EN

Свои люди

Четыре года тому назад учебный отдел доверил мне стать начальником первого курса. Что конкретно входит в обязанности начальника курса, можно изложить лишь в многотомной должностной инструкции. Но в целом круг обязанностей я понимал, держа в голове пример начальника курса, на котором студентом был сам.

В предыдущей статье («Советский физик» № 149/3) я уже рассказывал о неоценимой помощи и поддержке коллективов учебного отдела и кафедры акустики. Во многом благодаря этой поддержке, за четыре года студенты из недавних школьников выросли до качественно нового уровня. Большинство продолжит обучение в магистратуре. Настало время вспомнить о том, как пролетели наши четыре года, рассказать о курсе и главных мероприятиях, которые мы проводили вместе.

В самом начале возникла очень важная задача: подготовка к началу первого учебного года. Нужно было распределить около четырёх сотен первокурсников по 18 группам. И здесь мне сильно помогли сами ребята, хотя мы с ними тогда ещё даже не были знакомы. Одна из групп была сформирована сразу же, поскольку студенты этой группы выбрали обучение по специальности «астрономия». Две группы — это студенты, которые знали своих преподавателей ещё со школьной скамьи и решили продолжить обучение с ними. Ну а дальше — творческий процесс. Мальчики и девочки, иногородние и москвичи. Соотношение должно примерно совпадать во всех группах, да ещё и пожелания самих первокурсников обязательны к исполнению. Никаких однофамильцев в группе. Правда, девочку и мальчика с одинаковой склоняемой фамилией мне простили. Но даже когда дело было сделано, мы всю ночь накануне собрания первокурсников вносили коррективы в списки групп и уточняли, кто станет старостой. И всё для того, чтобы группы были дружными и учиться было комфортно.

В начале сентября мои первокурсники пригласили меня за город в лес. В ту далёкую эпоху, когда реального и очного было больше, чем виртуального и дистанционного, каждую осень на одной из подмосковных опушек на живописном берегу реки проходило посвящение в первокурсники. Ребята оказались стойкими, разобрались, как ставить палатки и разжигать костры, готовить еду на настоящем огне и согреваться в осеннем стылом лесу. Это первое всеобщее и неформальное мероприятие для студентов всего курса. И для меня посвящение фактически стало первой возможностью пообщаться со всеми, увидеть не сухие статистические таблицы, не испуганные глазки на собрании первокурсников, а людей со своими историями, взглядами и эмоциями.

Студент — это фактически профессия. Даже в трудовую книжку отметку ставят. И для того, чтобы права студентов соблюдали, а во время учёбы все были защищены, как и во всех профессиях, существует профсоюз. Составляют, а точнее, избирают его сами студенты. И для этого каждый год проходит профучёба и конкурс, на котором выбирают студенческих лидеров. На этих мероприятиях начальник курса играет различные роли в нескольких профессиональных конкурсах для студентов, а затем в режиме открытого микрофона отвечает на вопросы по поводу занятий, сессии и условий, в которых находятся студенты. Уже на первом таком мероприятии я убедился, что на курсе учатся активные и талантливые студенты, которые способны выучиться, постоять за себя, и, что наиболее ценно, оказать помощь и поддержку товарищам.

Не всегда, впрочем, удаётся ограничиться помощью и поддержкой внутри студенческого коллектива. Особенно во время сессии. Некоторые студенты хотят и могут показать результаты лучше, чем получилось на экзамене. И как только возникали малейшие сомнения, мы со студентами незамедлительно связывались с преподавателями. Встречались, вместе изучали записи в листах ответа, обсуждали ошибки. Вещь серьёзная. Действующее законодательство позволяет сдавать зачёт и экзамен не более трёх раз. Правда, оказалось, что даже некоторые преподаватели толком не понимают эту норму. Кто-то наобещал студентам, что можно только попросить — и учебный отдел пойдёт на нарушения и предоставит столько попыток, сколько заблагорассудится. Приходилось проводить разъяснительную работу и со студентами, и с преподавателями буквально перед каждым экзаменом. Dura lex, ced lex. Но зато все свои законные пересдачи студенты получили. Особенную радость это принесло тем, кто в результате получил диплом с отличием.

Кроме учёбы мы вместе с курсом занимались спортом и участвовали в полезных конкурсах. Всем общежитием делали утреннюю зарядку. Студенты активно участвовали в профильных турнирах. Почти каждый семестр было несколько заявок на участие в выездных мероприятиях. На конкурс курсовых работ мои студенты подали так много ярких и интересных, а главное — важных для науки работ, что конкурсная комиссия изучала и обсуждала работы заочного тура целых три дня! Да и в очном туре выделить победителей было настолько трудно, что приняли решение отдать вторые и третьи места сразу нескольким претендентам. Гладко прошло распределение по кафедрам. Каждый попал в ту лабораторию, в которой хотел заниматься научной работой. И каждой кафедре хватило студентов. Только после распределения по кафедрам мы встретились с моими студентами на занятиях. Безусловно, моя группа чувствовала особую ответственность, занимаясь у начальника курса. Безусловно, и я ощущал повышенную ответственность. Именно поэтому с моими студентами занятия проходили особенно интересно. Мы успели освоить основную часть курса, а с некоторыми разобрали и дополнительные задания. И, похоже, по данной дисциплине должников не было: все отчитались в срок.

Ещё когда я только собирался стать начальником курса, меня предупредили: только четыре года они будут студентами. А потом они станут своими людьми

повсюду. Оказалось, что ещё студентами они стали своими людьми. Ответственными помощниками в учебной работе и при приёме абитуриентов, ответственными волонтёрами в наше неспокойное время, ответственными студенческими лидерами и групповодами. До глубины души тронул случай, когда одна из моих студенток, Юля, сама нашла меня и предложила помощь.

Приятно, что большинство студентов, с которыми мы провели эти незабываемые четыре года, приняли участие в универсиаде, стали победителями и без вступительных экзаменов в новом учебном году приступят к занятиям в магистратуре физического факультета! Многие из тех, кто не победил в универсиаде, успешно сдали вступительные испытания и тоже готовы стать первокурсниками нашей магистратуры. А это значит, что свои люди остаются с нами! И через несколько лет, которые пролетят стремительно, свои люди будут открывать новые горизонты в науке!

Крит Т.Б., начальник IV курса

Назад