К 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Как это было.
Обращение тов. И. В. Сталина к народу

9 мая 1945 года

Товарищи! Соотечественники и соотечественницы!

Наступил великий день победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побежденной и объявила безоговорочную капитуляцию.

7 мая был подписан в городе Реймсе предварительный протокол капитуляции. 8 мая представители немецкого главнокомандования в присутствии представителей Верховного Командования союзных войск и Верховного Главнокомандования советских войск подписали в Берлине окончательный акт капитуляции, исполнение которого началось с 24 часов 8 мая.

Зная волчью повадку немецких заправил, считающих договора и соглашения пустой бумажкой, мы не имеем основания верить им на слово. Однако сегодня с утра немецкие войска во исполнение акта капитуляции стали в массовом порядке складывать оружие и сдаваться в плен нашим войскам. Это уже не пустая бумажка. Это - действительная капитуляция вооруженных сил Германии. Правда, одна группа немецких войск в районе Чехословакии все еще уклоняется от капитуляции. Но я надеюсь, что Красной Армии удастся привести ее в чувство.

Теперь мы можем с полным основанием заявить, что наступил исторический день окончательного разгрома Германии, день великой победы нашего народа над германским империализмом.

Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь отечества, - не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией.

Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами.

Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей*. Он прямо заявил: "Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться". Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться, - ход войны развеял их в прах. На деле получилось нечто прямо противоположное тому, о чем бредили гитлеровцы. Германия разбита наголову. Германские войска капитулируют. Советский Союз торжествует победу, хотя он и не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию.

Товарищи! Великая Отечественная война завершилась нашей полной победой. Период войны в Европе кончился. Начался период мирного развития.

С победой вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы!

Слава нашей героической Красной Армии, отстоявшей независимость нашей Родины и завоевавшей победу над врагом!

Слава нашему великому народу, народу-победителю!

Вечная слава героям, павшим в боях с врагом и отдавшим свою жизнь за свободу и счастье нашего народа!

 

Приказ верховного главнокомандующего по войскам Красной армии
и военно-морскому флоту

8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.

Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена.

Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны.

В ознаменование полной победы над Германией сегодня, 9 мая, в День Победы, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского Флота, одержавшим эту блестящую победу, - тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий.

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

Да здравствуют победоносные Красная Армия и Военно-Морской Флот!

Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза
И.СТАЛИН

*Примечание редакции. Вот откуда происходит одна из расшифровок СНГ - сбылись надежды Гитлера.

 

 

Подвиг в баренцовом море

В преддверии 60-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне хочется вспомнить об одном из лучших полярных летчиков - Матвее Ильиче Козлове. В начале 30-х годов его прикомандировали к Главморсевпути, и он стал летать над морями Северного Ледовитого океана и Центральной Арктикой. В мае 1937 года М.И.Козлов был одним из пилотов, которые впервые в истории сажали тяжелые четырехмоторные самолеты на лед Северного полюса - начинался дрейф экспедиции И.В.Папанина.

Во время войны с белофиннами М.И.Козлов участвовал в боевых вылетах. Так как он имел большой метеорологический опыт, приобретенный в Арктике, он вылетал на разведку погоды, определял высоту облачности, силу и направление ветра, словом, давал погоду своим коллегам, которые затем вылетали на боевые задания.

Великую Отечественную войну М.И.Козлов встретил на Черном море, летал бомбить нефтяные промыслы в Румынии и фашистские корабли в Черном море, затем его вновь направили в Арктику. Экипаж М.И.Козлова принимал участие в спасении английских и американских моряков с конвоя PQ-17 в Баренцевом море.

12 августа 1944 года в Карском море произошло одно из самых трагических событий за все годы войны в Советской Арктике. Фашистскими подводниками, пиратствовавшими в наших водах, был торпедирован транспорт "Марина Раскова". Помимо всевозможных грузов на нем находилось несколько сот пассажиров, в том числе женщин и детей - шла смена полярникам, несшим вахту на станциях Карского моря. Транспорт затонул. В холодном штормовом бушующем море на спасательных кунгасах, шлюпках и плотах оказались оставшиеся в живых люди. На поиски затерянных в бушующем море людей были направлены самолеты боевой и полярной авиации. Шли дни, но обнаружить людей не удавалось - мешала непогода. Наконец, пользуясь малейшим улучшением видимости, отыскали несколько шлюпок и плотов. Было бы слишком просто сказать: "Все остальное - дело техники". Нет, дальнейшее было делом редкостной храбрости пилотов М.Козлова, С.Сокола, Е.Евдокимова и членов их экипажей. "Каталины" (летающие лодки) садились на крупную крутую волну. На резиновых надувных лодках полуживых людей со шлюпок и плотов доставляли к самолетам, грузили, после чего летчики с огромным трудом поднимали в воздух свои перегруженные "Каталины". На четвертый день после катастрофы было обнаружено и спасено 44 человека. Затем военные летчики обнаружили кунгас, в котором находилось около сорока человек. Но тут снова заштормило, ни о какой посадке на воду не могло быть и речи. Наступили одиннадцатые сутки с момента гибели "Марины Расковой".

24 августа 1944 года экипаж летающей лодки в составе: командир М.И.Козлов, второй пилот В.А.Попов, штурман И.Е.Леонов, б/механик Н.П.Камирный и б/радист Н.В.Богаткин поднял в воздух под завязку заправленную (в этом случае топлива хватает более чем на сутки полета) "Каталину" и, в который раз, направились к месту трагедии. Погода была ясная, но исключительно ветреная, с норд-оста надвигался жестокий шторм. Совершить посадку в таких условиях было невозможно. Поэтому остров Диксон договорился с военными моряками о том, что те вышлют корабль туда, где летчики обнаружат людей. Если обнаружат, то до подхода кораблей М.И.Козлову предписывалось барражировать (то есть описывать замкнутые круги) над кунгасом. Через семь часов после вылета экипаж сообщил на Диксон, что видит кунгас с неподвижно лежащими людьми, что в море бушует шторм, сесть невозможно, и они начинают барражирование в ожидании спасательного судна. Ровно девять часов летала "Каталина" над кунгасом, после чего пришла радиограмма, в которой говорилось, что эсминец-спасатель из-за непогоды прийти не может и летчики должны сами определить, смогут ли они сесть на воду и попытаться спасти людей.

Когда пришла радиограмма с Диксон Матвей Ильич спросил свой экипаж: "Что будем делать?" Все ответили: "Принимай командир решение, мы тебе верим. К посадке готовы". И командир повел самолет на посадку. Вдумайтесь - военный корабль из-за шторма не может прибыть в данный район! и что совершает экипаж М.И.Козлова в этих погодных условиях!

Сам Матвей Ильич, вспоминая о той посадке, смущенно разводил руками: "В самом деле, как нам удалось сесть и уцелеть?!" Пилоты направили "Каталину на гребень одной волны, оттуда на гребень второй, третьей, четвертой и так далее, пока окончательно не погасла посадочная скорость самолета. С трудом нашли кунгас - мешали волны. Из сорока человек, находившихся на кунгасе, лишь 14 были живы и только 6 из них могли самостоятельно передвигаться. 1,5 часа летчики перевозили людей на самолет, где их укладывали, укутывали, отпаивали горячим чаем. Когда все было закончено, выяснилось, что взлететь с такой перегрузкой в подобную погоду невозможно! И командир принимает единственное, но крайне рискованное решение: рулить на гидросамолете, словно на обыкновенной лодке, по бушующему морю. К счастью, направление волны благоприятствовало пилотам, но до спасительного берега острова Белый было около 60 миль! Моторы перегревались от непосильной работы, и их периодически приходилось выключать и ложиться в дрейф. На этот путь летчики затратили около 10 часов.

Давайте немного посчитаем: через семь часов полета летчики обнаружили кунгас с людьми; девять часов барражировали над кунгасом; 1,5 часа загружали в свой самолет спасенных людей; десять часов добирались по воде до берега. Итого получается 27,5 часов непрерывной борьбы за спасение попавших в беду людей. Разве это не подвиг!? Никто ни до, ни после М.И.Козлова не совершал подобного!

Матвей Ильич Козлов налетал свыше двадцати тысяч часов, заслужил одиннадцать высших наград, в том числе три ордена Ленина и четыре Боевого Красного Знамени. Неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза и только из-за незначительного бытового проступка представления отклоняли, и он не получил этого звания (уровень требований к "Герою" был тогда очень высок!).

А.М.Рекстен

От редакции

Уважаемые читатели! Вы, наверное, уже привыкли к тому, что по нашему факультету ходят подтянутые мужчины с красными повязками на рукавах и табличками "Дежурный комендант" на груди. Они следят за порядком на факультете, дежурят по ночам, обеспечивая безопасность, контролируют въезд автотранспорта во двор. Казалось бы - ничего особенного в них нет. Обычные пенсионеры.

Но это не так. Все они - настоящие герои, полярные летчики, отдавшие любимому делу не один десяток лет. В тяжелейших условиях, порой рискуя жизнью, они обеспечивали безопасную работу и жизнь других на крайнем Севере. И люди на советском Севере не замерзали и не голодали. У них за плечами - многочасовые полеты над безлюдными районами Арктики, нештатные ситуации и аварийные посадки на льды Северного Ледовитого океана.

Сегодня редакция предлагает вашему вниманию воспоминание одного из них - Александра Максовича Рекстена.

 

 

Почему они не празднуют день Победы

"Латвия - это страна, где в годы Второй мировой войны в процентном отношении местных евреев погибло больше, чем где-либо в мире. После освобождения Риги в 1944 году из 80 тысяч евреев Латвии в живых осталось 162 человека. Причем евреев убивали не только и не столько немцы. В первую очередь усердствовали латыши".

Альфред КОХ
www.polit.ru

Под знаменем врага. Антисоветские формирования в германских
вооруженных силах. 1941-1945 гг.". М.: "ЭКСМО". 2005.

Общая численность формирований 1200000 Численность населения*
прибалтийских республик
латыши 150000 1884000 (1939 г.)
эстонцы 90000 1054000 (1940 г.)
литовцы 50000 2880000 (1940 г.)

*Примечание редакции: Данные о численности населения приведены нами по БСЭ. С помощь приведенных там данных легко получить оценки численности граждан прибалтийских республик, воевавших на стороне Красной Армии.

Патриотизм по-эстонски

Министерство обороны Эстонии направило в общеобразовательные школы страны фильм "Солдаты "Мертвой головы", подготовленный государственным телевидением.

Фильм посвящен эстонцам, воевавшим в годы Второй мировой войны в составе 20-й дивизии СС. Его создатели, обращаясь к документам, дневникам и письмам тех, кто сражался с немецкой стороны фронта, к кинохронике и интервью с живущими по сей день, опровергают тезис о насильственной мобилизации эстонцев в войска СС.

Учительская газета
№8, 2005.

У мистера Адамкуса другая ориентация

В общем-то, "коричневая" ориентация господина Адамкуса была известна белорусам и раньше. Еще семь лет назад, став президентом Литвы, он рассказал перед телекамерой, как "молодые романтики" боролись против Красной Армии и почти безоружными шли на советские танки: "Русские танки открыли по нам огонь. Пришлось спасаться бегством. Мы бежали к ближайшему лесочку, и я видел, как падают бойцы из нашего полка... Мне повезло. Может быть, помогло то, что я занимался легкой атлетикой и неплохо бегал".

"Правда"
№29. 2005

Примечание редакции: Подробности участия В. Адамкуса (ныне президента Литвы) в Великой Отечественной войне на стороне фашистов можно найти в его автобиографической книге "Имя судьбы - Литва". Желающим ознакомиться с документами (в том числе с фотодокументами), свидетельствующими о том, что творили литовцы, служившие в СС, рекомендуем посетить Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны и выставку "Еврейское сопротивление" в еврейском Центре г. Минска.

ВОЙНА

1. ИМАНДРА

Мои родители окончили медфак МГУ за несколько лет перед войной и отец сразу же был призван в армию и зимой 39/40 года мы все оказались на красивейшем озере Имандра (Кольский полуостров), живя попеременно в Мончегорске и Зашейке. Мать - врач-микробиолог - работала в Институте им. Мечникова в Москве, отец - врач-терапевт почти 35 лет прослужил в непобедимой и легендарной и после выхода на пенсию полковником возглавил одну из московских поликлиник 4-го Главного Управления и проработал еще 25 лет.

Здесь на чистом и прозрачном до глубокого дна оз. Имандра я впервые приобщился к термодинамике и реактивному движению, т.к. лодочка, которую мне подарили, работала на воде от маленького огрызка елочной свечки и создавала импульс от выходящего пара. Полярное зимнее небо со сполохами сине-синего, призеленого, красного сияния навсегда запечатлелось в памяти, а также бесконечные летние дни с незаходящим за горизонт Солнцем определили дальнейший интерес к астрономии и геофизике.

.... На дне песок белее мела
И воздух, пьяный как вино,
И сосен розовое тело
В закате дня обнажено...

А.Ахматова

Слева направо. Папа, автор статьи,
мама. Зашейка. 1940 г.

 

 

Эти стихи не только про Комарово, но про Имандру. Вспоминается посещение Мурманска - центральный проспект с высокими разного цвета многоэтажными домами: это контрастировало с тихим, провинциальным Замоскворечьем, где в доме 8 по Б.Овчинниковскому переулку мы делили одну комнату на две семьи в коммунальной квартире на первом этаже двухэтажного дома с надстройкой. Сейчас в этом месте ходит трамвай от Новокузнецкой через Малый и Большой Устьинские мосты к бульварному кольцу.

Начало войны помню по Ленинграду, через который мы с мамой возвращались в Москву где-то в конце июня. Репродукторы передавали сводки с фронта около Дворцовой, был теплый пасмурный день.

Мурманск. Февраль 1942 г.
Результат традиционной помощи Запада России.

 

 

В Москве все было спокойно, в магазинах на Пятницкой было полно всяких товаров и деликатесов. Мама купила килограмма 2 красной икры, которую я с хлебом потреблял во время нашего путешествия из Москвы речным транспортом после приказа Сталина эвакуировать детей в сентябре.

2. ВОСТРЯКОВО

Мы жили на даче - в доме деда Сергея Лукича Духанина. Он как и его отец работали шорниками в Ясной Поляне у Толстого. За что и пострадал в 29-м в Скопине, где был семейный дом, 5 сыновей, 5 дочерей и где постоянно жила и вела хозяйство Любовь Гавриловна. Накануне раскулачиванья за службу у графа-эксплуататора и за дом дед погрузил весь скарб на две нанятые подводы и поехал окольными путями на какую-то маленькую станцию, и оказался в Москве, устроился на заводе у Киевского вокзала, бабка получила чердак на Арбате в доме 38, во дворе которого до сих пор стоит мельниковский дом-музей в виде цилиндра с шестиугольными окнами. Дед начал строить с помощью старших сыновей деревянный дом с террасой на участке в поселке Мещерском, ст. Востряково Киевской ж.д. Востряково - любимое место моего детства, еще одна малая родина. Сейчас там проходит кольцевая дорога, а я помню овраги, кусты, мелколесье и громадную сосновую рощу со столетними соснами, тянущуюся до самого Кунцева.

Уже в июле начались налеты, появлялись даже днем немецкие самолеты, кресты на окнах, ночью небо над Москвой обшаривалось прожекторами, при налетах грохотали зенитки, с неба падали осколки, в сборе которых, мы ребята, соревновались и накапливали их ведрами. Помню сбитый юнкерс, выставленный на площади Революции, почти целехонький, с парашютом, подвешенным на руль хвостового оперения с крестами, свастикой, рядом была свалка разных частей.

Во дворе нашего московского дома вырыли бомбоубежище в виде лабиринта, горели лампочки, пахло свежей землей. На даче вырыли неглубокую землянку под дубом, куда забиралось человек 8, мужики выходили погулять ночью под ворчливые комментарии своих жен, надев на голову фанерный ящик от почтовой посылки.

3. ЭВАКУАЦИЯ

Конец сентября, Южный порт, т/х Максим Горький. Любимый дядя Боря провожает нас с мамой в эвакуацию, как тогда говорили. Коломенское, шлюзы, Коломна, Рязань, Горький - далее караван барж (в каждой сотни людей) за буксиром вниз по Волге к Куйбышеву. Мать - врач - нарасхват. Помню прыжки ночью с одной баржи на другую, внизу - пропасть метров 10 - ничего не видно. Прыжок, прыжок, прыжок ... мама уже шестой месяц носила моего брата - будущего физика Александра Перова, сделавшего на кафедре у Шальникова блестящую диссертацию, но....

Открытка.
| Март 1942 г.

 

 

 

…Поезд мчит нас в теплый солнечный Ташкент, где мы проведем 1942-43 годы, где я ходил через бесконечные стальные пути станции Чирчик (Ташкент-товарный) от Вахшской улицы, где маме дали как жене фронтовика крошечную, но отдельную 5-метровую комнатку в доме типа барака, на другую сторону и возвращался потом с миской каши-затирухи в которой сияло маленькое солнышко хлопкового масла. Паровозы ФД, спаренные как многоступенчатые ракеты будущего прорыва в космос тянули с ускорением и ревом километровые составы с грузами туда на Запад как будто предвосхищая Байконурский триумф. Когда поспевали ягоды в вишневом саду на 2-й Урицкого, 39, где жили мамины дальние родственники, я залезал на деревья и объедался вишнями за прошлые и будущие месяцы. Дядя Боря, художник-любитель, мой первый учитель живописи, присылал нам с фронта трогательные открытки с рисунками и стихами, одну из которых помещаю в номер.

4. ВОЗВРАЩЕНИЕ В МОСКВУ

В декабре 1943 г. бабка Любовь Гавриловна, жившая на чердаке дома 39 на Арбате, уже оформленном как отдельное помещение с кухонькой и туалетом, выхлопотала (как тогда все говорили) ордер на въезд нам обратно в Москву и Новый 1944 год мы встречали у нее, причем дядя Леша все время наклонял голову, чтоб не задеть потолок. С лета 1943 г после взятия Орла ночное небо стало все чаще расцвечиваться разноцветными огнями салютов помню в один день 45-го их было сразу 7 или 8! Я ходил в школу в Плотниковом переулке рядом с новым "папанинским" домом в первом этаже которого размещалась известный всей Москве магазин Диета. Арбат была из самых оживленных центральных улиц, жизнь здесь кипела в многочисленных магазинах, кино, троллейбусах, на задних бамперах которых мы перемещались не столько экономя время, сколько демонстрируя свое превосходство окружающему миру и многочисленным милиционерам - по Арбату ездил Сталин. В школе мы учили михалковско-эль-регистановский текст нового гимна, а на воле бегали по арбатским кино: АРС, Юный зритель, Хроника, Художественный, Помню: Два бойца с Б.Андреевым и М.Бернесом, Боевые киносборники про Швейка и Антошу Рыбкина, Небо Москвы - о таране В.Талалихина - в исполнении всеобщего любимца Вани Курского из "Трактористов" - актера Петра Алейникова, а также первые цветные Диснеевские : Бемби, Белоснежка. Дом наш в Б.Овчинниковском немцы разбомбили осенью 41-го: то ли какая-то мощная торпеда была сброшена, то ли самолет с бомбами упал, но несколько десятков домов было разрушено. Погибла тетя Лиза - жена маминового старшего брата Константина. Немец метил в МОГЭС.

В начале 44-го мы получили через кировский райисполком комнату на время на первом этаже во дворе д.9 по Садовнической набережной, которая принадлежала фронтовику Гликсону, как выяснилось большому любителю журнала "Крокодил" и многочисленных довоенных немецких журналов с коричневого цвета полиграфией богато иллюстрированных портретами Гитлера и других деятелей рейха.

Приехал с фронта дядя Боря, муж младшей маминой сестры Зои, шефствовавший надо мной еще с довоенных времен. Мы пошли на выставку трофейной техники в ЦПКО им Горького, около Крымского моста. Тигры, пантеры, фердинанды в огромном количестве располагались по аллеям и дорожкам парка, где как пелось в песне "летом цветет резеда и гуляют герои труда" с самыми яркими галстуками ("можно галстук носить самый яркий..."). Запомнился 8-ми ствольный немецкий миномет, почему-то названный в народе "Ванюша", с калибром около 25 см и видимо небольшим радиусом действия в отличие от наших "Катюш".

В закрытых помещениях (они и сейчас на месте) была выставлена немецкая амуниция: фляжки, каски, - все какое-то серо-сине-зеленое. Огромные бахилы из соломы использовались врагом под Сталинградом для защиты ног от жестоких русских морозов.

5. НОВЫЕ СЕНЖАРЫ

В начале 1944 г отец в чине майора медслужбы возглавил военный госпиталь в деревне Новые Сенжары 30 км от Полтавы, где с мая разместился "секретный" аэродром американских стратегических бомбардировщиков, совершавших челночные перелеты в Англию с бомбежкой объектов в Италии и Германии. Выполняя задание, солдат Исаев привез в Москву две огромные корзины спелой вишни, взял меня и доставил в Сенжары по железной дороге через разрушенные войной Тулу, Орел, Курск, Харьков, Полтаву к станции, от которой мы протопали с Исаевым тихой украинской ночью 8 км. У отца в уютном чистом и светлом многокомнатном доме воздух был настоен на абрикосовом аромате: в прихожей стояло множество корзин с поспевшими плодами, которые потом сушили на солнце, рассыпая по железной крыше. Дом стоял на окраине огромного сада и огромной территории госпиталя, по которой можно было перемещаться только на машине - отец сам управлял новеньким виллисом.

Рядом протекала речка Ворскла (перевод с украинского - вор стекла), как назвал ее Петр I, уронивший в нее подзорную трубу, видимо, по пьянке, сидя на дубе и руководя Полтавской битвой. До этого речка называлась Мутной и непонятно почему - вода в ней чистая и прзрачная, а с высокого берега видны косяки плотвы, головлей, хорошо клевавших на червя. В конце июня немцы в одну из ночей практически полностью уничтожили уже не секретный аэродром - из 180 летающих крепостей остались один - два самолета. Немцы использовали мощные светильники на парашютах и практически осуществляли прицельное бомбометание. Генерал Перминов, которого я помню по его приездам в Сенжары с американскими генералами и офицерами на однодневный отдых, предлагал еще раньше американцам рассредоточиться по другим площадкам, но те отказались. По ТВ недавно про это рассказывали так: якобы был сбит над Италией американский самолет с отчетом о проделанной за месяц работе в Полтаве, Геринг дал задание проследить, и, хорошо подготовившись, с аэродрома из южной Польши немцы атаковали беззащитную базу с только что вернувшимися самолетами. Экипажи еще принимали душ, а немцы методично и прицельно бомбили. Поэтому, сообщило ТВ, никто из американцев не пострадал, только наши. Но рядом с госпиталем в Сенжарах появилось американское кладбище, огороженное невысоким заборчиком, с воротами, за которыми потом был поставлен обелиск с громадным трехлопастным винтом от авиадвигателя летающей крепости.

Моя версия: аэродром - не иголка и при таком количестве единиц в авиасоединении засечь его с земли с помощью агентов, оставленных немцами, не представляло большого труда. Дальше - вопрос времени на обработку сообщений, анализ и т.д.....хватило месяца. Сталин дал приказ усилить ПВО, и такого больше не было. Тем не менее, количество могил на кладбище росло, и в 45-м их было около 200.

Перов С.П.,
выпускник физфака 1960 г.

Назад