10 лет в Чили

Константин Васильевич Показеев неоднократно просил меня написать про мою преподавательскую работу в Университете города Консепсион в Чили в 2000-2010 годах. Я долго не решался, но в итоге с удовольствием выполняю его просьбу, хотя с тех пор прошло уже 9 лет и память невольно подернулась какой-то дымкой.

Начну с того, что все произошло внезапно и совершенно неожиданно для меня. Незадолго до того мы с коллегой подали тезисы доклада на конференцию по климатологии и метеорологии Южного полушария, которую Американское метеорологическое общество проводило в столице Чили, Сантьяго, но сами туда не поехали (тезисы были опубликованы) , и, видимо, так я и попал в поле зрения чилийских коллег. Как мне потом говорили, в Отделении физики атмосферы и океана Университета г. Консепсион, где я стал преподавать, прошла перед этим аттестация с участием международных экспертов (в их числе из США) и было настоятельно рекомендовано усилить атмосферный блок Отделения. На Отделении была сильная группа, занимающаяся верхней атмосферой, но с исследованиями нижней атмосферы и ее динамики дело обстояло хуже. В результате этих обстоятельств, отчасти достаточно случайных, я был фактически приглашен занять должность полного (по-испански, титулярного) профессора этого Отделения.

Несколько слов об Университете г. Консепсион и о самом городе (отмечу, что по-испански слово «Консепсион» женского рода и есть даже такое женское имя, а вот название страны, Чили, по-испански мужского рода, что для нас непривычно). На самом деле, каждый из нас читал про Консепсион, хотя, возможно, и не запомнил название этого города. Дело в том, что Консепсион находится в точности на 37 параллели, о которой идет речь в знаменитом романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Город Консепсион — это второй-третий по величине город страны, после столицы Сантьяго (в которой проживает 1/3 населения Чили). Большой Консепсион (конгломерация населенных пунктов вокруг исторического Консепсиона) конкурирует с конгломератом Вальпараисо — Винья Дель Мар, и многое зависит от того, как вести при этом подсчеты населения. Городу Консепсион около 500 лет, т.е. он существенно старше городов в США и Канаде, хотя, к несчастью, в нем трудно найти здания даже XIX века. И все это из-за-разрушительных землетрясений, которые случаются примерно дважды в столетие (последние три из них случились в 1939, 1960 и 2010 гг.). Город Консепсион знаменит и тем, что именно в нем была провозглашена независимость Чили от испанской короны, т.е. хоть и совсем недолго, но он был де факто столицей Чили.

Фотография центральной площади в университетском кампусе. На переднем плане автор этих строк. Виден символический памятник обобщенному ректору Университета — как его лидеру. Памятник так и называется: “El Rector”. На заднем плане — университетская башня с часами.

Университет и его замечательный, очень живописный кампус — это одна из основных достопримечательностей г. Консепсион. Университет был основан в 1919 году и нынешней весной (осенью в Чили) отметил свое 100-летие. Это достаточно старый по южноамериканским меркам университет. В нем на настоящий момент 20 различных факультетов, три университетских кампуса (в гг. Консепсион, Чильян и Лос-Анхелес), около 2000 человек профессорско-преподавательского состава и по состоянию на 2019 год — примерно 27 с половиной тысяч студентов (бакалавриат, магистратура и, по-нашему, аспирантура). Имеются также научно-исследовательские центры. Обучение в университете платное. Отделение физики атмосферы и океана (позже оно было переименовано в Отделение геофизики и на него пришли специалисты по твердой Земле) принадлежит факультету физических и математических наук. В мое пребывание там физические науки на факультете были представлены тремя отделениями: Отделением общей физики, Отделением астрономии и Отделением физики атмосферы и океана (затем Отделением геофизики). Надо сказать, что Отделение астрономии было (надеюсь и сейчас остается) очень сильным и с действительно мировой репутацией. Достаточно сказать, что сотрудники этого отделения внесли существенный вклад в уточнение значения (на целый порядок по точности) постоянной Хаббла. Астрономы этого отделения тесно кооперируют со знаменитыми обсерваториями на севере Чили, и это с учетом того, что 10% наблюдательного времени полагалось бесплатно чилийским ученым, как хозяевам.

Теперь о моей преподавательской работе. Преподавал я всегда на испанском языке, что было строго обязательно. Читал разнообразные курсы, в том числе курс общей физики атмосферы (в рамках курса общей геофизики), курс геофизической гидродинамики, курс микроклиматологии. Последний курс читался для студентов факультета лесоводства (экспорт древесины, в том числе в Японию, очень важен для Чили), и я в том числе рассказывал студентам о применении законов физики к природным явлениям, с которыми может столкнуться в своей будущей работе специалист по лесному хозяйству. Последние три года я читал общефакультетский (т.е. для студентов Отделения общей физики, Отделения астрономии и Отделения геофизики) курс по общей гидродинамике. Самый последний год у меня было около 50 студентов-слушателей. Этот курс был обязательным для студентов, т.е. входил в обязательный список курсов (curriculum) по физике (наряду с классической механикой, термодинамикой, электродинамикой, квантовой механикой, статистической физикой и пр.) Кстати, то, что на физфаке МГУ это не совсем так, и гидродинамика читается студентам избирательно, немного жаль, поскольку «гидродинамическое мышление» является неотъемлемой составной частью общего мышления физика, и абсолютно правы были Л.Д. Ландау и Е.М. Лифшиц, поместившие том «Механика сплошных сред» на почетное место в их курсе теоретической физики. В целом, система преподавания в Университете г. Консепсион во многом похожа на ту, что на физфаке МГУ: студентам читаются лекции, они сдают зачеты, экзамены, делают курсовые работы, защищают бакалаврские и магистерские диссертации. Отличие возможно в том, что, по крайней мере, на старших курсах, делается относительно больший упор на решение практических задач по читаемому спецкурсу. Ученая степень в Чили одна (а не две, как у нас), и здесь есть та интересная для нас особенность, что в докторантуру (аспирантуру по-нашему) могут в принципе поступать как бакалавры, так и магистры, т.е. магистром быть необязательно для получения докторской степени. Многие преподаватели на факультете, в том числе на Отделении физики атмосферы и океана, после завершения университетского образования в Чили получали ученую степень за границей, в том числе в европейских странах: Англии, Франции, Германии, Дании, Швеции и др.

Несколько слов о климате в г. Консепсион, поскольку это временами касалось и преподавания. Иногда в шутку спорят, какое самое холодное место на Земле: тропики или субтропики? В этой шутке есть доля истины. В тропиках я был летом, когда «солнце в зените» (в буквальном смысле слова), но о субтропиках могу сказать со всей определенностью. В г. Консепсион в году выделяются два периода. Во-первых, солнечный и без осадков летом (один год было практически три месяца без капли дождя, и каждый день светило яркое солнце на абсолютно безоблачном небе). Во-вторых, очень дождливый зимой, когда во время так называемых «темпоралей» (интенсивных циклонов, бурь) капли (точнее, струи) дождя летят практически горизонтально, ходить с зонтом не имеет смысла (его и ветром ломает) и за несколько минут человек вымокает до нитки. Обычно средняя температура зимой составляет где-то чуть больше 10 градусов (примерно ту же температуру имеет зимой и вода в Тихом Океане, в 8 км от которого на северном берегу самой большой в Чили реки Био-Био находится исторический г. Консепсион), но самое неприятное, что практически та же (или чуть повыше) температура держится и во многих помещениях, включая студенческие аудитории. Не очень эффективная система отопления (газ в Чили дорог, его импортируют из Аргентины) и сама конструкция зданий — громадные окна в одно стекло и неплохо проводящие тепло стены из крепкого бетона, чтобы обеспечить сейсмоустойчивость здания, дают себя знать, и вспоминаются девушки-студентки, сидящие в аудиториях одетыми в теплые куртки и в шерстяных перчатках с прорезями для пальцев, чтобы удобнее было писать.

В Университете г. Консепсион у каждого преподавателя имеется хотя и совсем небольшой, но собственный кабинет. На двери обязательно висит табличка с указанием имени преподавателя. Двери в коридор или приоткрыты, или же студент всегда может постучаться в дверь и пообщаться с преподавателем. Кстати, в том отделении, где я работал, нахождение на рабочем месте в рабочее время было или обязательным, или, по крайней мере, весьма желательным. В этой связи вспоминаются годы моего студенчества на физфаке МГУ во второй половине 1960-х — самом начале 1970-х годов, когда живое общение с преподавателями кафедры в течение дня было так же доступным. К огромному сожалению, ситуация с тех пор во многом изменилась, и не в лучшую сторону, в силу как объективных (вспоминаются 1990-е годы, когда на физфаке стали всюду появляться крепкие запоры на дверях в комнатах), так и субъективных причин.

Снимок пары синхронно движущихся пыльных вихрей — «толстого» слева и «тонкого» справа — сделанный 1 декабря 2009 г. в 16:00 местного времени в пустыне Атакама в Чили с помощью фотокамеры, установленной на крыше внедорожника, на котором «охотились» за вихрями; передняя часть крыши видна внизу на снимке (см. также Kurgansky et al., Space Science Reviews (2016) 203:209–244. DOI 10.1007/s11214-016-0281-0)

Буквально несколько слов о научной работе. В Чили есть принцип: преподавать ты обязан там и тогда, где и когда это необходимо. За это платится зарплата, а вот все продвижения по службе (по должности) зависят напрямую от научной работы и публикационной активности, для чего, конечно, очень хорошо иметь гранты. Система грантов в принципе похожа на Российский фонд фундаментальных исследований и Российский научный фонд. Имеется большой конкурс заявок, и грант получить совсем непросто, но если он получен, то схема финансирования, на мой взгляд, достаточно гибкая и по делу. Сужу по своему опыту, поскольку довелось быть руководителем достаточно крупного экспедиционного гранта: мы провели первые систематические исследования пыльных вихрей в пустыне Атакама на севере Чили, на 20-ти градусах южной широты (в экспедиции участвовали и студенты).

Думаю, что успеху нашей заявки на грант способствовало и то, что мы рассматривали условия в этом одном из самых засушливых мест на Земле. Условия в пустыне Атакама можно рассматривать как земной аналог условий на Марсе, где пыльные вихри в определенные периоды могут обеспечивать до 50% выноса пыли в марсианскую атмосферу, во многом определяя ее общий радиационный режим и климат на планете. Это примыкает к астрономии, которая, повторюсь, имеет очень высокий престиж в Чили.

Заканчивая эти немного сумбурные заметки, хочу подчеркнуть, что опыт преподавания в Чили еще раз убедил меня в том, что наука имеет действительно международный характер, что в самых удаленных уголках нашей планеты (чилийцы так и называют свою страну: Fin del Mundo — Конец Света) есть люди, на самом деле преданные науке, есть люди, живо интересующиеся наукой, и есть люди, искренне желающие стать хорошими учеными и специалистами и действительно становящиеся ими.

М.В. Курганский, выпускник физфака МГУ 1972 года, профессор кафедры физики атмосферы, главный научный сотрудник Института физики атмосферы имени А.М. Обухова РАН

Примечание главного редактора. Желающим представить себе пустыню Атакама рекомендуется посетить в Пушкинском музее выставку Фонда Louis Vuitton. Среди шедевров современного искусства там есть инсталляция Кристиана Болтански “Animitas”, представляющая почти суточную видеозапись в пустыне Атакама народного мемориала, посвященного жертвам террора Пиночета. Кристиан Болтански дополнил мемориал 800 японскими колокольчиками. Это позволяет, по мнению автора, погрузится в «музыку звезд и голосов блуждающих душ».

Назад