EN

Меры по оптимизации высшего образования



Предлагаем вниманию читателей статью бывшего преподавателя военной кафедры подполковника Л.В. Пашутина. Леонид Владимирович имеет большой опыт преподавания, в том числе за рубежом. Часть вопросов, поднимаемых автором, на физфаке решена или не актуальна. Но обсуждаемые проблемы представляют интерес для других ВУЗов и всей системы образования. А очевидное неравнодушие автора вызывает симпатию.
Гл редактор.


Зачем нужна эта работа
Со времени появления обучающих и обучаемых людей (затем они стали называться ученики и учител, профессор, преподаватель и студенты и т.д.) метод обучения практически не изменился: — учитель говорил, а ученики слушали. Учитель набирал столько учеников, сколько он мог обучить. Живое общение позволяло ученикам хорошо усваивать материал занятия. Время и тема занятия определялись желанием и возможностью проводить занятие.
В настоящее время процесс обучения жестко регламентирован расписанием и учебным планом. Преподаватель практически не имеет возможности корректировать содержание занятия по ходу его проведения, т.к. обязан передать весь объем информации, предусмотренный программой. Ситуация усугубляется тем, что количество студентов определяется интересами и возможностями ВУЗа. При наличии многочисленной аудитории преподаватель не может постоянно контролировать содержание конспектов и, следовательно, темп изложения материала.
Контроль качества занятия, проводимого преподавателем, субъективен, проводится эпизодически или вообще не проводится, а при отсутствии видеозаписи становится беспредметным. Таким образом, качество занятия зависит от квалификации преподавателя, его самочувствия и совести. При заболевании преподавателя на длительный срок возникает трудная проблема с выполнением учебного плана.
Пока преподаватель пишет или рисует на доске — студенты ждут, а пока студенты срисовывают — ждет преподаватель (время ожидания ничем не регламентируется). Студенты могут задавать вопросы в конце занятия (если на них есть время). Если по какой-нибудь причине студент перестает понимать преподавателя, то дальше он просто впустую тратит время. («Отмотать» занятие назад и повторить его невозможно). Заранее подготовиться к лекции ( как к лабораторной или практической работе) студент не может, ибо ее содержание может измениться. Одаренным студентам трудно показать свои возможности. Выращивание талантов становиться возможным только на этапе дипломной или курсовой работы. Иначе говоря, преподаватель не может учесть индивидуальные особенности каждого студента. Контроль знаний студентов становится подобием лотереи, особенно с учетом субъективности оценки. Необходимо уменьшить влияние этих факторов.
Самостоятельная работа студента с учебником бывает более эффективной, чем присутствие на занятиях: учебник пишет высоко квалифицированный специалист, и он тщательно редактируется. Это требует большой затраты времени студента, т.к. чтобы знать где о чем в нем написано, его надо сначала прочитать. Бывает, что объем полученных студентом знаний приблизительно оценивается по посещаемости занятий и может влиять на оценку на экзамене. Длительное отсутствие студента на занятиях по уважительной причине часто приводит к академическому отпуску, либо к прекращению обучения.
Конечной целью этих мер является более эффективное использование учебного времени, улучшение знаний студентов и оценка российских дипломов наравне с лучшими европейскими ВУЗами.
Как это сделать
Необходимы организационные мероприятия и использование современных технических средств. Вводить их надо постепенно (сначала в экспериментальном порядке) и дать возможность студентам самостоятельно выбирать между традиционным и новым методом.
Посещение занятий должно быть свободным (целесообразно возродить институт «вольных слушателей»). Студенту надо дать возможность работать над курсом в любое удобное для него время, предоставить возможность часто обращаться за консультацией. На экзаменационную оценку должно влиять только качество ответов на вопросы, а не способ получения знаний. Объем полученных знаний контролируется во время лабораторных, семинарских занятий в малочисленных академических группах, когда возможна индивидуальная работа с каждым студентом: ответы на вопросы преподавателя и студента, учет индивидуальных возможностей и предварительной подготовки студента, т.е. осуществление обратной связи. На основе полученной информации преподаватели могут помочь профессору при редактировании лекции. Оценка знаний — еженедельная (этим частично будет сглажена субъективность оценки). Нужно предоставить студенту возможность сдавать экзамены досрочно по любой дисциплине. Со временем студент будет сам выбирать, какие дисциплины он будет изучать в ВУЗе, с учетом своих возможностей и планов (потребностей работодателя). Это приучит студента к ответственности за свои решения. В дипломе должны стоять оценки только по изученным студентом дисциплинам. Больше дисциплин — больше эрудиция и объем знаний, больше перспективы.
Обратную связь между профессором и студентами можно наладить и во время лекции. Профессору полезно знать по ходу лекции — правилен ли темп подачи материала, нужна ли остановка для дополнительных разъяснений, достаточна ли громкость, понятен ли привлекаемый дидактический материал и т.п. Технически это можно реализовать, изготовив простейшую многоканальную проводную (или радио) связь между профессором и каждым студентом. У каждого студента должен быть пульт, а у профессора — сумматор и индикатор для оценки необходимости коррекции основных параметров лекции.
Для создания условий для самостоятельной работы студентов необходимо: создать библиотеку видеофильмов, записанных на дискетах. На них записать лекции профессора ( с акцентами и изменением фокусировки, проведенными толковым оператором ). При просмотре видеофильма у студентов должно создаваться ощущение присутствия на лекции. Под эти задачи желательно разработать дешёвый студенческий ноутбук. Профессор должен выполнить необходимую редакторскую работу. Издание тиража курса лекций на дискетах должно приравниваться к изданию учебника и сопровождаться соответствующим гонораром. Звуковая дорожка может быть сравнительно быстро перезаписана на любом языке. В библиотеке желательно иметь видеофильмы как минимум на семестр. Размножение небольшим тиражом можно выполнить в библиотеке, а затем это сделают сами студенты.
Перед началом семестра студенты должны получить информационный лист с указанием тем лекций с соответствующими номерами дискет и номерами страниц учебного пособия. Если пособий нет, то студент будет заинтересован в посещении лекции. Работая самостоятельно, студенты приобретают полезные навыки в будущей деятельности.
Чётко разграничить участие в учебной, методической и научной работе профессора, преподавателей и вспомогательного персонала.
Зачёт можно будет выставлять по результатам групповых занятий, а экзамен проводить либо традиционным методом, либо с помощью компьютера.
Переполненные или пустые аудитории во время лекций или групповых занятий должны заставить руководство провести анализ причин такой ситуации.
В компьютере деканата на каждого студента должен быть открыт файл, где будут оперативно отражаться оценки по всем дисциплинам, с возможными замечаниями преподавателей. Копии этих файлов ежедневно вводить в ноутбук декана, что сделает бесполезным несанкционированный доступ в компьютер деканата.
Предлагаемые меры принудят преподавателей непрерывно работать над редакцией лекций и изданием учебных пособий, а студентов — над усвоением учебного материала. Чтобы сократить время на копирование в тетради студентов рисунков, вспомогательный персонал может перед каждым занятием выдать студентам заранее размноженные рисунки, которые будут использоваться по ходу лекции. Во время лекции студентам останется дополнять эти рисунки. Не желающие или не умеющие учиться студенты и плохие преподаватели (но не учёные), будут устраняться из учебного процесса на основании объективных показателей. Освободившееся от обязательного посещения лекций время студенты смогут посвятить научной работе, начиная со второго курса.
После первого года обучения студенты начинают лучше понимать свои возможности в избранной ими специальности. Экзаменационные оценки могут служить достаточным основанием для свободного перевода в другой ВУЗ или на другой факультет.
Оценку и поощрение преподавателей и студентов следует проводить только по объективным результатам их труда. В этом случае все захотят работать лучше. Пробная реализация этой методики потребует не очень больших денег, но позволит оценить расходы в ВУЗе и во всей стране.
Информация к размышлению: в Оксфордском и Болонском университетах студенты могут прослушать около 100 часов лекций за календарный год и через 3 года получают диплом. А сколько часов лекций прослушал Ломоносов до того как стал академиком? Выходит, что и в этой сфере деятельности мы берём не умением, а числом.

Л.В. Пашутин
тел. для связи 8-916-703-45-98

Назад