Из Москвы до Владивостока на машине

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

«Песня о Родине»,

музыка Исаака Дунаевского,

слова Василия Лебедева-Кумача,

из фильма «Цирк» режиссёра

Григория Александрова, 1936 год

Идея проехать на машине из Москвы до Владивостока появилась ещё осенью прошлого года. Изначально обсуждалось, что в путешествие со мной отправятся мои дети — сын Иван (окончил бакалавриат ВМК МГУ в июне 2020 года) и дочь Мария (сейчас — студентка 3-го курса экономического факультета МГУ). Мы также думали, что было бы неплохо найти ещё энтузиастов, которые смогли бы присоединиться к нам на второй машине. В марте казалось, что нашей поездки не будет — коронавирус спутал все планы. Однако где-то к концу июня, когда эпидемиологическая ситуация в регионах страны стабилизировалась, было принято окончательное решение, что мы все же едем. Желающих проехать с нами на своей машине не нашлось, и к себе в компанию пригласили моего знакомого Анатолия.

Спланировали маршрут, по которому и проехали: 5 августа выехали из Москвы в Казань (840 км), далее через Набережные Челны до Уфы (ещё 1300 км), затем Курган (700 км), Омск (700 км, через Урал — Златоуст и Челябинск), Новосибирск (660 км), потом — крюк на юг, на Алтай, через Бийск по Чуйскому тракту до Горно-Алтайска (600 км) и далее ещё южнее через Чемал в сторону Монголии (ещё километров 500), потом обратно на «основную трассу» в Кемерово (от Горно-Алтайска 600 км), из Кемерово опять отклонились на юг в Хакасию до Саяно-Шушенской ГЭС (760 км), потом вдоль Енисея вернулись на основную трассу в Красноярск (500 км), далее — Иркутск (1100 км), потом остров Ольхон на Байкале (300 км), затем опять через Иркутск вокруг южного Байкала через Слюдянку до Улан-Удэ (800 км), потом Чита (600 км), Сковородино (900 км), Биробиджан (1000 км), Хабаровск (200 км) и, наконец, Владивосток (750 км).

Заранее из Москвы на всем пути следования забронировали гостиницы (выше курсивом выделены места наших ночевок). Во Владивостоке провели четыре ночи, на Алтае и острове Ольхон на Байкале — по три ночи, в Красноярске и Хабаровске — по две, в остальных местах по одной ночевке.

Если просто проехать по прямой из Москвы до Владивостока (через Уфу), то получится 9100 км. У нас в результате со всеми заездами и отклонениями от основного маршрута получилось 13475 км. Обратно из Владивостока в Москву улетели на самолете, а машину отправили назад поездом 29 августа (прибыла в Москву 18 сентября). Все наше путешествие заняло 26 дней.

Намереваясь пересечь практически всю страну с запада на восток, мы выделили несколько «опорных точек», в основном совпадающих с местами наших ночевок, для более подробного осмотра достопримечательностей и посещения музеев. Также оставляли себе возможность что-то посмотреть и по пути следования. Завтракали в гостиницах, а дальше — делали привалы в красивых местах, на берегу бесчисленных малых и великих рек и озер, где всегда купались, благо погода во все время нашего путешествия к этому располагала.

Предлагаю ознакомиться с кратким отчетом о путешествии и сделать вместе с нами несколько остановок. Начнем с Омска — основанного в 1716 году города (3500 км от Москвы) на слиянии Иртыша и Оми. Хорошо сохранилась Омская крепость, многие года охранявшая восточные окраины государства Российского. В 18?19-х веках сюда ссылали каторжников. Четыре года в Омске провел Ф.М. Достоевский, «Записки из мертвого дома» — это его книга про омский острог. Имя Ф.М. Достоевского носит сейчас Омский

государственный университет. Одним из красивых архитектурных ансамблей города является Успенский кафедральный собор, первый камень в основание которого в 1891 году заложил цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Сохранилось много зданий постройки 19-го — начала 20-го века. В том числе дом, в котором в 1918?1919 годах (когда Омск был столицей Белой России) жил ученый, путешественник-исследователь, адмирал и Верховный правитель России Александр Васильевич Колчак (1874?1920). Сейчас здесь находится Центр изучения гражданской войны.

После Омска через Новосибирск мы поехалина Алтай, где провели полных три дня. Дорога идет практически на юг — знаменитый Чуйский тракт (от Ново-

сибирска до Монголии почти 1000 км), который является древнейшим путем

из Сибири в Азию. Журнал National Geographic в 2014 году включил Чуйский тракт в десятку самых красивых автомобильных дорог мира.

Исторический Чуйский тракт начинается в городе Бийске, о чем напоминает символический знак в виде подковы на одной из центральных площадей города. Принято считать, что по указу Петра I в 1709 году в районе слияния рек Бии и Катуни был заложен острог, который был сожжен во время осады Джунгарским ханом, а затем восстановлен как Бикатунская крепость, переименованная в Бийск по указу Екатерины II в 1782 году.

В этом небольшом городе сохранилось много построек 19-го века. В одном из таких зданий в 1920 году при активном участии выдающегося писателя-натуралиста Виталия Валентиновича Бианки (1894?1959) открылся первый народный советский музей Сибири.

То, что обычно у нас зовется Алтаем, представляет собой два разных субъекта федерации. Это Алтайский край, преимущественно равнинная территория (степи и лесостепи), и Республика Алтай — в основном горная местность. Самая высокая гора — Белуха высотой 4509 метров (всего каких-то 400 метров ниже Монблана в Альпах).

Горный Алтай — это действительно горы, поросшие могучими лесами и накрытые вечными снегами, и обилие бурных рек. Одно из знаковых мест Алтая — слияние Бии и Катуни.

На обратном пути с Горного Алтая в Кемерово были в селе Сростки, что на Чуйском тракте недалеко от Бийска, где родился и провел детские и юношеские годы народный писатель, актер и кинорежиссёр, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Василий Макарович Шукшин. Здесь располагается Всероссийский мемориальный музей-заповедник Шукшина. На высоком холме, возвышающемся над селом, установлен памятник Василию Шукшину скульптора Вячеслава Клыкова.

Далее наш путь пролегал в Кемерово — столицу Кузбасса, крупнейшего в промышленном отношении региона России. Когда говорят «Кузбасс», то прежде всего на ум приходит уголь (до 60% от общего объема каменного угля и до 80% коксующегося добывается здесь) и, конечно же, металлургическая промышленность. Все это мы знали, но что удивило и поразило — так это бескрайние поля золотящихся зерновых (пшеница и рожь) и прекрасные автомобильные дороги. Дорога от Новокузнецка до Кемерово (более 200 км) — так просто немецкий «автобан», позволяющий разогнаться практически до предельной скорости.

Эти два последних момента следует выделить особо. На всем нашем пути от Москвы до Владивостока автодороги очень хорошие, причем это касается не только трасс федерального значения, но и местных тоже. И ещё одно из открытий, которые мы сделали, — во многих областях за Уралом, до Байкала и даже далее, практически до самого Владивостока, громадные площади засеваются зерновыми.

После ночевки в Кемерово мы вновь существенно отклонились от западно-восточного направления движения и устремились вниз, на юг, вдоль Енисея к Саяно-Шушенской ГЭС. Эта крупнейшая на сегодняшний день гидроэлектростанция России (замыкает десятку крупнейших в мире, высота плотины — 242 метра, что выше главного здания нашего университета, длина моря перед плотиной, по бокам зажатого хребтами Саянских гор, — 313 км.

Окончание в следующем номере.

Профессор Александр Студеникин,

кафедра теоретической физики

Назад