13.06.2017

Ученые физического факультета МГУ научились контролировать прочность фталонитрильных полимерных матриц

На кафедре физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова доказали, что повышение количества триазина во фталонитрильных матрицах — высокотемпературных полимерах — не повышает прочность материала, а, наоборот, снижает ее. Результаты работы были опубликованы в журнале Macromolecular Theory and Simulations.

Матрицы на основе соединений фталонитрилового ряда — одни из перспективных термостойких материалов. Сшивание в таких матрицах включает несколько химических реакций, приводящих к различным структурам матриц и, как следствие, к различным свойствам конечного материала.

«Опубликованные исследования показали, что повышение количества тройных сшивок триазина во фталонитрильных полимерных матрицах, вопреки общепринятому мнению, не приводит к упрочнению таких материалов. Наоборот, матрицы с большим количеством триазина оказываются менее плотно сшитыми и более мягкими, чем матрицы без триазина», — рассказал один из авторов работы, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник кафедры физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ Владимир Рудяк.

В ходе работы ученые использовали методы компьютерного моделирования, метод диссипативной динамики частиц. Расчеты ученые провели на суперкомпьютере «Ломоносов-2» НИВЦ МГУ.

«Введение дополнительных ингибиторов и катализаторов позволяет контролировать происходящие химические реакции при сшивании матриц фталонитрилового ряда. Данная работа может быть использована для планирования эксперимента и адаптации свойств синтезируемых матриц под текущие технические нужды», — заключил ученый.