Три дня из жизни Евгении Стасюк

В конце августа 1941 года критическая ситуация сложилась под Ленинградом. Группа армий генерал-фельдмаршала фон Лееба, прорвав Лужский рубеж, 29 августа вышла к Колпино. Фашисты рвались к стратегическому объекту — Ижорскому заводу, но были остановлены бойцами — добровольцами Ижорского батальона.

Идущие в бессмертие. Добровольцы-ленинградцы.

В последний день августа командир роты ижорцев Владимир Горбушин обратился в райком ВКБ(б) с просьбой прислать новую санитарку вместо раненной. На месте оказалась Женя Стасюк, она и была отправлена на передовую.

Так девятнадцатилетняя Евгения оказалась в окопах 289 отдельного пулеметно-артиллерийского батальона. Было холодно, шел дождь, тяжелые сапоги вязли в грязи.

В ночь с 3 на 4 сентября началось немецкое наступление. Раненые, поступающие на перевязочный пункт, рассказывали о сложной обстановке. Затем пришло известие о гибели командира, молодые необстрелянные бойцы начали отступать. Взяв автомат у раненного бойца, Женя вылезла из окопа — навстречу ей бежали отступающие.

Тонкий девичий крик заставил бойцов остановиться.

Не знаю, что Женя кричала им в лицо.

Но они остановились и пошли за ней. Заняли оставленные окопы.

Отбили атаку, потом еще одну, еще две.

Враг отступил.

Рано утром штаб прислал строевого командира, которому Женя сдала командование.

Затем начался очередной артобстрел и Женя была убита.

Так прошли три фронтовых дня Евгении Стасюк.

Фашисты так и не перешли рубеж, на котором их остановили бойцы под командованием Евгении Стасюк.

Бойцы рабочего батальона.

Могила Жени не сохранилась. Вероятно, ее прах покоится на территории Ижорского завода, где, весной 1942 года, во избежание эпидемии, были кремированы в печах его цехов останки около шести тысяч погибших защитников города.

Можно отметить, что Женя была инвалидом с детства — «хромоножка» — последствия родовой травмы. В армию, в медсестры, ее, естественно, не брали. Проявив настойчивость и упрямство, она добилась зачисления на курсы медсестер и так попала в число сандружинниц добровольческого формирования Ижорского завода, где она успела поработать совсем немного после окончания школы.

Добавлю.

За годы войны отдали свою жизнь и пропали без вести 84 793 медика. Из них 5 319 врачей, 9 198 средних медицинских работников, 22 723 санитарных инструктора, 47 553 санитара и санитара-носильщика.

На долю девушек-санитарок и санинструкторов в годы войны пришлось 88% всех потерь медицинских работников!

Такова была цена Победы.

Назад