О работе на дистанционке

Работа на дистанционке — счастье для преподавателя? Как бы не так!

Казалось бы, намного легче вести пары из дома — никуда не надо ехать в метро, в давке, можно и поспать подольше. Не надо стоять у доски… Однако всё прекрасно лишь на первый взгляд: сложностей намного больше. Во-первых, любой преподаватель согласится с утверждением, что времени на подготовку уходит катастрофически много. Во-вторых, если не видишь глаз, как понять, действительно ли все понятно? Проблема контакта усложняется. Наконец, важен вопрос об адекватной оценке знаний.

Каждый придумывает, как выйти из создавшегося положения, по-своему. И это, конечно, хорошо! Есть возможность творческого подхода. Мы с коллегами обменивались опытом, чего мне только не рассказывали! Даже удивительно.

А наша история довольно проста. Но этим-то она нам и нравится.

Мои студенты (5-й курс мехмата, у которых мы ведем занятия по теоретической физике) по моей просьбе организовали коллективный чат в WhatsApp и пригласили туда меня. После этого организация занятий стала чрезвычайно проста. Я заранее писала семинар на обычных листочках, фотографировала их и «сбрасывала» в чат. В назначенное время все желающие (а их почему-то оказывалось всегда больше, чем на очных занятиях) заходили в чат, и занятие начиналось. Мы вместе просматривали эти записи — так, как будто они сейчас пишутся на доске, и я по ходу просмотра комментировала их. Тут надо отметить два нюанса. Во-первых, надо было писать не «для себя», а так, чтобы было понятно читающему этот материал впервые. Трудно описать, сколько бумаги я при этом загубила! Потому что это не так просто. Начинаешь, а потом понимаешь, что это не то. Это даже не как книга, а как письма другу, которому надо рассказать и объяснить непростые, но важные вещи. Во-вторых, надо было посылать записи заранее. Знаете почему? Потому что мои студенты попросили! Они их, оказывается, заранее читали, переводили в pdf и выкладывали в каком-то месте в Интернете, адрес которого скинули сюда же, в чат. Чтобы всем было удобно пользоваться. Я посмотрела. Такая красота! Признаюсь, я моих студентов не просто зауважала. Я преклоняюсь! Стала бы я так морочиться?! Да ни за что! А они… И это те самые люди, которые в начале сентября приходили с настроением «да зачем эта физика вообще нужна...» .

Ну конечно, я до экзамена не стала им сообщать, что преклоняюсь. Хотя бы потому, что собиралась устроить им Экзамен. А как же? Посчитайте сами: математики, с их вечным «да зачем эта физика» + препод где-то там, далеко + я дома, за своим компом, на который можно развесить сколько угодно шпор = ? Ну конечно, должна была получиться халтура. Значит, надо было придумать, как организовать экзамен, чтобы вместо него не получилась эта самая халтура. Поэтому я честно предупредила, что будет Экзамен. Что у меня нет никаких сомнений, что билеты будут списаны. Хорошо, можно их списать. Но разговор будет не только по билету (если не на «тройку»), а по всему курсу. Поэтому экзамен будет длиться примерно час. Чтобы жизнь медом не казалась.

Где вы, создатели системы учета педнагрузки, с графой «экзамен не больше 0.5 часа на студента»? Очень скоро жизнь перестала казаться медом мне. Но зато результаты превзошли все мои ожидания.

Во-первых, ребята почему-то хорошо готовились. Нет, конечно, билеты списывали. И шпоры писали. Это же очевидно! Взгляд, блуждающий вне экрана в поисках ответа на вопрос. Но! Грамотно написанные шпаргалки — это тоже работа и хорошее учение. Поэтому как-то раз, когда их использование было особенно очевидно, попросила: «Покажите, пожалуйста, ваш компьютер.» — «Э-э-э» — было минутное замешательство, камеру развернули, ну и… Я внимательно просмотрела шпаргалки и сказала, что добавляю за грамотно подготовленный справочный материал полбалла.

И потом, кто сказал, что на экзамене нельзя задавать вопросы, которые нигде не спишешь, над которыми надо просто немного подумать?

Во-вторых, было совершенно очевидно, что сдававшие сбрасывают информацию всем остальным. Типа «что она спрашивает». И оказалось, что мои коронные вопросы, т.е. то, что надо знать обязательно, знают все, назубок. Так это же здорово! В прежние годы практически невозможно было добиться такого результата.

В-третьих, ребята комментировали семинары. И оказалось, что им понравился этот способ проведения занятий. Многие говорили, что такой формат полезен, т.к. остается полная запись семинаров (лекций), фото и аудио частей. Очень удобно готовиться к экзамену. Мне даже предлагали сделать что-то подобное для будущих поколений, когда дистанционные занятия будут уже не нужны. (Кстати, занятия в этом формате обходятся университету совершенно бесплатно.)

В-четвертых, оказалось, что нашего студента голыми руками не возьмешь, и это радует. Какому-то коронавирусу он не по зубам! Несмотря на карантин, на дистанционку и все обстоятельства ребята сумели учиться с интересом и сдать (физику!) хорошо. И очень приятно было чувствовать, что мы с ними — по одну сторону баррикады. Не только на занятиях, но даже на экзаменах! Вот что удивительно.

Что касается этого семестра, то тут есть своя специфика. Она заключается в том, что я пока не видела глаз своих студентов. Со «старыми» студентами мы раньше встречались. Так что на занятиях каждый из них был для меня знакомой личностью, и я «видела» их. (А как мы радовались «встрече» во время видеозвонка на экзамене! Обстановка моментально разряжалась.) А моих «новеньких» я не видела никогда. И очень волновалась, как будет устанавливаться контакт. Нельзя сказать, что сразу. Но, кажется, получилось! Кстати, вначале один мальчик спросил: «Почему мы занимаемся не в Zoom?» Но уже в конце занятия кто-то сказал: «Очень удобный формат». И этот мальчик, кстати, стал вполне активным участником семинаров, используя характерные особенности WhatsApp.

В начале занятия — перекличка. Безо всяких задних мыслей «сообщу в учебную часть». Просто мне так удобнее — говорить не в пустоту. И интересно, кто пришел. Конечно, я понимаю, что кто-то может отметиться и уйти пить кофе. Но это дело каждого. Если человек хочет послушать и иметь возможность задать вопросы — будем рады.

Вопросы задают. И я задаю, по ходу дела. Отвечают, и правильно отвечают! И я радуюсь. Значит, что-то понятно, несмотря ни на что. Небольшие контрольные устроить легко. Решения совсем простые можно в группе, а посложнее — лучше «в личке». И домашние задания тоже.

Теперь ждем зачетов. Наконец-то увидим друг друга! Но я теперь почему-то уверена, что и с этим все будет хорошо. И мы с ребятами опять будем по одну сторону баррикад. Другую, чем коронавирус.

Доцент кафедры теоретической физики Г. А. Кравцова

Назад