Бально-рейтинговая система в курсе физики атомного ядра и частиц на физическом факультете

Ни для кого не секрет, что все возможные рейтинги и системы оценивания прочно вошли в нашу жизнь. Рейтинги используются буквально везде, начиная от качества работы губернаторов и кончая успехами учащихся начальных классов.

Разумеется, правильно составленный рейтинг может очень сильно помочь в учебном процессе, причём не только преподавателю, но и учащимся, помочь обратить внимание на сложные темы или на какие-то индивидуальные недоработки.

На физическом факультете МГУ уже несколько лет идёт интенсивное внедрение разных форм бально-рейтинговых систем (БРС). Особый смысл этот метод оценивания имеет на младших курсах, когда студент только привыкает к факультетской системе. Активно используется БРС в математических дисциплинах, хотя в каждом математическом курсе есть и свои особенности. Используется данная система и в общих курсах физики.

Курс физики атомного ядра частиц, читаемый студентам в 3-м семестре кафедрой общей ядерной физики тоже содержит в себе элементы БРС, как составляющей общей системы обучения. Однако, разумеется, данная система в этом курсе тоже имеет свои особенности.

В целом учёт успеваемости студентов в курсе физики атомного ядра и частиц опирается на результаты семинарских занятий, тестирования, а также на дополнительные результаты, например, мини-контрольных на лекциях. Важной частью учебного процесса является ядерный практикум, однако учёт его результатов в общей бально-рейтинговой системе является непростой задачей и требует тщательной доработки.

Стандартная формула для БРС в курсе физики ядра и частиц выглядит довольно просто — 60% от балла составляет работа на семинарах, 30%-тестирования (их, стандартно, 2 в течение семестра) и 10%-иные достижения в течение семестра. При наборе 75-80 баллов из 100 возможных студент обеспечивает себе «зачёт-автомат».

Важной частью дискуссии о БРС является вопрос о влиянии баллов, полученных в семестре на оценку экзамена. Кафедра общей ядерной физики придерживается в этой дискуссии той точки зрения, что хорошие баллы БРС могут улучшить (в определённой степени) оценку на экзамене, а вот если даже баллы студента в семестре не слишком высоки, но при подготовке к экзамену он постарался и отвечает хорошо, то итоговая оценка экзамена не должна снижаться, а ставится на основании самого ответа.

Разумеется, неправильной является практика, когда студент в конце семестра слышит-«На экзамене Вы выше…не получите». Это, очевидно, вовсе не способствует хорошей подготовке к экзаменам, на против, заведомо зная, что «ничего выше..» не будет, студент может махнуть рукой и плохо готовится, а то и не готовится вовсе. А вот что касается получения зачёта, то вполне логично связать лёгкость (или, напротив, сложность) его получения с успехами (или «успехами») студента в семестре.

Статистика последних лед показывает, что подходы, которые используются при построении БРС в курсе физики атомного ядра и частиц-правильные. Важным свидетельством является общая посещаемость занятий, в том числе и лекций, а также посещаемость тестирований. Так, если в 2013 г. Число студентов, не прошедших тестирование в установленный срок составляло порядка 10-12% от общего числа студентов, то в 2014 эта цифра снизилась до 8-9 процентов, а в 2015 г — до 6%

Уже говорилось о пользе правильно построенной БРС для самих студентов. Это приводит и к увеличению числа «автоматчиков» в конце семестра, только за последние 3 года их процент вырос с 15-17 до 20-22% от общего числа студентов.

Профессор Б.С. Ишханов

Назад