С любимыми не расставайтесь!
Заметкой о поэте Александре Сергеевиче Кочеткове мы продолжаем цикл статей про выдающихся выпускников Московского университета, посвященный 270-летию МГУ.
...По законам фуги
Растите мысль, катайтесь на коньках, —
И страшный суд придется отложить.
Поэта Александра Сергеевича Кочеткова мало кто помнит, но многие знают его «Балладу о прокуренном вагоне», известную по строчке «С любимыми не расставайтесь!», прозвучавшую в фильме «Ирония судьбы...» Э. Рязанова в 1975 году, который многие россияне традиционно смотрят каждый год. Этой же строкой была названа пьеса А. Володина, по которой в 1979 году был снят одноименный фильм. Стихотворение это было написано в далеком 1932 году, а впервые опубликовано только в 1966 в альманахе «День поэзии». История написания «Баллады...» впечатляет.
Александр Сергеевич отдыхал у родителей жены в Ставропольском крае, но пора было уже ехать по делам в Москву, а уезжать очень не хотелось, и жена смогла уговорить его остаться еще на три дня, билеты были сданы. Это спасло поэту жизнь! Поезд «Сочи — Москва», на котором он должен был ехать, попал в страшную аварию на станции Люблино-Дачное (погибло 36 человек, 51 человек пострадал, начальник станции был расстрелян, дежурный, сторож и сигналист получили сроки). Друзья поэта в Москве были уверены, что он погиб. По возвращении в первом же письме Александр Сергеевич отправил «Балладу... » своей жене. |
|
Жена поэта, Инна Григорьевна, любовь к которой в прямом смысле слова спасла Александру Сергеевичу жизнь |
Баллада о прокуренном вагоне
Как больно, милая, как странно, Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, — Как больно, милая, как странно Раздваиваться под пилой. Не зарастёт на сердце рана, Прольётся чистыми слезами, Не зарастёт на сердце рана — Прольётся пламенной смолой. — Пока жива, с тобой я буду — Душа и кровь нераздвоимы, — Пока жива, с тобой я буду — Любовь и смерть всегда вдвоём. Ты понесёшь с собой повсюду — Ты понесёшь с собой, любимый, — Ты понесёшь с собой повсюду Родную землю, милый дом. — Но если мне укрыться нечем От жалости неисцелимой, Но если мне укрыться нечем От холода и темноты? — За расставаньем будет встреча, Не забывай меня, любимый, За расставаньем будет встреча, Вернёмся оба — я и ты. — Но если я безвестно кану — Короткий свет луча дневного, — Но если я безвестно кану За звездный пояс, в млечный дым? |
— Я за тебя молиться стану, Чтоб не забыл пути земного, Я за тебя молиться стану, Чтоб ты вернулся невредим. Трясясь в прокуренном вагоне, Он стал бездомным и смиренным, Трясясь в прокуренном вагоне, Он полуплакал, полуспал, Когда состав на скользком склоне Вдруг изогнулся страшным креном, Когда состав на скользком склоне От рельс колеса оторвал. Нечеловеческая сила, В одной давильне всех калеча, Нечеловеческая сила Земное сбросила с земли. И никого не защитила Вдали обещанная встреча, И никого не защитила Рука, зовущая вдали. С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них, — И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! Когда уходите на миг! |
«Баллада... » приобрела огромную популярность в годы Великой Отечественной войны, ее переписывали, читали наизусть, она стала неофициальным гимном эвакуации.
Александр Сергеевич родился 12 мая 1900 года в семье железнодорожного служащего недалеко от станции Лосиноостровская. Стихи писать Александр начал в 14 лет. В 1917 году он окончил гимназию и поступил на филфак МГУ, сохранив свое увлечение поэзией, а Вера Меркулова и Вячеслав Иванов стали его первыми наставниками. После окончания университета поэт работал переводчиком. Он переводил очень популярные в 20-х годах
|
ХХ века произведения: Шиллера, Бомарше, Корнеля, Расина, Гидаша, восточных (Хафиза, Анвари, Фару, Унсари ) и прибалтийских авторов, которые много печатались, и переводы эти не устаревают. А вот собственные стихотворения поэта были изданы при его жизни лишь раз в 1926 году в альманахе «Золотая зурна». Почему? Современники вспоминали, что он был необычайно скромен и застенчив, стеснялся ходить по редакциям со своими стихами, а если стихи и попадали в редакцию, то боялся идти за ответом, страшился отказа. Он был всегда приветлив и добродушен, относился с благоговением к любому живому существу. Когда он работал на даче в Черкизово-Старках, птицы залетали в окно и садились ему на голову и плечи, но он их не прогонял, ведь птицы — это небесные посланники... |
А.С. Кочетков на даче в Песках. Лето 1940. Фотография Л.В. Горнунга. Архив Дома-Музея Марины Цветаевой |
Александр Сергеевич работал исключительно в русле классического стиха, но близкие по духу поэты его ценили. Друг поэта Лев Озеров, который составил и подготовил и издал в 1985 году книгу стихотворений и поэм «С любимыми не расставайтесь», написал о них:
«Стихи Александра Кочеткова отличаются отточенностью формы и классическим изяществом». В 1974 году в издательстве «Советский писатель» отдельной книгой вышло самое крупное произведение Кочеткова — драма в стихах «Николай Коперник». Были опубликованы две его одноактные пьесы: «Голова Гомера» — о Рембранте и «Аделаида Граббе» — о Бетховене. Вышли циклы лирических стихотворений в «Дне поэзии», в журналах «Памира» и «Литературная Грузия». Остальная часть наследия поэта (лирика, поэмы, драмы в стихах, переводы) так и остается в архиве.
Александра Сергеевича уважала Анна Ахматова, с Мариной Цветаевой он дружил, она гостила на у него на даче вместе с сыном Георгием (Муром), которого Александр Сергеевич однажды спас во время купания, что сделало дружбу еще крепче. Поэт умер 1 мая 1953. Если о жизни его нам известно очень мало, то о смерти — вообще ничего. Долгое время неизвестно было даже место захоронения урны с его прахом, его нашли только в 2014 энтузиасты Общества некрополистов в колумбарии Донского кладбища. Теперь на нише установлена плита с портретом и со строчками из «Баллады о прокуренном вагоне». |
|
Савина М.К.