На дальних подступах к Москве

К годовщине разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой

«Ну, как Столица? как Москва?

Глаза надеждою горели...»

            А. Харчиков

 

Людиновское подполье — подвиг комсомольцев

Зачастую мы о собственном прошлом знаем далеко не все. Мы не знаем людей, которые определенно заслуживают того, чтобы их помнили. Война все дальше и дальше уходит в прошлое, и нынешнее поколение уже без особого скептицизма принимает истории о том, что войну выиграл некий абстрактный «народ».

Но Люди?

Люди должны помнить своих героев.

Людиново — маленький городок на западе Калужской области, на границе с Брянской. Город интересен тем, что в 1841 году здесь были выпущены первые в России рельсы; в дальнейшем, здесь появился крупный паровозостроительный завод, а позже было налажено строительство локомобилей. В 1938 году поселок официально получил городской статус. А 4 октября 1941 г. в город вошел Вермахт. В те времена немецких солдат не считали за освободителей, и рады оккупантам не были. В Людиново были созданы подпольные райкомы партии и комсомола. Сотрудник НКВД сержант госбезопасности В.И. Золотухин организовал партизанский отряд. Желающих сражаться с врагом было немало и среди комсомольцев, и одним из них был 16-летний Алексей Шумавцов. Он устроился работать на локомобильный завод, в то же время активно создавая подпольную организацию.

Ядро подполья составили совсем еще молодые, в том числе старшеклассники. Негласному командиру отряда, Алексею Шумавцову, было 16, равно как и Александру Лясоцкому. Анатолию Апатьеву было 17. Зине Хотеевой было 18, Шуре — 19, Тоне Хотеевой — 20 лет. Помимо сестер Хотеевых, в отряде были и другие девушки, к примеру, Римма Фирсова и Мария Вострухина, и все они впоследствии внесли немалый вклад в партизанскую войну.

7 января 1942 г. части РККА вошли в Людиново, но уже десять дней спустя были вынуждены отступить. Партизаны отказались покинуть город. Предстояли двадцать месяцев оккупации. Основная группа отошла в глухие леса, а комсомольцы остались в городе, занимаясь разведывательной и диверсионной работой. Людиново находился недалеко от линии фронта, и поэтому подобные действия представляли для немцев постоянную угрозу. Уничтожение инфраструктуры задерживало и затрудняло переброску войск, а своевременные донесения помогали РККА быть в курсе действий Вермахта. И комсомольцы внесли свою лепту. Помимо прочего, через Клавдию Азарову, работницу госпиталя, доставали медикаменты и передавали партизанам, равно как и прихваченное у немцев оружие. В организации диверсий приходилось применять смекалку — в частности, комсомольцами был выведен из строя паровоз следующим способом: заряд тринитротолуола был обмазан клеем, облеплен угольной пылью и подброшен в тендер. Другим зарядом, заложенным в выдолбленное полено, был взорван локомобиль. Партизаны-комсомольцы закладывали самодельные мины. Жгли склады с оружием и продовольствием. Не забывали также про агитацию, расклеивая всюду листовки и сводки Софинформбюро.

И все это в условиях жесткого оккупационного режима. За время пребывания немцев в небольшом городке было казнено не менее 300 человек. Город маленький, все друг друга знают, и утаить что-либо сложно. Тем более, что подонков, продавших Родину ради бочки варенья, было не так уж мало. И вот в октябре 1942 года ядро организации было арестовано. Под пытками и истязаниями ни один из партизан никого и ничего врагу не выдал. 6 октября Шумавцова и Лясоцкого вывели в сопровождении карательного отряда в лес в район действий партизан, надеясь заставить последних выдать себя. Однако на месте оказалось лишь двое бойцов, Посылкин и Суровцев, а Шумавцов криками предупредил их об опасности. Алексей Шумавцов и Александр Лясоцкий были расстреляны на месте, тело Шумавцова было обезглавлено. Несколько дней спустя были казнены Анатолий Апатьев, сестры Хотеевы, семья Ляписоцких, семья Рыбкиных. Сам Рыбкин спасся по счастливой случайности — айнзацгруппы халатно подошли к работе, и пулевое ранение оказалось не смертельным.

Город Людиново был освобожден Красной Армией только 9 сентября 1943 года. Подвиг же молодых воинов долгое время оставался неизвестным, до тех пор, пока в 1957 году не был арестован на Павелецком вокзале непосредственный участник расправы над партизанами, во время оккупации работавший в полиции некто Дмитрий Иванов. В ходе суда над предателем стали ясны детали партизанской деятельности юных героев-комсомольцев. 10 октября 1957 года Шумавцов, Апатьев, Лясоцкий, Александра и Антонина Хотеевы были удостоены Ордена Ленина посмертно. Клавдия Антоновна Азарова, Виктор Иванович Апатьев, Николай Георгиевич Евтеев были посмертно награждены орденом Красного Знамени. Орден Красного Знамени получила одна из немногих оставшихся в живых партизан — Михаленко (Хотеева) Зинаида Дмитриевна.

Командир партизанского отряда Василий Иванович Золотухин

Герой Советского Союза Алексей Шумавцов. Подпольная кличка — «Орел»

Вот так все и узнали про трагическую, но славную страницу в истории войны.

Александра Хотеева. Подпольная кличка — «Отважная»

Антонина Хотеева. Подпольная кличка — «Победа»

Советские люди доказали, на что способны, и не были сломлены. Может быть, результаты действий одного партизанского отряда и не были особо значительны, но таких отрядов существовали тысячи на всей оккупированной территории. В итоге, объединенный общей идеей, советский народ смог выстоять — и победить.

Сейчас появилось модное увлечение — рассматривать старые фотографии и делать выводы о характерах и способностях людей давно ушедших.

Посмотрите на лица этих людей.

И Гитлер хотел их победить?

  Показеев К.М.

Александр Лясоцкий. Подпольная кличка — «Огонь»