщицы в метро, когда помощники Михаила Дмитриевича ушли — кто на пенсию, кто из жизни, а кто на рынок в Лужниках, он остался фактически один на один со всем «гелиевым хозяйством». И тут начинается почти героический двадцатилетний период его жизни. Высокопроизводительный промышленный гелиевый ожижитель — это целый мини-завод, который включает в себя также блоки очистки, ряд газгольдеров и компрессоров для закачки газообразного гелия в баллоны высокого давления, и все это должно непрерывно функционировать, если у кого-то в приборе есть хотя бы 1 литр жидкого гелия, поступающего после испарения в газообразном состоянии в гелиевую сеть.

Дорогой Михаил Дмитриевич, громадное Вам спасибо за то, что благодаря Вашим усилиям, усилиям человека 75-85 лет, все мы имели возможность работать с жидким гелием почти в прежнем режиме, готовить к защите студентов-дипломников, выпускать новых молодых кандидатов наук. Спасибо, что в любое время года и при любой погоде, Вы всегда приходили в субботние или воскресные дни проверить свое хозяйство, закачать газообразный гелий из почти полного газгольдера, залить, где нужно, жидкий азот.

Михаил Дмитриевич награжден юбилейными медалями: «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «30 лет Советской Армии и Флоту», «В память 850-летия Москвы», медалью Жукова и медалью «Ветеран труда». В 1998 году М.Д.Дымову было присвоено звание заслуженного сотрудника Московского Университета. После этого он работал еще 15 лет и лишь в октябре 2013 года в возрасте 87 лет ушел на более чем заслуженный отдых. Иногда приходит на кафедру, говорит, что скучает.

От всего сердца — здоровья Вам, дорогой Михаил Дмитриевич. Нам Вас тоже не хватает.

Сотрудники кафедры физики низких температур и сверхпроводимости

Назад