Удивительная книга о Великой Отечественной войне

Ко Дню Защитника Отечества

Прочтите эту книгу

Удивительную книгу удалось прочитать недавно — «Дневник войны». Мурманск: Опимах, 2014. — 440 с. Это дневник, который вел во время Великой Отечественной войны первый секретарь Мурманского областного комитета ВКП(б) генерал-майор Максим Иванович Старостин. Он был кандидатом в члены ЦК ВКП(б), депутатом Верховного Совета СССР, председателем областного Комитета обороны, член Военного совета 14 армии, член Военного совета Северного Военно-Морского флота. За время войны дневник велся почти ежедневно. Неясно, из каких соображений он пошел на такое явное нарушение дисциплины — дневник содержит явно секретные сведения, и вести его во время войны в прифронтовом городе человеку, занимающему столь ответственный пост, непростительно. Попади такой дневник в руки врагу, он бы стал источником ценнейшей информации. Из его же дневника видно, как тщательно допрашивались немецкие пленные, скрупулезно изучались любые документы врага.

Но зато теперь мы имеем уникальный документ! Подобных документов просто нет. Все многочисленные художественные произведения содержат много вымысла; воспоминания о войне не в счет: человеческая память не способна удержать столь подробную информацию за такой длительный срок.

М.И. Старостин — боец ЧОН (части особого назначения). Начало 20 г.

Судьба М.И. Старостина типична для комсомольцев 20-х годов. В 1920 г. он возглавил райком комсомола станции Иркутск. А дальше, куда только не бросала его партия. Но практически все время он был связан с армией. Эта связь, если не считать участие в партизанских действиях и борьбу с бандами, в которой он участвовал как комсомолец — боец ЧОН, началась после решения XIII съезда партии об усилении партийного влияния в армии. А дальше — сначала политбоец в военных действиях на КВЖД (Компьютер подчеркивает слово — не известно, что это? Сейчас это слово забыто, а в жаркие дни 41года оно было хорошо известно. Политбойцы — это те члены ВКП(б), зачастую просто рядовые, в задачу которых входило первыми подниматься в атаку и не допускать оставление поля боя без приказа), политрук, секретарь бюро. Максим Иванович Старостин все время учился, в 1938 г. закончил Военно-инженерную академию РККА имени Куйбышева, затем непродолжительное время работал в Военно-Строительном Управлении РККА, военном отделе ЦК ВКП(б). Старостин не только комсомольский, партийный работник, он — воин, партизан, строитель. В 1939 г. он был направлен в недавно созданную Мурманскую область и возглавил обком ВКП(б), и возглавлял его до мая 1945г. Под его руководством создавалась оргструктура области, промышленность, рыбная отрасль, знаменитая Полярная дивизия, Мурманский пограничный округ, строились укрепрайоны — тогда хорошо знали, что «Завтра — война».

Чтение дневника приводит в восхищение — ну и винтики были у Сталина! Эрудиция, кругозор, компетентность во многих вопросах, желание знаний, принципиальность, требовательность и внимательность к людям и себе, исполнительность, смелость в принятии решений и умение доказывать свою правоту перед любым начальством и, конечно, беспредельная вера в правоту своего дела, в годы ведения дневника — убежденность в неизбежности Победы.

Да, Максим Иванович Старостин, был, как говорит русская пословица, и швец, и жнец, и на дуде игрец. И даже больше.

В СССР во время войны было только три крупных областных города, устоявших перед натиском врага и сумевших продолжить выполнение своих главных функций — Ленинград, Тула и Мурманск. Причем Мурманск, несмотря на более разрушительные потери, чем Ленинград (об этом в воспоминаниях приводятся свидетельства очевидцев, бывших и в Ленинграде и в Мурманске) выполнял важнейшую задачу по приему помощи наших союзников, как единственный незамерзающий порт СССР, как город, обеспечивающий поддержку Северному флоту, и как важнейший снабженец страны рыбой.

Трудно представить себе спектр задач, которые ему приходилось решать. Как глава ГКО он отвечал за все, что делалось в области — в прямом и переносном смысле. С него спрашивали все, начиная с Председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина, а он отвечал буквально за все, что происходило в Мурманской области.

Важнейшая задача Старостина состояла в координации действий различных ведомств: Красная Армия, Северный Военно-Морской флот, железная дорога, морской транспорт, НКВД, МИД, лесная промышленность, рыбная промышленность. Представителям всех ведомств была свойственна определенная местечковость, все представители жаловались сразу в Москву, поэтому объединить и направить всех на решение главных задач было порой непросто. При этом нельзя было применять излишнюю власть, которой он обладал: ему предстояло с представителями этих ведомств вместе выполнять сложнейшие задачи в дальнейшем.

Автор воспоминаний приводит многочисленные факты, которые могут показаться просто шокирующими.

Например, 24 июля 1941 г. отступающие немцы встречены пулеметным огнем своего загранотряда — отступление остановлено. Факт использования химического оружия немцами, да это было именно здесь! Бои в начале августа 41 г., первый бой нашего полка. Солдаты полка разбегаются, их собирают по лесам, и (!) для наведения порядка расстреливают 25 человек.

Первые выходы за линию фронта партизанских отрядов, сформированных из лучших комсомольцев и партийцев, — это, учитывая практически полное отсутствие населения и суровость климата, экстремальнейшее мероприятие. И не все выдерживают, есть убитые, раненые, обмороженные, сошедшие с ума, в отряде пришлось расстрелять смалодушничавших. А девчушки выдержали, задавали тон.

Декабрь 41-го — в частях выдают по 300 г хлеба (!), отмечены десятки случаев смертей от истощения. И в это же время командарм пьянствует, не появляется в штабе, на передовой. Чтобы его сняли, Старостин ведет долгую борьбу. Представители военной прокуратуры ведут аморальный образ жизни.

А с другой стороны. Наши летчики-истребители, проигрывая немецким самолетам в скорости, навязывают врагу свой стиль — таран. В пургу заносит машину, везущую на передовую сухари, через несколько дней откопали полуживого водителя, который не притронулся к сухарям. Мол, нельзя! Есть приказ, запрещающий вскрывать груз. Или Старостин встречает случайно на улице старого друга, еще по комсомольской работе в начале 20-х годов. Тот сейчас командир батальона моряков, и он просит, по старой дружбе, его направить быстрее на передовую. Это блат по-советски.

Голодает не только армия, голодает население. Дети и большая часть женщин вывезены из города в область или дальше, учитывая опасность проезда по морю или по железной дороге, можно сказать на материк. Но Старостин сначала препятствует вывозу оборудования, а затем организует на месте производство ППШ, минометов, боеприпасов, И все это в условиях страшного дефицита, когда расход материалов, их перевозку надо обязательно согласовывать с центром. В условиях ограниченности резервов, когда все учитывается, распределяется и перераспределяется только центром: бензин, уголь, вагоны, машины, лошади, отруби и сено, продовольствие, медикаменты, одежда, обувь, вооружение, строители и строительные материалы, грузчики, заключенные, солдаты. Трудно представить, как все это делалось без компьютеров и при плохой связи. Но делалось. А тут еще прибывают первые транспорты с ленд-лизом, Сталин лично распределяет зенитки, самолеты. В области не хватает самолетов, зениток для обороны города, прикрытия порта, железной дороги, судов. Не хватает и рабочих рук.

Немцы прекрасно понимают значение Мурманска и прикладывают все силы, чтобы уничтожить город. Это удается. Города практически нет. Деревянные дома сожжены, в городе нет ни одного неповрежденного капитального дома.

Остались только люди — Советские Люди.

«Враги сожгли родную хату»

Бомбежки продолжаются всю ночь, что изматывает жителей. Над городом днем летают истребители врага, поливающие людей из пулеметов, при этом воздушные тревоги не объявляют — ведь не бомбежки же! Как в таких условиях жили и работали люди, невозможно представить. Моряки из США, Канады, Англии и не понимали — автор приводит их свидетельства, в которых выражается восхищение мужеством тружеников города, бойцов Красной Армии. Особенно вызывают восхищение у иностранцев женщины.

Но не только военные проблемы решает первый секретарь обкома. Старостин на заседании облисполкома распекает работников аппарата за то, что средства, выделенные центром на образование, здравоохранение, развитие города, сельского хозяйства израсходованы не полностью. Как тут не вспомнить: «Денег нет, но вы держитесь!».

И есть результаты: центр изучает причины, которые приводят в прифронтовой области к хорошим результатам, показываемым школьниками и выпускниками школ области; в скале расширяется бомбоубежище для того, чтобы его можно было использовать для организации театральных представлений, строят дома для рыбаков.

М.И. Старостин приводит совсем не героические примеры поведения, поступков летчиков, моряков, солдат, партизан, нквдешников, партийных работников, работников прокуратуры, служащих, иностранцев. Рассмотрением их проступков, преступлений, наказаний — во всем автору дневника приходилось участвовать.

Конечно, много в его воспоминаниях и героев, известных и неизвестных: подводники Лунин и Фисанович; летчики Сафонов и Хлобыстов; капитан судна «Старый большевик» Афанасьев; рыбаки, беззащитные от немецких самолетов и подводных лодок, но выходящие на промысел и перевыполняющие план, хотя не всем удавалось вернуться домой; инженеры, погибающие при испытаниях опытных образцов вооружения, которое делается по собственной инициативе, но конечно, с ведома центра; партизаны, уходящие полярной ночью за линию фронта; водолазы, продолжающие ремонт судна под бомбежками врага; оленеводы, вывозящие раненых на волокушах; грузчики, измотанные непосильным трудом; моряки, остающиеся на эсминце, у которого оторвало корму, и погибающие в штормовом море; экипажи 13-ти (!!!) торпедоносцев, погибающие в одной атаке на хорошо защищенный конвой врага (Вот что значит: «Смерть немецким оккупантам!»); полуголодные дети, собирающие баранки для продовольственных посылок для фронта и многие, многие другие.

18 января с.г. в день 75-летия прорыва блокады Ленинграда президент России Владимир Владимирович Путин возложил красные розы к монументу «Рубежный камень» в военно-историческом комплексе «Невский пятачок» и посетил музей-заповедник «Прорыв».

Президент и сопровождающие его лица посмотрели отрывки из нового фильма «Рубеж». Главный герой фильма узнает, что его дед воевал на «Невском пятачке», и переносится в самый разгар боев под Ленинградом.

Давайте и мы с вами перенесемся во времени и окажемся на месте командира одного из этих торпедоносцев, атакующих конвой врага.

Что такое торпедоносец? Возможно, вы видели фильм «Торпедоносцы», В этом случае вы имели возможность получить представление о психологических нагрузках летчиков. Но данные о потерях торпедоносной авиации, которые опубликованы в наше время, передают это лучше: потери были просто страшные.

Во время Великой Отечественной войны торпедоносцы использовали низковысотное торпедометание, при котором самолёт снижался до высот 20-100 м и сбрасывал торпеду, находясь на дистанции в несколько сотен метров от цели. Преждевременное сбрасывание могло привести к тому, что торпеда отражалась от воды и перепрыгивала корабль. Поэтому торпедоносец должен был преодолеть огонь кораблей охраны и на бреющем полёте, сохраняя курс, подлететь к цели. Зенитная артиллерии к тому времени использовала ПУАЗО (Прибор управления артиллерийским зенитным огнем, который определяет координаты и скорость самолета и позволяет вести огонь в точку его прихода). Все это делало полеты торпедоносцев смертельно опасными. Летчиков торпедоносцев часто называли смертниками. Это не пустые слова. Потери среди торпедоносцев в Великой Отечественной войне были самыми высокими по ВВС РККА: 4 боевых вылета на самолёте-торпедоносеце, против 11 у штурмовиков, 48 у бомбардировщиков и 62 у истребителей.

Ну а сейчас, получив представление о том, что такое торпедоносец, вообразите себя за штурвалом на месте командира. Экипаж 3-5 человек. В налете участвуют несколько экипажей. Ваше звено не первое.

Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей Степанович Хлобыстов (1918 – 1943), совершил 335 боевых вылетов, в которых сбил 7 самолетов лично (три тараном) и 24 в группе. Эта статистика отлично определяет Алексея Степановича.

И вы прекрасно видите, как падают в воду, как горят самолеты ваших товарищей, как они выпрыгивают (без парашютов) из горящих самолетов.

По рации слышны их голоса.

Ваш черед…

И с песней

«Так что ж, друзья,

коль наш черед,

Да будет сталь крепка!

Пусть наше сердце

не замрет,

Не задрожит рука».

Вариант. Не снизились до необходимой высоты (страшно) — торпеда рикошетировала. Тогда вам предстоит неприятный разговор в органах. И будут заданы вопросы: «Вы знаете, сколько стоит торпеда, которую собирают полуголодные дети и женщины в то время когда вы здесь жируете на спецпитании? Фотографии показали, что торпеда прошла мимо, так как вы не спустились на необходимую высоту. Вы — трус или …враг?».

Или нет, вы же умный! Еще до подлета к конвою, вы изобразили неполадки с двигателем, и вам удалось благополучно сесть на немецкий аэродром.

Городской пейзаж

Обсуждаются, конечно, и задачи, поставленные правительством и партией — он же первый секретарь Мурманского областного комитета ВКП(б), проекты решений обкома, докладов на заседаниях разного рода. Так на торжественном заседании, посвященном Великому Октябрю, у присутствующих иностранцев вызвало оживление утверждение Старостина о том, что у нас в стране нет Квислингов и Патенов, то есть пятой колонны. Старостину доступна важнейшая секретная информация. Приводятся очень интересные данные цензуры, полученные путем чтения писем бойцов и горожан. Масштабы такой работы: вскрыто 550000 писем, негативные высказывания разного рода только в 4000! Обзор и материалы зарубежной прессы, в том числе, финской, немецкой. История поставок по ленд-лизу, прибытия и приема высокопоставленных представителей союзников в СССР, благодаря книге, становится наглядной

Удивительно, но, ни голод, ни холод, ни бомбы врага не могли им помешать не только трудиться, но и в течение суток (!) перевыполнить новый военный заем, провести ежегодный Праздник Севера, лыжный кросс, футбольную встречу с моряками-иностранцами.

Книгу читать трудно. Утомительно повторяются в ежедневных записях перечисление воздушных тревог, типы и числе самолетов, участвовавших в авианалетах; убитые и раненые в городах области; содержание звонков в Москву, в которых обсуждаются размеры и сроки различных поставок; переговоры с армейскими и флотскими начальниками; разборки с нарушителями партийной дисциплины; результаты осмотра порта, общежитий, госпиталей, заводов, колхозов, посещение частей, обсуждение приема иностранцев и т.п.

Но, только прочитав дневник, можно прикоснуться к живой, настоящей истории и осознать величие подвига, совершенного советским народом в Великой Отечественной войне.

Книга содержит множество фактов, которые могут представлять значительный интерес для упертых русофобов (типа, русский поп — проводник фашистских диверсантов; бегство с боевых позиций красноармейцев), ярых антисоветчиков (примеры пьянства партийных и советских руководителей; или вопиющий случай, когда первыми покидают гибнущий корабль командир и его зам. — коммунисты! и т.п.). Но только умнейшие из подобных читателей, прочтя книгу, осознают бесперспективность своих убеждений.

В апреле 1945 г. Максима Ивановича Старостина отзывают в Москву, в аппарат ЦК ВКП(б). Победу в Мурманске отмечают уже с другим первым секретарем. Это расстроило, даже обидело Максима Ивановича. Он не осознал всей важности своего нового назначения. Хорошо известно, что кадры решают всё! А так как в ходе войны были потеряны многие лучшие люди страны, М.И. Старостина направляют на наиважнейший участок работы. Вскоре он стал заместителем министра Госконтроля СССР по кадрам. По утверждению издателя книги, на этом посту Максим Иванович Старостин и погиб — его отравили во время одной инспекционной поездки на Кавказ. Он погиб, как и сто лет до него Казарский, в борьбе с коррупцией.

Р.S. В энциклопедическом лексиконе «Кольский Север» в статье «Максим Иванович Старостин» указано: воинское звание — полковник, хотя был Максим Иванович генерал-майором. И приведена фотография М.И. Старостина в кителе с генеральскими погонами!

Показеев К.В.

Назад