27.10.2017

На кафедре физики атмосферы создали новый алгоритм изучения небесных тел

Сотрудник физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова вместе с иностранными коллегами разработал новый алгоритм, который позволит рассчитать рельеф небесных тел с помощью радиоволн. Результаты работы были опубликованы в журнале Radio Science.

Радиолокационные методы позволяют изучить свойства объектов, обнаружить и измерить их координаты. Радиоволны рассеиваются на электрических неоднородностях, которые встречаются у них на пути, и отраженная от такой неоднородности волна позволяет обнаружить цель.

«Нашей группой разработан новый эффективный алгоритм расчета радиолокационных отражений от рельефной поверхности планеты. Вклад сотрудников Московского государственного университета в работе является определяющим», — рассказал один из авторов статьи Ярослав Илюшин, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики атмосферы отделения геофизики физического факультета МГУ.

В ходе работы авторы использовали технологии параллельных вычислений на высокопроизводительных вычислительных системах Научно-исследовательского вычислительного центра (НИВЦ) МГУ «Ломоносов» и «Чебышев». Также ученые провели обширный цикл компьютерных расчетов.

«Планируется интенсивное использование алгоритма в радиолокационных исследованиях небесных тел (Луна, Марс, спутники Юпитера) в рамках исследовательских программ «Марс-экспресс», Mars Reconnaissance Orbiter, JUICE», — добавил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Европейского космического агентства, Университета Лестера (Великобритания) и из Национального института астрофизики (Италия).