Атомные ядра и полимерная глина Марии Марковой

Очень редко, наверное, термин «Теория атомного ядра» сочетается с симпатичной молодой девушкой, пусть она даже и учится на физическом факультете. В случае Марии Марковой, студентки 3-го курса это сочетание оказалось очень удачным. Уже в конце второго курса, придя на кафедру общей ядерной физики, Маша выбрала для себя эту сложную, но очень интересную область научных исследований.

Иногда, смотря популярные передачи, особенно посвящённые последним достижениям физики частиц или астрофизики, возникает ощущение, что физика атомных ядер — что-то уже историческое, связанное с работами супругов Кюри и уж, конечно, давно и хорошо известное. К большому сожалению, атомное ядро, несмотря на уже более чем столетний опыт его изучения, продолжает оставаться «вещью в себе». В первую очередь связано это с тем, что никто не может в точности описать ядерного «кота Шредингера», а если говорить серьёзно, из-за отсутствия знания о точном виде ядерного потенциала, который отвечает за взаимодействия на расстояниях меньше ядерного радиуса, точное описание, формируемых им систем — атомных ядер, до сих пор не представляется возможным.

Поэтому основной путь деятельности теоретиков при описании атомных ядер — создание адекватных моделей, которые могут позволить описать поведение атомных ядер так, что это будет наилучшими образом согласовываться с экспериментальными данными.

Разумеется, подобная работа требует помимо хорошего знания самого изучаемого объекта, навыков и в математических дисциплинах, а в дополнение ко всему этому — недюжинной работоспособности. Всем этим, включая отличную успеваемость, как очень скоро выяснилось, Мария обладает в необходимой пропорции, а дружный коллектив и опытный научный руководитель способствовали всем её дальнейшим успехам.

Из сотен исследуемых с переменным успехом ядер «подопечным» Марии оказался кремний. Уже через несколько месяцев первые интересные результаты её исследований были представлены на научной школе «Концентрированные потоки энергии в космической технике, электронике, экологии и медицине» в НИИЯФ МГУ.

А спустя немного времени, в апреле этого года, Маша выступала с докладом на конференции студентов, аспирантов и молодых сотрудников «Ломоносов-2016» Результат — из двух десятков представленных работ жюри определило её доклад, как лучший в подсекции «Ядерная физика». И это при том, что конкурентами были старшекурсники, аспиранты и даже научные сотрудники!

Ну а в самой ближайшей перспективе у Марии — совсем «взрослая» конференция по ядерной спектроскопии и структуре атомных ядер, это уже «выход на другой уровень» и по квалификации и по возможностям.

Наверное, выбор кремния в качестве объекта для исследований оказался не случайным, ведь одно её увлечений — различные поделки из полимерной глины. Полимерная глина (в которой, разумеется, немало кремния) — удивительный материал. Казалось бы, из довольно простого вещества получаются весьма разнообразные поделки — большие скульптуры, куклы и сказочные персонажи, реалистичные цветы и целые цветочные композиции, украшения, всевозможная миниатюра.

И с этой творческой работой у Маши всё получается хорошо. Любой желающий может убедиться в этом, посетив небольшую группу в социальной сети «Вконтакте» (Just Little Things by Maria Markova) А ещё у неё есть рисунки и множество других различных художественных произведений.

Пожелаем Марии Марковой и дальнейших творческих успехов во всех, доступных ей проявлениях!

Доцент Е.В. Широков

Назад