Что означает Web of Science или Scopus для отечествен ного исследователя?

В последние годы в организационном поле науки и высшего образования появились очень любопытные начинания. Вначале отечественных ученых и преподавателей высшей школы начали учить академическому письму, утверждая, что написание статьи это тоже наука и этому следует учить серьезно и основательно. Хотя, как легко понять, это вовсе не наука, а ремесло и человек, имеющий высшее образование такому ремеслу может обучиться самостоятельно. Если же эту задачу он действительно не может решить самостоятельно, то и в науке, и в высшей школе ему вряд ли найдется подобающее место. Более того, обучение академическому письму это скорее попытка исследователя превратить в ремесленника средних способностей, нивелируя творческую составляющую.

Не останавливаясь на достигнутом в связи с вхождением в библиографические базы Web of Science and Scopus последовала попытка формализовать структуру статьи (объем аннотации, количество ссылок и пр.) превращая отечественных ученых то ли в туземцев, то ли папуасов. (См. Методические рекомендации по подготовке и оформлению научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных. Минобрнауки РФ. Ассоциация научных редакторов и издателей. М. 2017). Непомерные формальные требования (касающиеся содержания, цитирования, библиографии, перевода на английский и т.д.) к научным публикациям затрудняют работу настоящих ученых.

Инициированная Минобрнауки РФ публикационная лихорадка вокруг журналов, включенных в международные библиографические базы Web of Science and Scopus, в контексте российской науки и высшей школы явление совсем не тривиальное [1]. Прежде всего, она парализует нормальную работу отечественных научных журналов, одновременно напоминая печально известную инициативу Сороса, направленную на «поддержку» ученых стран постсоветского пространства. Но если тогда научные достижения советских ученых были скуплены по бросовым ценам, то сегодня российские ученые, вынуждаемые к публикации результатов своих исследований в зарубежных журналах, в первоочередном порядке знакомя зарубежных специалистов с достижениями российской науки, должны ещё и оплачивать эти публикации. По сути своей это ни что иное как «Сорос-2», но в более изощренном исполнении. Кто-то, видимо, решил подогнать всю нашу науку и наши статьи под стандарт, принятый на Западе.

Требование публиковать рукописи в журналах, состоящих в перечне Web of Science и Scopus на английском языке, принижает престиж русскоязычных отечественных научных журналов. Да к тому же для отечественных исследователей такие публикации не всегда могут оказаться доступными для ознакомления, по крайней мере, на этапе их выхода.

Складывающееся положение разрушительным образом скажется не только на отечественных научных изданиях, но и в целом на научных исследованиях. В то же время в конкурсах с участием вузов, которые объявляет Минобрнауки РФ, устанавливается критерий по числу работ, учтенных в Web of Science и Scopus. А затем эти требования воспроизводятся менеджментом отечественных вузов, готовых, не от хорошей жизни, конечно, рассчитывая на дополнительное бюджетное финансирование, идти на принятие неоправданных подлинной необходимостью решений, которые будучи растянуты во времени, могут в дальнейшем нанести непоправимый урон высшей школе и отечественной науке.

Несколько по-иному выглядит ситуация, когда речь идет о попадании отечественных журналов в число изданий, индексируемых мировыми информационными платформами. В этом случае можно было бы рассчитывать на повышение престижа российской науки в глазах мировой научной общественности. Но и здесь возникает ряд проблем. В частности, появились требования к отечественным научным журналам, претендующим на попадание в международные наукометрические базы данных, иметь в каждом номере определенный процент публикаций на английском языке, привлекать в обязательном порядке зарубежных авторов с высокими наукометрическими показателями, выплачивая им солидные гонорары, и лишь за тем, чтобы иметь «топовый» журнал. Разве это может сказаться на уровне научных исследований в стране в той или иной области науки? Ведь в сущности, это конъюнктурные действия с непредсказуемыми последствиями, принижающие значение русского языка как средства научного общения и отрицающие высокий уровень работ отечественных ученых. Всё чаще появляются публикации в соавторстве с зарубежными специалистами, в которых отечественным ученым отводятся вторые роли.

Следует также отметить, что продвижение журналов в любые базы, не только мировые, но и отечественные далеко не всегда работает на повышение качества и научного уровня изданий, превращая их подчас в коммерческое предприятие. Достаточно заглянуть на многочисленные сайты интернета, чтобы в этом убедиться.

Ведь конечной целью публикационной деятельности должно было бы стать повышение уровня проводимых отечественными авторами научных исследований. Если имеется научная школа или научная группа, способная производить результаты мирового уровня, то вопросы их опубликования в «топовых» журналах должны решаться сами собой. Но об этом, похоже, никто не заботится.

В действительности же, борьба развернулась за повышение наукометрических показателей отдельных авторов и отдельных вузов. Всё это делается лишь затем, чтобы занять более высокую позицию в международных и национальных рейтингах вузов, которые в настоящее время иначе как эфемерными, не назовешь, имея в виду необходимость решения реальных проблем совершенствования отечественной системы образования, повышения качества научных исследований и качества основных образовательных программ высшей школы.

В итоге использование наукометрических показателей для прохождения по конкурсу, апробации научной активности научных работников и преподавателей высшей школы может привести к потере действительно ценных людей и интересных идей. Многочисленные межвузовские сборники, которые у нас в стране традиционно выпускаются вузами и научными школами, тезисы и материалы выступлений на крупных научных конференциях вообще никто не учитывает, и ни для одного рейтинга они не нужны. А ведь именно там зачастую печатаются важные и ценные результаты аспирантов и докторантов, преподавателей вузов, действующих ученых.

Настало время, когда оценка труда учёных производится не по их реальному вкладу в науку, а по количеству высоко рейтинговых статей, опубликованных в «нужных» журналах. Известно множество примеров, когда публикации ошибочных результатов имели «фантастический» индекс цитируемости.

Проведенный анализ доступной библиометрической информации показывает, что гонка за наукометрическими показателями разворачивается преимущественно в странах с переходной экономикой, отражая процесс глобализации в науке. У представителей научной общественности экономически преуспевающих стран эти проблемы остаются вне поля зрения. Для них дико выглядит сюжет о стимулирующих выплатах за публикации результатов научных исследований в определенных журналах. Поэтому стоит ли стремиться играть на чужой территории по чужим правилам, заставляя себя принимать мерки и критерии, задаваемые извне, носителями чужого языка и чужой культуры? Ведь, как известно, «насильно мил не будешь».

Многие могут возразить, утверждая, что наука является интернациональной сферой человеческой деятельности. Да, действительно это так. Но в каждой стране наука имеет свое лицо, обладает определенными особенностями, которые должны, прежде всего, найти отражение на страницах отечественных печатных изданий и уж, затем приняты мировым сообществом ученых.

То, что происходит сегодня, иначе как административным прессингом не назовешь, поскольку вузы, за редким исключением, находятся в сложном финансовом положении и нацелены на получение дополнительного бюджетного финансирования. Поиск взвешенных решений задача сложная и в нынешней ситуации трудно решаемая. Погоня за рейтингами, которая выхолащивает разумное начало и в науке, и в образовании, подавляет рациональную составляющую.

Главное, как всегда, это соблюдение меры между национальным и интернациональным, корпоративными интересами журналов и интересами ученых, сочетании формальных требований и требований свободного изложения результатов научных исследований. Принимая те или иные решения, давайте исходить из уважения к отечественной науке и отечественным ученым, профессорско-преподавательскому составу высшей школы!

Заслуженный работник высшей школы,

профессор В.С. Сенашенко

Назад