XIV Всероссийская школа-семинар «Волновые явления в неоднородных средах» («Волны-2014»)

В этом году школа впервые проходила без Анатолия Петровича и была посвящена памяти основателя и бессменного председателя школ «Волны» профессора Анатолия Петровича Сухорукова, ушедшего из жизни 10 апреля 2014 года (http://waveconf.ru/).

Мы все работали с постоянным чувством утраты. На заседании, посвященном памяти Анатолия Петровича выступили коллеги и ученики. Общую поддержку получили предложения продолжить проведение ежегодных школ и посвятить эти школы памяти Сухорукова. Работа организационного комитета была выше всяких похвал — участники не уронили высокую планку, достигнутую за 26 лет проведения Школы. Школа проводилась как в относительно благополучные, так и в самые черные для науки и образования 90-е годы.

На конференции был 161 участник, половина — студенты и аспиранты. Такая популярность школы у молодежи обусловлена четкой работой оргкомитета, безукоризненными бытовыми условиями, прекрасным составом лекторов и, безусловно, личностью основателя и бессменного руководителя школы — профессора Анатолия Петровича Сухорукова. Сделаны 149 презентаций, прочитана 21 лекция, сделаны 64 устных доклада, представлены 64 стендовых доклада. Приехали ученые из 19 городов, представители 42 организаций. Во время конференции проведен конкурс на лучшую лекцию, на лучший доклад. Победители награждены грамотами и призами. Ни одного сбоя в организации, удивительная забота о каждом участнике без какой-либо ненужной суеты оргкомитета. В чем же секрет успеха?

Весенняя школа в Красновидово — яркий праздник науки. Повседневные заботы откладывается на неделю — целая неделя живого общения, напряженной работы всех участников, обсуждений, споров, рождения новых концепций, идей, неожиданных аналогий и подсказок. Непросто чувствуют себя новички в этом бурлящем котле, полном научного опыта и дерзновений. Страшновато вступать в спор с маститым ученым, которого знал только по учебникам и монографиям. Однако доброжелательная обстановка позволяет студентам быстро адаптироваться и войти во вкус. Как сказал студент из Волгограда — «ощущая такую заботу и внимание, мы чувствуем себя, как в колыбели!». Теперь можно задать любой вопрос, попросить объяснить ускользающую суть проблемы, попросить совета. Общение начиналось на заседании секции, продолжалось в перерывах за чашкой кофе, под вековыми соснами в парке, в прогулках по живописным окрестностям Можайского водохранилища и даже в процессе купания.

В Школу приглашаются самые известные ученые, ведущие пионерские исследования в своих направлениях. Они читают блестящие лекции, построенные так, что позволяют понять суть проблемы и самые авангардные идеи. Школа неуклонно следует одной из основных идей создателя школы Анатолия Петровича Сухорукова — представить волновые явления во всем их разнообразии. Лекции строятся соответствующим образом: материал всегда понятен тем, кто работает в других областях, с другими средами и типами волн. Проводятся аналогии между явлениями, подчеркивается коренные отличия в постановке и решении задач. Образовательный эффект виден сразу по многочисленным интересным вопросам молодежи по существу проблемы.

Дискуссии на конференции — урок свободного научного общения за рамками обыденности. Студентам очень нравятся именно такие «уроки», открывающие простор для полета научной мысли. Они открывают и новые возможности в понимании предмета, и методологию изложения материала, учат как корректно вести дискуссию. А сколько новых идей рождается и у студентов, и у руководителей!

Общая фотография участников Школы в 2012 году

Совместное пребывание руководителей и студентов на конференции очень эффективно для формирования физиков. Ежегодно приезжают представители ведущих школ из Москвы, Петербурга, Казани, Саратова, Нижнего Новгорода, Самары, Белоруссии, Томска, Красноярска, Волгограда. Поддержка наставника в дискуссии придает уверенности, а часто необходима в трудной ситуации. Обсуждения старших позволяют оценить реальное место школы в общей структуре направления, повышают авторитет научных руководителей. А как важно заложить представление о научной этике: научить правильно реагировать и оценивать мнение других, разбираться в вопросах приоритета результатов, уметь оценивать достоинства своих работ, решать, что из сделанного достойно публикации. Публикации представленных работ будут сделаны в трех журналах, в том числе в «Известиях РАН, серии физической».

Мельникова О.Н., кафедра физики моря и вод суши

Назад