Женщины, изменяющие мир

(К 120-летию нобелевского движения)

Альфред Нобель (1833–1896), родившийся в Швеции и треть жизни проживший в России — один из ярких представителей творцов XIX в. Будучи ученым, изобретателем и промышленником он получил 355 патентов, но самым выдающимся стало его незапатентованное изобретение — Нобелевская премия.

Свое огромное состояние Альфред Нобель завещал на создание премиального фонда для ученых, чьи работы внесут реальный вклад в развитие человечества в области физики, химии, медицины и физиологии, литературы и за деятельность по укреплению мира. Одновременно уже 50 лет вручается премия памяти Нобеля за достижения в экономических науках, учрежденная Шведским национальным банком. Устав независимого Нобелевского Фонда был подписан шведским королем 120 лет назад 29 июня 1900 г. В период 1901–2020 гг. было награждено 934 лауреата и 28 организаций. В области физики в числе 216 лауреатов — 4 женщины, химии — 186/7, медицины — 222/12, литературы — 117/16, премии мира — 107/17 и премии по экономике — 86/2 (https://www.nobelprize.org). Из 20 лауреатов, получивших Нобелевскую премию в период с 1904–2003 гг., родившихся и работавших в России и СССР, 8 были сотрудниками или выпускниками физического факультета МГУ. Женщин среди них не было.

В период 1903–2020 гг. 58 раз женщины награждались Нобелевской премией и премией памяти Нобеля по экономике https://www.nobelprize.org

Почему наблюдается существенный гендерный разрыв в нобелевском процессе? Некоторые причины очевидны: до середины ХХ века число женщин в науке было невелико во всем мире, а в XIX их доступ к науке и образованию в большинстве стран был полностью закрыт, что было причиной миграции одаренных девушек в ведущие центры европейской науки. Например, Софья Ковалевская, первая в мире женщина-профессор математики, фиктивно вышла замуж, чтобы уехать учиться из России в Германию. Мария Склодовская, родившаяся в Варшаве, поступила в Сорбонну, хотя после окончания факультета естественных наук долго мечтала вернуться и работать в родной Польше. Она стала первой женщиной-лауреатом Нобелевской премии (премия по физике 1903 г.), которую разделила с мужем П. Кюри и А. Беккерелем. После вручения М. Склодовской-Кюри в 1911 г. второй, уже личной Нобелевской премии по химии, научная общественность признала равноправие ученых, женщин и мужчин. Ее старшая дочь Ирен Жолио-Кюри, французская учёная-физик, также получила в 1935 г. Нобелевскую премию по химии вместе со своим супругом Ф. Жолио. Талантливая сербка Милева Марич приехала учиться в Цюрих, где в Политехникуме познакомилась с молодым Альбертом Эйнштейном. После их бракосочетания в 1903 г. и рождения троих детей карьера Милевы прервалась, но она постоянно до их расставания оказывала помощь мужу в его научной деятельности. Можно привести много примеров самоотверженности жен наших соотечественников—нобелевских лауреатов. П.Л. Капица, с 1921 г. работая в Кембридже, во время поездки в Париж познакомился с русской эмигранткой Анной Крыловой, которая, для того чтобы стало возможным их бракосочетание, приняла советское гражданство. В 1934 г., во время краткого визита в СССР ученого не выпустили из страны, и Анна через два года навсегда приехала из Англии к мужу с двумя их маленькими сыновьями. Вместе они прожили счастливо более полувека.

Анна Алексеевна и Петр Леонидович Капица, Париж, 1927 г.

Австрийский физик и радиохимик Лиза Мейтнер, которую Эйнштейн называл «наша Мария Кюри», была первой женщиной — профессором физики в Германии. В период 1924–1965 гг. ее неоднократно номинировали на Нобелевскую премию: 29 раз в области физики и 19 в области химии. Она так и не дождалась своей Нобелевской премии. Будучи убежденной пацифисткой, Мейтнер отказалась работать над атомным проектом в Америке. Спустя годы простила всех, но не Германию, покинув ее в 1938 г., она никогда больше не возвращалась в эту страну.

После окончания Второй Мировой войны правительства скандинавских стран в знак благодарности СССР за победу выдвигали на премию мира Александру Коллонтай. В 1946 г. на премию по медицине и физиологии были номинированы советские ученые супруги М.Н. Любимова и В.А. Энгельгардт. Второй женщиной, получившей премию по физике, в 1963 г. стала Мария Гёпперт-Майер «за открытия, касающиеся оболочечной структуры ядра». Она родилась в г. Катовице, в 1930 г. уехала из Германии на родину мужа в США, и долгое время бесплатно преподавала в тех университетах, где он работал. Именно Майер показала, что женщины могут достичь самых высоких вершин даже в теоретической физике. Американское физическое общество учредило в её честь награду, присуждаемую молодым женщинам-физикам в начале научной карьеры. В 1964 г. единолично получила премию по химии мать четырех детей, англичанка Дороти Кроуфут-Ходжкин «за определение с помощью рентгеновских лучей структур биологически активных веществ». Королевское общество присуждает стипендию ее имени «для выдающихся ученых на ранней стадии их исследовательской карьеры, которая требует гибкости из-за личных обстоятельств, таких как воспитание детей или причин, связанных со здоровьем».

Торжественная церемония награждения премией всегда проходит 10 декабря в день памяти Нобеля, к сожалению, в 2020 г. она не состоится. На открытие церемонии Шведский король ведет под руку женщину — лауреата Нобелевской премии, а если таковой нет, то жену лауреата по физике. Одна из страниц официального сайта о Нобелевских премиях называется «Женщины, которые изменили мир». О каждой дана информация о месте ее рождения, месте работы на момент получения премии, личном вкладе и основании для присуждения награды (для получивших премию по литературе дополнительно — место проживания и язык произведений). На персональной странице представлены ответная речь во время вручения премии и интервью, а также нобелевская лекция, которую лауреат обязан прочесть в течение 6 месяцев после награждения. В ответном слове американский биофизик Розалин Яллоу, получившая Нобелевскую премию по медицине в 1977 г. «за развитие радиоиммунологических методов определения пептидных гормонов» особое внимание уделила дискриминации женщин в научной среде. Она отметила, что многие в обществе все еще полагают, что женщина не может претендовать на равное положение с мужчинами ни на работе, ни в семье. Если среди студентов, по крайней мере в западном мире, наблюдается гендерный паритет, то чем выше пост в науке, преподавании и управлении, тем доля женщин явно уменьшается, хотя для такой диспропорции нет никаких объективных причин. По ее убеждениям, женщины должны преуспеть в соединении своего таланта, усердия и смелости, и осознать свою ответственность за тех, кто придёт после них. Мир не вправе пренебречь половиной людского интеллектуального ресурса перед лицом многообразных проблем человечества.

Через сорок лет в своих интервью этой же теме уделяла внимание американка, ученый и инженер Фрэнсис Арнольд, получившая Нобелевскую премии по химии в 2018 г. за работы по направленной эволюции. Она отметила проведение значительной работы по созданию равных социальных условий для женщин и мужчин в современном обществе. При этом, по ее мнению, многие женщины не стремятся занимать ответственные и трудные позиции, а предпочитают оставаться на более скромных и спокойных должностях. И хотя среди всех выпускников университетов девушек и юношей поровну, доля женщин—профессоров по-прежнему невелика и составляет лишь 20%. Обращаясь к молодежи, Ф. Арнольд говорила: «Надо стремиться к широкому образованию. Когда, если не в двадцать лет можно целиком отдать себя науке? Чтобы изменить мир, надо быть бесстрашными и готовыми к новым свершениям!». Примером для молодых может служить карьера Элизабет Блэкбёрн, которая родилась на острове Тасмания, училась в университете Мельбурна, докторскую степень получила в Кембридже. Со своей коллегой и ученицей Кэрол Грейдер они разгадала загадку старения человека и в 2009 г. получили совместную премию по медицине и физиологии «за открытие механизмов защиты хромосом теломерами и фермента теломеразы». В настоящее время она возглавляет Институт биологических исследований Солка в США.

В ХХI веке из 28 женщин — нобелевских лауреатов 12 получили премию в области естественных наук, что составляет лишь 8% от общего числа лауреатов, мужчин и женщин в этих номинациях. Отчасти это связано с тем, что для подтверждения и признания открытий порой нужны десятилетия, а в прошлом веке среди ученых было значительно меньше женщин. В наше время в разных странах существуют различные программы вовлечения и поддержки женщин в STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) образовании и занятости в области естественных наук, технологии, инженерии и математики. С 2002 г. Международный союз теоретической и прикладной физики раз в три года проводит конференции женщин-физиков (IUPAP ICWIP), где команды участвующих стран, включая РФ, выступают с презентациями о своих успехах и проблемах в науке и образовании. В 2017 г. на съезде с пленарным докладом «Searching for — and finding! gravitational waves» выступала аргентинский профессор физики и астрономии Габриэла Гонсалес — официальный представитель международного сообщества LIGO, объединяющего около тысячи человек, в том числе ученых физического факультета МГУ. Открытия все чаще делаются большими научными коллективами, но Нобелевская премия вручается только персонально. Трое мужчин—сооснователей коллаборации LIGO стали лауреатами нобелевской премии по физике в 2017 г. «за экспериментальную регистрацию гравитационных волн». Для мирового научного сообщества знаменательно, что в 2018 г. третья женщина, канадка Донна Стриклэнд, получила Нобелевскую премию по физике за «метод генерации высокоинтенсивных ультракоротких оптических импульсов», а всего через два года в 2020 г. за открытия, связанные с одним из самых необычных явлений — черной дырой — в числе трех лауреатов была американка, астроном Андреа Гез.

Женщины составляют более трети из числа ученых в мировой науке, но при выборе образования их ценностные ориентиры из-за гендерных стереотипов по-прежнему отличаются от мужских, они отстают в выборе специальностей из STEM-областей, которые определяют уровень технического развития, рост экономики и благосостояния любой страны. Они несут значительно большую семейную нагрузку, и порой менее амбициозны, им приходится преодолевать множество препятствий в реализации карьеры.

На физическом факультете среди аспирантов, научных сотрудников и преподавателей, руководителей грантов женщины составляют 25-30%. За последние 20 лет доля женщин — физиков, защитивших докторские диссертации в МГУ, возросла до 15%, и защиты происходят в более молодом возрасте. Наши сотрудницы были Лауреатами премии им. И.И. Шувалова за докторские диссертации, выполненные в МГУ учеными не старше 40 лет и Лауреатами национальной премии фонда L’Oreal–UNESCO «Для Женщин в Науке» среди кандидатов и докторов наук в возрасте до 35 лет.

В последние годы Генеральный секретарь Королевской шведской академии наук Горан Ханссон неоднократно отмечал, что Нобелевские комитеты заинтересованы, чтобы больше женщин-учёных номинировались на премию, но их число все еще остается неоправданно малым. Он выражает надежду, что в ближайшие годы мы увидим совсем другое распределение. Мы же надеемся, что среди них будут и наши соотечественницы, а может быть выпускницы или сотрудницы физфака МГУ.

Е.О. Ермолаева, Кафедра акустики

Назад