ВОСПОМИНАНИЯ О ГЕННАДИИ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ ЧИЖОВЕ – ЧЕЛОВЕКЕ И УЧИТЕЛЕ

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники.

Томас Фуллер (1654–1734)

Память о близком человеке — избирательна, и вряд ли можно предъявить требования объективности оценки, тем более если временной промежуток не только охватывает полвека, но включает события, которые изменили не только жизнь отдельного человека, но и основных общественных институтов — самой страны. Эти отрывочные воспоминания — не только о Геннадии Александровиче Чижове (далее ГА), ушедшем от нас 10 февраля 2020 года, боровшемся с тяжелым заболеванием, продолжавшем нести свои знания студентам до последних дней жизни, но о поколении, сформировавшемся в конце 60-х годов XX века, о нашем университете — МГУ имени М.В. Ломоносова, о физическом факультете, о кафедре теоретической физики.

Воспоминания высвечивают счастливое время 1965 года, год поступления ГА на физический факультет, когда чувства ожидания в преддверии важных открытий, осознанной личной ответственности за претворение грандиозных планов удивительным образом сочетались с пьянящим чувством свободы. Это было время, когда спор между физиками и лириками был решен в пользу физиков, о чем свидетельствовали цифры конкурса на естественные и гуманитарные факультеты, но такова уж университетская жизнь: физики и лирики не просто проживали на одной территории, а организовывали совместные вечера, приглашали в гости — и на факультетский праздник Архимеда, и на лекции своих профессоров. Так и состоялось знакомство первокурсников физического и филологического факультетов, среди которых были ГА и я, тогда только приехавшая после окончания школы в Ташкенте, впервые оказавшаяся оторванной от семьи, осознавшая, насколько мизерны мои знания античной литературы, напуганная необходимостью учить сразу несколько мертвых языков. А студенты-физики бравировали своими познаниями, как Павел Елютин — в области литературы и языков, сочиняли стихи, исполняли песни собственного сочинения, как Паша Пятаков, чей сын ныне профессор физического факультета. Нас, студенток филологического факультета, поражало осознание физиками собственной значимости, а также глобальности задач, которые предстоит решить. Нас, филологинь, завораживал мир глобальных проектов по астрофизике в изложении Джона Уилера, лекции по философии профессора Воробьёва, музыкальные вечера Дмитрия Владимировича Гальцова.

ГА, тогда еще Гена, поражал уже тогда, в конце 60-х, знаниями в самых различных сферах — математике, и физике, и химии, и биологии, и философии — как я много раз говаривала, много сундуков сведений хранятся в его голове, и при необходимости он отвечал на самые разные вопросы или точно знал, в каких разделах библиотеки и у какого автора следует искать ответ. И дружбу студенты-физики того набора 1965 года сумели пронести и по сей день, за что я искренне благодарю Павла Вячеславовича Елютина, Павла Александровича Пятакова и Игоря Николаевича Мишустина, за их поддержку и внимание, за благодатную память…

Казалось, ничто не способно было омрачить радужных надежд, да и работа в семинаре Я.Б. Зельдовича, а затем поступление ГА в аспирантуру на кафедру теоретической физики под руководством А.А. Соколова, лауреата Сталинской и Ломоносовской премий, затем подготовка диссертации на тему «Излучение частиц в электромагнитных полях и сильных полях тяготения» под руководством И.М. Тернова, а затем и работа младшим научным сотрудником на родной кафедре сулили блистательные перспективы. Но интересы ГА определялись, прежде всего, преподавательской деятельностью, чему способствовали работа в СУНЦ еще с аспирантских времен, встреча с академиком А.Н. Колмогоровым и его командой, а затем и многолетнее преподавание, что привело к формированию принципов работы со студентами физического факультета.

Помнится, как-то обсуждался вопрос о значимости речевого узуса в формировании образа лектора, роли слова, с помощью которого формируются, хранятся и передаются знания, ГА говорил о роли В.В. Петкевича в осознании ответственности педагога за выбор слова для презентации научного понятия – именно под влиянием В.В. Петкевича сформировался особый стиль подготовки и чтения лекций по курсу теоретической механики в преподавательской деятельности ГА. Образцом преподавателя университетского типа для ГА всегда была и Ольга Серафимовна Павлова, чей пример был и для меня очень важным.

В результате длинного пути преподавательской деятельности ГА особо гордился курсом астрофизики и космологии, кроме того вышла его книга в соавторстве с В.Р. Халиловым «Динамика классических систем», а серию лекций по курсу «Механика сплошных сред» можно слушать на портале YOUTUBE и ныне.

Геннадий Александрович Чижов – 70-ые годы

Волна памяти позволяет отчетливо увидеть то счастливое время, когда академик Юрий Владимирович Рождественский, в своей квартире на ул. Марии Ульяновой, недалеко от Университета, обсуждал назревшую необходимость создать терминологический тезаурус по фундаментальным наукам для формирования интеллектуальной базы во второй половине XX века. Подобный проект выполнить возможно было только в первом университете страны, при условии создании единой команды представителей разных

наук. Энтузиазм Ю.В. Рождественского, его опыт лексикографического труда в истории разных цивилизаций, знание проблематики семиотики и когнитивной лингвистики (Юрий Владимирович Рождественский возглавлял в тот период старейшую кафедру общего и сравнительно-исторического языкознания на филологическом факультете МГУ, где работала и я, супруга ГА) – привлекли ГА, и в результате появился совместный труд ГА и П.В. Елютина «Словарь-справочник по элементарной физике», многократно переиздававшийся впоследствии.

Еще память высвечивает один из моментов, в которых соединились профессиональные и личностные характеристики ГА, – отношение к работе в филиале МГУ в г. Севастополе, тогда ещё на территории Украины. ГА считал своим патриотическим долгом участвовать в работе филиала, сформировать базу научного влияния и российской поддержки города-героя. Так случилось, что именно во время событий весны 2014 года ГА был в Севастополе, и по прибытии в Москву рассказывал о тех событиях с гордостью и воодушевлением.

ГА отчетливо осознавал влияние изменившихся социальных условий и системы этических норм, а также технологий на формирование подрастающего поколения – он многократно подчеркивал необходимость сохранения российской идентичности и поддержки преемственности культуры. Приведу его слова: «Ускорение обмена информацией является главной задачей современного развития, поэтому особую роль играют процессы обмена идеями, а не результатами. Информационные технологии существенно увеличили производительность интеллектуального труда, что привело к дефициту идей, а не готовых продуктов… Информационные технологии создали определенную ноосферу... Перед нами трудные задачи: построение моделей и получение оценок (асимптотические решения) и разработка эффективной системы коммуникации (обмен идеями)… Думать всегда трудно, запоминать правила – легко… Физика становится базовым предметом формирования культурных ценностей».

Естественное продолжение интересов ГА – преподавание физики в школе, участие в работе ФИПИ по созданию базы ЕГЭ по физике. Нужно заметить, что ГА последовательно отстаивал ведущее место знаний по физике в формировании картины мира учащегося, отсюда следовала мотивация в продвижении цели – сделать экзамен по физике обязательным экзаменом при окончании средней школы. Здесь важно подчеркнуть, что ГА считал необходимым, прежде всего, осознать новые требования при подготовке учителя средней школы с обязательным условием формирования речевых навыков учителя при общении с учениками в учебном процессе. Эту идею ГА реализовал на протяжении всей своей педагогической деятельности, в том числе – в серии курсов на факультете педагогического образования МГУ в последние годы жизни: «Методика преподавания школьного курса физики», «Научные основы, история и методология школьного курса физики», «Программа практикума по методике преподавания школьного курса физики».

Принципы подхода к формированию знаний у школьников явно сформулированы ГА следующим образом: «В курсе лекций рассматривается построение эффективной методики преподавания физики в школе, базирующейся на принципах научного познания. Изучение физики в этом подходе базируется на развитии методов доказательного рассуждения, опирающихся на фундаментальные физические законы. Рассматриваются многочисленные примеры применения этого подхода для решения задач различного уровня, от простейших до олимпиадных. Значительное внимание уделяется построению моделей, качественным задачам, методам размерных оценок, приближенным вычислениям». Подчеркну важные для ГА позиции: отстаивание важности качественных задач и формирование навыков доказательных рассуждений в курсах физики в средней и высшей школах.

Еще звучат слова ГА: «Предмет физики в системе среднего образования рассматривается как базовый элемент современной культуры, основанный на широком использовании методов логического мышления в сфере познания, доказательного рассуждения и развития коммуникативных навыков учащихся, опирающегося на эксперимент. Анализируется соотношение вербальной, графической и аналитической форм представления информации для решения задач. В курсе прослеживается становление физико-математических наук и формирование современного физико-математического описания». И далее: «…физика является важнейшим предметом, формирующим представление о научном методе познания, языках представления информации и принципах доказательных рассуждений. Общественный характер научного познания требует развития определенных коммуникативных навыков, специфичных для разных областей. Изучение основных принципов эффективной коммуникации (риторики, коммуникативной грамматики) является неотъемлемой частью предмета физики». Поистине – пророческие слова.

Трудно остановиться в воспоминаниях о ГА, о полувековом совместном пути – в кругу семьи, в Университете, в стране. Переполняют слова благодарности физическому факультету МГУ имени М.В. Ломоносова, всем сотрудникам кафедры теоретической физики, чья поддержка ощущалась на всех этапах жизненного пути Геннадия Александровича Чижова.

Поклон Вам, дорогие коллеги, от всей семьи и от меня лично –

Лариса Алексеевна Чижова 10.06.2020

Назад